XXVIII Общее собрание АСДГ
Р Е Ш Е Н И Е № 5
10 июня 2011 г., Иркутск
«О современной ситуации в местном самоуправлении
и направлениях его дальнейшего развития»
Обсудив доклад президента АСДГ, мэра города Новосибирска В.Ф. Городецкого «Роль и перспективы местного самоуправления в условиях реализации государственной политики модернизации России. Уроки и опыт 25-летней деятельности АСДГ», аналитическую записку вице-президента АСДГ Р.В. Бабуна «Современные проблемы развития местного самоуправления в России и подходы к их решению», Предложения АСДГ по совершенствованию законодательной базы местного самоуправления и после обмена мнениями, XXVIII Общее собрание АСДГ отмечает:
За последние годы в развитии местного самоуправления в России достигнуты определенные положительные результаты. В частности, за счет реализации нескольких приоритетных национальных проектов и федеральных программ удалось увеличить финансирование и продвинуться в решении ряда проблем в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, сноса аварийного и ветхого жилья, капитального ремонта жилищного фонда, дорожного хозяйства, благоустройства и др.
Несмотря на это, общая ситуация в местном самоуправлении остается крайне сложной и противоречивой.
Не удалось сформировать стабильную законодательную базу местного самоуправления, четко разграничить полномочия между уровнями публичной власти. Постоянно и несистемно вносятся изменения в Федеральный закон №131-ФЗ. Имеются многочисленные противоречия между этим законом и другими законодательными актами (Бюджетный, Налоговый, Гражданский, Градостроительный, Земельный и другие кодексы).
Перечень полномочий органов местного самоуправления не соответствует перечню вопросов местного значения, на решение которых направлены эти полномочия. Понятия «вопросы местного значения» и «полномочия» не увязаны между собой.
Остаются нерешенными главные вопросы финансового обеспечения местного самоуправления. Финансовая база местных бюджетов явно не соответствует объему возложенных на них расходных полномочий. Все меньшую долю в доходах местных бюджетов занимают собственные источники, которыми могут самостоятельно распоряжаться органы местного самоуправления, и все большую долю – различные формы целевых трансфертов.
У органов местного самоуправления отсутствуют стимулы для социально-экономического развития территорий и расширения собственной налоговой базы, поскольку почти все связанные с этим налоги поступают в бюджеты других уровней. Органы местного самоуправления даже крупных городов не имеют механизмов участия в реализации государственной промышленной политики. в рассмотрении и обсуждении вопросов научно-технического и инновационного развития на территориях.
Сковывают местную инициативу чрезмерный государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, огромное количество надзорных инстанций, проверок и отчетности. Органы прокуратуры постоянно предъявляют органам местного самоуправления невыполнимые по финансовым возможностям и срокам требования, что служит основанием для привлечения руководителей муниципалитетов к различным формам ответственности.
В органах местного самоуправления (кроме крупных городов) сохраняется острый дефицит квалифицированных кадров. Привлечению на муниципальную службу квалифицированных кадров препятствует крайне низкий уровень их заработной платы, особенно в нижнем и среднем звеньях управления.
В ряде средств массовой информации проводится целенаправленная кампания по дискредитации местного самоуправления как некомпетентного и наиболее коррумпированного уровня публичной власти. Это является одной из существенных причин того, что степень доверия населения к органам местного самоуправления за последние годы снизилась.
В результате всего изложенного местное самоуправление все более утрачивает свою автономию и ресурсы самоорганизации и все более встраивается в систему государственной власти. Изначально присущая местному самоуправлению зависимость органов местного самоуправления «по горизонтали» – от избирателей все более замещается зависимостью «по вертикали» - от органов государственной власти.
У муниципального сообщества отсутствует ясность в понимании государственной политики, касающейся перспектив дальнейшего развития местного самоуправления в России, его места и роли в процессе модернизации страны.
XXVIII Общее собрание АСДГ решило:
1. Считать главной задачей органов местного самоуправления на предстоящую перспективу активное участие в процессе модернизации страны, в первую очередь, в развитии и наращивании человеческого капитала, что является главной стратегической целью модернизации.
2. Поддержать провозглашенный руководством страны курс на децентрализацию системы управления, на расширение полномочий и финансовых ресурсов местного самоуправления. В рамках этого курса считать необходимым принятие новой Концепции развития местного самоуправления в Российской Федерации, взамен «Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента России от 15.10.1999 г. № 1370 и уже не соответствующих современным условиям. Определить в данной Концепции роль местного самоуправления в развитии Российского государства и общества на современном этапе, взаимоувязанное решение вопросов объемов полномочий органов местного самоуправления, его финансовой базы, земельно-имущественных отношений, кадрового обеспечения, степени автономии и основ взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти. До утверждения проекта Концепции организовать его широкое экспертное и общественное обсуждение.
3. Считать необходимым системное совершенствование правовой базы местного самоуправления. Одобрить в основном «Предложения по совершенствованию законодательства в области местного самоуправления». Исполнительной дирекции АСДГ доработать Предложения с учетом состоявшегося обсуждения. Президенту АСДГ направить доработанные Предложения в соответствующие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, союзы и ассоциации муниципальных образований.
4. Обеспечить реальное укрепление финансовой основы местного самоуправления, приведение его доходной базы в соответствие с расходными полномочиями местных бюджетов. Поддержать предложения по данному вопросу, изложенные в докладе ВСМС «О развитии местного самоуправления в Российской Федерации и задачах ВСМС», в т.ч.:
- введение налога на недвижимость в качестве местного налога на основе рыночной оценки налогооблагаемой базы;
- передача муниципальным образованиям регулирования по патентам на предпринимательскую деятельность при сохранении необходимых механизмов контроля со стороны регионов, а также перечисление доходов от их продажи в местные бюджеты в размере 100%;
- передача в местные бюджеты доходы от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 100%;
- увеличение доли доходов от НДФЛ – до 50 % в городских округах и муниципальных районах и до 30 % в сельских поселениях;
- расширение налоговых полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Ввести в практику работы федеральных и региональных органов государственной власти консультирование с органами местного самоуправления по проектам решений, касающихся этих органов, в т.ч. в сферах планирования, финансирования, земельно-имущественных отношений.
6. Установить на федеральном уровне процедуры и сроки проведения проверок деятельности органов местного самоуправления надзорными органами аналогично тому, как это сделано в отношении малого и среднего бизнеса.
7. Обеспечить в ближайшие годы существенное повышение уровня заработной платы муниципальных служащих, обратив особое внимание на низшее и среднее звенья управления.
8. При намечаемой с 2012 года передаче полномочий в сфере здравоохранения на региональный уровень считать необходимым принять схему разграничения полномочий, действующую в настоящее время в сфере школьного и дошкольного образования. При этом сохранить статус существующих муниципальных учреждений здравоохранения, закрепив за субъектами Российской Федерации полномочия по обеспечению гарантий прав граждан на охрану здоровья путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для обеспечения этих прав, в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.
Президент АСДГ
В.Ф. Городецкий
|