АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Об АСДГ

 
 
Устав
Структура
Органы управления
Общее собрание
Председатель
Совет
Контрольно-ревизионная комиссия
Исполнительная дирекция
Состав Ассоциации
История
Оформление членства в АСДГ
Контакты
Положение об обработке персональных данных в некоммерческой организации «Ассоциация сибирских и дальневосточных городов»

Резолюция Форума

Резолюция Форума

 

Р Е З О Л Ю Ц И Я
Форума руководителей муниципальных образований
Сибири и Дальнего Востока

(Новосибирск, 22 мая 2009 г.)

 

Руководители муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, собравшись на XXVI Общее собрание Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), провели Форум, на котором рассмотрели актуальные вопросы реализации законодательства в области местного самоуправления и проблемы развития муниципальных образований в условиях финансово-экономического кризиса.

Участники Форума отмечают, что к началу 2009 года завершился важнейший этап муниципальной реформы, вступил в полном объеме Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В течение переходного периода органами местного самоуправления проделана большая работа по развитию экономики и социальной сферы муниципальных образований, совершенствованию организации муниципального управления.

Большое внимание вопросам развития местного самоуправления уделено в последних выступлениях Президента России Д.А. Медведева и Председателя Правительства В.В. Путина. В рамках приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ осуществляется государственная поддержка муниципальных образований в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, капитального ремонта жилищного фонда, переселения граждан из аварийного жилья и др.

В то же время реальная ситуация в муниципальных образованиях остается сложной. В условиях кризиса органы местного самоуправления столкнулись с серьезными проблемами. В первую очередь это потеря налоговых поступлений, следствием чего стал отказ от исполнения ряда расходных обязательств – капитальный ремонт, строительство дорог, благоустройство и др. Основной проблемой стало обеспечение занятости высвобождаемых работников и, как следствие, увеличение социальных выплат. Однако органы местного самоуправления видят в кризисе и определенные позитивные моменты, стимулирующие интенсификацию развития местной экономики, внедрение инноваций, поиск внутренних резервов, оптимизацию структуры занятости.

Участники Форума с сожалением констатируют, что на сегодня у государства нет внятной политики в отношении местного самоуправления, нет документа, в котором была бы четко сформулирована такая политика. Многочисленные поправки в Федеральный закон № 131-ФЗ, Бюджетный, Земельный, Градостроительный кодексы РФ и другие федеральные акты, принятые в последние годы, не носят системного характера, плохо увязаны между собой, особенно в части объемов полномочий и их ресурсного обеспечения. Это создает многочисленные трудности и проблемы в практике муниципального управления.

Объем полномочий органов местного самоуправления постоянно меняется, ясные критерии отнесения тех или иных вопросов к вопросам местного либо государственного значения отсутствуют. Наблюдается тенденция на сокращение властных и регулирующих полномочий муниципальных органов за счет передачи их органам государственной власти субъектов РФ и расширение высокозатратных полномочий по жизнеобеспечению населения. Крайне отрицательно сказывается на деятельности органов местного самоуправления отсутствие механизмов влияния на работу промышленных предприятий, расположенных в городах. Негативную роль сыграло изъятие у органов местного самоуправления таких полномочий, как участие в решении вопросов занятости и трудовых отношений, экологический контроль. Серьезные проблемы возникли в связи с решением о предоставлении органам государственной власти субъектов РФ возможности изымать у органов местного самоуправления столичных городов права распоряжения городскими землями. Практика применения этой нормы показала ее крайне негативные последствия.

По-прежнему остаются нерешенными главные проблемы финансового обеспечения местного самоуправления, приведения его в соответствии с возрастающим объемом полномочий. Из-за несовершенства правовой базы далеко не полностью собираются местные налоги: земельный и налог на имущество физических лиц. Все меньшую долю в доходах местных бюджетов составляют собственные доходы и все большую – трансферты из вышестоящих бюджетов. При этом остается непрозрачной схема распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Неоднократные обращения муниципального сообщества по укреплению доходной базы местных бюджетов не находят решения в течение многих лет. Остаются неурегулированными вопросы земельно-имущественных отношений, тарифной политики и др.

Во многих федеральных органах и органах государственной власти субъектов РФ отсутствует должное понимание специфики местного самоуправления как формы народовластия и самоорганизации граждан, преобладают тенденции к усилению прямого административного регулирования его деятельности, к фактическому встраиванию органов местного самоуправления в вертикаль государственной власти в качестве ее нижнего уровня.

В условиях кризиса и начавшегося перехода к системной модернизации страны на инновационной основе необходим ответ на вопрос, какую роль может и должно играть на этом этапе местное самоуправление. Сумеет ли оно включиться в процесс модернизации в качестве эффективного участника, стать мощным ресурсом развития государства и общества, либо окажется на обочине этого процесса.

Участники Форума рекомендуют:

1. Разработать и утвердить Указом Президента России «Концепцию развития местного самоуправления в Российской Федерации». Определить в ней роль местного самоуправления в развитии Российского государства и общества на современном этапе, предусмотреть взаимоувязанное решение вопросов полномочий местного самоуправления, его финансового обеспечения, земельно-имущественных отношений, взаимоотношений с органами государственной власти.

2. В области полномочий местного самоуправления:
2.1. Предусмотреть включение в перечень вопросов местного значения принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований

2.2. Предусмотреть участие органов местного самоуправления городских округов, особенно крупных, в осуществлении государственной промышленной политики, в решении вопросов научно-технического и инновационного развития на территориях.

2.3. Предусмотреть участие органов местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений.

2.4. Восстановить право органов местного самоуправления городских округов на осуществление экологического контроля.

2.5. Ускорить решение вопроса о создании муниципальной милиции, как это предусмотрено Федеральным законом № 131-ФЗ.

2.6. Предусмотреть для органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов право наложения административных взысканий по некоторым видам правонарушений.

2.7. Предусмотреть право органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на создание органов муниципальной статистики.

2.8. Принять федеральный акт, ограничивающий количество проверок деятельности органов местного самоуправления различными федеральными ведомствами.

3. В области финансового обеспечения местного самоуправления и в целях расширения его доходной базы:

3.1. Передать органам местного самоуправления налоги, взимаемые по специальным налоговым режимам (на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения), применяемые для предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, ориентированных в основном на местные рынки. Увеличить предельную сумму доходов для организаций, имеющих право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 100 млн. руб. (вместо 15 млн. руб. в настоящее время), численность работников до 300 чел. (вместо 100 чел.) и остаточную стоимость основных фондов до 200 млн. руб. (вместо 100 млн. руб.). Установить ограничение по переводу на уплату единого налога на вмененный доход для организаций и индивидуальных предпринимателей с численностью работников до 300 чел. (вместо 100 чел. в настоящее время).

3.2. Передать органам местного самоуправления часть транспортного налога, поскольку они несут основную нагрузку по содержанию улично-дорожной сети.

3.3. Ускорить решение вопроса о введении единого местного налога на недвижимость.

3.4. В связи с завершением переходного периода обеспечить строгое соблюдение органами государственной власти субъектов РФ требований Федерального закона № 131-ФЗ о порядке распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из региональных фондов финансовой поддержки городских округов и муниципальных районов. Обеспечить, как это предусмотрено законом, ежегодное установление законами субъектов РФ расчетного (критериального) уровня бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя каждого муниципального образования как базы для прозрачного расчета объемов дотаций.

3.5. Предложить органам государственной власти субъектов РФ передать органам местного самоуправления городов, участвующих в реализации государственной промышленной политики, часть налога на прибыль организаций.

4. В области земельно-имущественных отношений:

4.1. Ускорить процесс разграничения государственной собственности на землю. При этом все земли населенных пунктов, кроме находящихся в частной собственности и под объектами федеральной и региональной собственности, должны быть переданы в муниципальную собственность.

4.2. Восстановить право органов местного самоуправления городов – административных центров субъектов РФ на распоряжение городскими землями при обязательном учете и соблюдении интересов органов государственной власти субъектов РФ по предоставлению необходимых для их деятельности земельных участков.

4.3. Отменить действующие нормативные акты об освобождении от уплаты земельного налога, поступающего в местные бюджеты, крупных объектов федерального значения (обороны, железнодорожного транспорта, энергетики и др.) с компенсацией потерь владельцам этих объектов из федерального бюджета.

4.4. Предусмотреть возможность сохранения в муниципальной собственности нежилых помещений и других объектов, не перечисленных в статье 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в случаях, когда приватизация этих объектов может привести к прекращению оказания населению жизненно важных услуг, как это уже имело место во многих муниципальных образованиях.

4.5. Внести необходимые изменения в Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ, устранив преграды на пути преимущественной приватизации предприятиями малого и среднего бизнеса занимаемых ими нежилых помещений. Дать четкое толкование понятия «добросовестный» налогоплательщик. Признать добросовестными всех налогоплательщиков, не имеющих задолженности по налоговым платежам на момент предполагаемой приватизации.

4.6. Принять меры по ускорению инвентаризации, рыночной оценке и постановке на налоговый учет недвижимого имущества физических лиц, включая объекты, длительное время числящиеся в незавершенном строительстве.

5. В сфере реформирования ЖКХ:

5.1. Продолжить после 2011 года деятельность Фонда реформирования ЖКХ, возможно в другой организационно-правовой форме.

5.2. В целях предотвращения потери управляемости многоквартирными жилыми домами, обслуживаемыми частными управляющими организациями, разработать и утвердить федеральные стандарты управления многоквартирными домами и стандарты деятельности управляющих организаций. Оказать содействие в создании саморегулирующих организаций по управлению многоквартирными домами.

5.3. Разработать и утвердить федеральную программу повышения качества жилищно-коммунальных услуг. При этом уделить особое внимание вопросам энергосбережения и энергоэффективности в жилых зданиях и объектах коммунального комплекса, что особенно важно в условиях кризиса.

5.4. Расширить права органов местного самоуправления в сфере тарифного регулирования платежей за содержание жилищного фонда и коммунальные услуги.

6. Рекомендовать органам местного самоуправления:

6.1. Усилить взаимодействие со службами занятости и хозяйствующими субъектами в целях снижения ущерба от сокращения рабочих мест, в т.ч. за счет организации общественных работ.

6.2. Принять дополнительные меры по поддержке малого и среднего бизнеса на территориях, ограничить ставки арендной платы за занимаемые муниципальные помещения. Создавать, где это возможно, муниципальные центры поддержки малого бизнеса и бизнес-инкубаторы.

6.3. Стремиться не допускать в условиях кризиса прекращения реализации перспективных проектов, которые в дальнейшем могут стать точками роста экономики муниципальных образований, развития территории. Максимально поддержать строительную отрасль в городах, включая реструктуризацию задолженности по платежам в местные бюджеты и выдачу муниципальных заказов.

6.4. Изучить и использовать представленный на Форуме опыт городов Новосибирска и Иркутска по антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов.

6.5. Разместить в информационной сети АСДГ материалы докладов глав местных администраций о достигнутых значениях показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, разрабатываемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. № 607 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1.09. 2008 г. № 1313-р. Использовать эти материалы в практической работе.

6.6. Шире использовать опыт проведения видеоконференций по обсуждению отдельных проблем муниципальных образований, для чего оборудовать в администрациях городов - центров субъектов РФ и в других крупных городах Сибири и Дальнего Востока соответствующие помещения.