  
М А Т Е Р И А Л Ы
Форума глав муниципальных образований
Сибири и Дальнего Востока XXIII Общего собрания АСДГ и Конференции
«Градостроительная, земельная и жилищная политика муниципалитетов в свете реализации приоритетного национального проекта
«Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
19-20 мая 2006 г., Новосибирск
МАТЕРИАЛЫ
журнала «Российская муниципальная практика»
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
(по материалам Федерального агентства по строительству и ЖКХ)
2006 г.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ – ГРАЖДАНАМ РОССИИ»
(по материалам Федерального агентства по строительству и ЖКХ)
Управление Национальным проектом должно быть организовано исходя из целостного представления об ожидаемых результатах, на основании чего формулируются приоритетные меры, необходимые для достижения ожидаемого результата по отдельным направлениям, и происходит синхронизация предложенных мер.
Целью приоритетного Национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.
Для достижения поставленной цели деятельность Национального Совета, всех ветвей государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должна быть сконцентрирована на решении следующих основных задач:
1) создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
2) создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
3) обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам.
Данные задачи обеспечивают достижение результатов по пяти основным направлениям реализации Национального проекта:
1. развитие жилищного кредитования населения и рынка жилья;
2. развитие жилищного строительства;
3. совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
4. предоставление социального жилья
5. исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
В рамках каждого направления поставлены задачи и намечены конкретные мероприятия (нормативно-правовые, административно-организационные и финансово-бюджетные), которые необходимо реализовать на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. При этом необходима дифференциация предлагаемых мер с учетом региональных особенностей и в зависимости от типов поселений.
ПРИОРИТЕТЫ ПЕРВОГО ЭТАПА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА (2006–2007 ГГ.)
В рамках Национального проекта на первом этапе реализации (2006–2007 гг.) выделены четыре приоритета, на которых, как на ключевых проблемах, решение которых обеспечит наибольшее продвижение по пути достижения намеченной цели, должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия федерального центра:
· увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
· повышение доступности жилья;
· увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
· выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.
По данным приоритетам должна быть обеспечена финансовая и организационная поддержка с федерального уровня. Механизмом реализации этой поддержки должна стать модифицированная Федеральная целевая программа «Жилище» на период 2006–2010 гг. и входящие в ее состав подпрограммы, предполагающие эффективное и целенаправленное использование средств федерального бюджета в интересах сбалансированного стимулирования как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.
По итогам мониторинга и оценки результатов реализации первого этапа должны быть сформированы новые приоритеты второго этапа реализации Национального проекта.
В рамках каждого приоритета выявлена основная проблема, определен путь ее решения и предложены конкретные меры и механизмы, которые необходимо реализовать с целью получения намеченных результатов к концу 2007 г. По каждому приоритету определены объемы необходимой финансовой поддержки реализации конкретных мер за счет средств федерального бюджета (если необходимо, при условии софинансирования со стороны региональных и местных бюджетов, а также с привлечением частных средств).
В настоящее время (данные 2004 г.) лишь 12,4% семей имеют возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии с их жилищными потребностями и лишь 9% семей – приобрести или построить жилье в соответствии со средними социальными стандартами. При этом, по данным опросов, около 50% семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотели бы приобрести или построить собственное жилье.
Основным механизмом расширения платежеспособного спроса будет развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и других форм финансирования приобретения или строительства жилья гражданами (участие в жилищно-накопительных кооперативах, кредиты на участие в долевом строительстве жилья и другие). При этом государство будет оказывать помощь определенным категориям граждан (субсидировать за счет бюджетных средств) в приобретении жилья или получении ипотечного кредита. При такой поддержке число семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и готовы удовлетворять свои жилищные потребности на рынке, увеличивается с 50 до 80%.
Существующее сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствует потенциальному спросу населения. Так, по оценкам, потенциальный спрос на жилье в 2004 г. составлял 966 млрд. руб. При этом он был удовлетворен лишь на 30% (на 25% – только за счет собственных средств граждан и на 5% – с помощью ипотечных кредитов и займов).
Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют недостаточные объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования. При этом если причиной 18% неудовлетворенного спроса является только недостаточное предложение жилья на рынке (41,2 млн кв. м), то причиной 52% неудовлетворенного спроса является как недостаточное предложение жилья на рынке, так и малые объемы предложения ипотечных жилищных кредитов (не более 20 млрд руб.).
Выделенные на 2006–2007 гг. приоритеты создают условия для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования, и увеличения объемов жилищного строительства.
ПРИОРИТЕТ «УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМОВ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ»
Одним из существенных ограничений развития ипотечного жилищного кредитования является отсутствие у большинства региональных банков доступа к долгосрочным кредитным ресурсам. Капитализация банковской системы достаточно мала, а сроки привлечения рыночных заимствований корпоративными заемщиками являются короткими для целей ипотечного кредитования. Практика показывает, что, как только банки получают доступ к долгосрочным ресурсам для кредитования населения, они активно приступают к освоению этого нового для них рынка. Повышению доступности ипотечных кредитов для населения и активизации банков как первичных кредиторов будет способствовать развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, действующей на базе единых стандартов предоставления и обслуживания ипотечных кредитов и развитого рынка ипотечных ценных бумаг.
В настоящее время Правительством Российской Федерации одобрена Концепция развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России (далее также – Концепция), которая определяет основные направления государственной политики по формированию унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, основными характеристиками которой являются:
· доступность рефинансирования для большинства банков – первичных кредиторов;
· внедрение унифицированных стандартов выдачи и обслуживания ипотечных жилищных кредитов как необходимого условия привлечения средств с рынка капитала;
· низкие транзакционные издержки;
· развитая инфраструктура, обслуживающая участников системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.
В условиях недостаточного развития финансового рынка и ограниченных возможностей банковской системы необходимым условием является поддержка со стороны государства на начальном этапе развития рынка ипотечных ценных бумаг. Базовым принципом Концепции является предоставление государственной поддержки рынку ипотечного кредитования в объемах, необходимых для его становления, особенно в тех субъектах Российской Федерации, где ипотечный рынок находится на начальной стадии своего развития либо отсутствует вовсе.
Ключевая роль в формировании общероссийской системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг отводится в Концепции ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее – АИЖК) как институту обеспечения государственной поддержки развития всей системы рефинансирования.
На период до 2010 г. основными направлениями деятельности АИЖК должны быть:
· дальнейшее совершенствование и распространение унифицированных стандартов предоставления и обслуживания ипотечных жилищных кредитов;
· способствование развитию рынка ипотечных ценных бумаг через организацию пилотных выпусков;
· рефинансирование кредитов за счет выкупа закладных и выпуска ипотечных ценных бумаг на рыночных условиях;
· рефинансирование ипотечных жилищных кредитов в регионах с недостаточно развитой системой ипотечного жилищного кредитования за счет выпуска облигаций АИЖК с государственными гарантиями;
· выкуп долгосрочных выпусков ипотечных ценных бумаг, обеспеченных «платежами дальних лет», с использованием средств от размещения облигаций АИЖК с государственными гарантиями (в случае невозможности рыночного управления данными рисками ипотечных ценных бумаг на период формирования рынка).
Государственная поддержка системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования должна осуществляться в двух формах – предоставление государственных гарантий по выпускаемым АИЖК облигационным займам и увеличение уставного капитала АИЖК.
В качестве механизмов решения данной проблемы предлагаются к реализации следующие меры федерального уровня:
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СИСТЕМЫ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ:
государственная поддержка деятельности АИЖК в форме предоставления государственных гарантий по заимствованиям АИЖК и увеличения уставного капитала.
Расходы федерального бюджета
2006 г.: 14,0 млрд руб. – государственные гарантии АИЖК, 3,7 млрд руб. – увеличение уставного капитала АИЖК;
2007 г.: 16,0 млрд руб. – государственные гарантии АИЖК, 4,5 млрд руб. – увеличение уставного капитала АИЖК.
2. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ И РЫНКА ИПОТЕЧНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, В ТОМ ЧИСЛЕ:
· совершенствование и распространение стандартов предоставления и обслуживания ипотечных жилищных кредитов на рынке первичного ипотечного кредитования;
· содействие методами регулирования внедрению новых кредитных инструментов (с переменной процентной ставкой, с увеличивающимися размерами платежей), которые позволяют снижать риск кредитования и повышать доступность кредитов для определенных категорий заемщиков;
· регулирование и контроль формирования системы кредитных бюро с целью снижения административных затрат кредиторов на проведение оценки платежеспособности заемщиков;
· регулирование и контроль деятельности страховых компаний по страхованию ипотечных жилищных кредитов с целью снижения требований к размеру первоначального взноса;
· формирование централизованной системы мониторинга невозврата и досрочного погашения ипотечных жилищных кредитов с целью оказания информационной поддержки профессиональным участникам рынка в оценке рисков данного вида кредитования;
· повышение эффективности системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество (снижение времени на регистрацию договоров купли-продажи и ипотеки жилья, предоставление профессиональным участникам рынка жилья обобщенной информации о сделках на рынке жилья, формирование системы выплаты компенсаций добросовестным приобретателям жилья в случае утраты права собственности);
· дальнейшее нормативно-правовое регулирование рынка ипотечных ценных бумаг;
· создание эффективных механизмов оборота закладных (совершенствование государственной регистрации закладных, развитие депозитарного учета закладных, внедрение института номинального держания закладных);
· обеспечение возможности размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации, средств негосударственных пенсионных фондов, страховых резервов в жилищные ипотечные ценные бумаги;
· разработка правовой базы для введения особого режима банковских счетов с целью защиты прав владельцев ипотечного покрытия («эскроу-счета»).
Реализация предусмотренных мер по данному приоритету позволит в 2007 г. предоставить населению ипотечных жилищных кредитов на сумму 151,0 млрд руб., что означает увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования в 7,6 раза по сравнению с 2004 г. При этом АИЖК в конечном счете будет обеспечено за два года рефинансирование 22% выданных ипотечных кредитов на сумму 56 млрд руб., в том числе 26 млрд руб. за счет выпуска АИЖК ипотечных ценных бумаг без государственных гарантий и 30 млрд руб. за счет выпуска облигаций АИЖК под гарантии государства.
ПРИОРИТЕТ «ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ»
В рамках данного приоритета выделены две целевые социальные группы населения, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и требующие приоритетной бюджетной поддержки: молодые семьи и молодые специалисты в сельской местности (по оценкам на начало 2005 г., это 250 тыс. молодых семей и 70 тыс. молодых специалистов на селе). Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных кредитов как для всего населения (в 2004 г. лишь 9% семей могли приобрести жилье, соответствующее средним социальным стандартам, с использованием собственных и кредитных средств), так и для данных категорий населения.
Данные группы населения объективно не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного кредита, поскольку не могут оплатить первый взнос при получении кредита. Молодые семьи и молодые специалисты в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилья, которое можно было бы использовать как первоначальный актив для оплаты первого взноса, а также еще не имели возможности накопить средства на эти цели. При этом граждане данных категорий имеют хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь на оплату первого взноса при получении ипотечных кредитов будет являться для них хорошим стимулом для дальнейшего профессионального роста. Кроме того, поддержка молодых специалистов в сельской местности позволит привлечь необходимые кадры в образование, здравоохранение, культуру и другие сферы, а поддержка молодых семей позволит создать условия для повышения рождаемости.
Субсидирование ипотечных кредитов для данных категорий граждан может существенно повысить для них доступность приобретения жилья с помощью ипотечных кредитов. В качестве механизмов решения данной проблемы предлагаются к реализации следующие меры федерального уровня:
1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ (строительство индивидуального жилья) или оплату первого взноса при получении ипотечного кредита в размере 40% средней стоимости стандартного жилья (10% – за счет федерального бюджета при условии софинансирования, 30% – за счет средств региональных или местных бюджетов).
Расходы федерального бюджета:
2006 г. – 3,6 млрд руб.,
2007 г. – 4,3 млрд руб.
Такая мера позволит за 2006–2007 гг. обеспечить улучшение жилищных условий 88 тыс. молодых семей, или 33% нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей.
2. СТРАХОВАНИЕ ИПОТЕЧНЫХ ЖИЛИЩНЫХ КРЕДИТОВ с целью снижения размера первоначального взноса (формирование уставного капитала соответствующей организации за счет средств федерального бюджета или субсидирование расходов граждан на уплату страховой премии).
На первом этапе данная мера будет распространяться на молодые семьи, которые испытывают проблемы в оплате первого взноса при получении ипотечного кредита. Страхование кредита (в размере до 20% стоимости жилья) позволит снизить требования банков к размеру первого взноса до 5–10% стоимости жилья. В дальнейшем эта мера может быть распространена и на другие категории граждан.
Расходы федерального бюджета:
2006 г. – нет,
2007 г. – 1 млрд руб.
Данная мера позволит улучшить жилищные условия в 2007 г. 10 тыс. молодых семей, а в целом за период 2007–2010 гг. – 100 тыс. семей.
3. СУБСИДИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЬЯ (строительства индивидуального
Данная мера позволит за период 2006–2007 гг. обеспечить жильем 13,7% молодых специалистов на селе, или 26% нуждающихся.
Указанные меры должны быть реализованы в рамках жилья) молодыми специалистами на селе. Данная мера будет реализована в форме предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе на погашение первого взноса при получении ипотечного кредита, при условии софинансирования со стороны региональных или местных бюджетов.
Механизм реализации дифференцирован по регионам с различным уровнем развития (рынка жилья и уровня доходов населения). Для молодых специалистов в высокоразвитых регионах субсидия составит 30% средней стоимости стандартного жилья (10% – за счет федерального бюджета и 20% – за счет регионального или местного бюджета). В развитых регионах субсидия будет увеличена до 50% (20% – федеральный бюджет, 30% – региональный или местный бюджет). В регионах со средним уровнем развития при общем размере субсидии также 50% будет увеличена доля федерального бюджета (30% – федеральный бюджет, 20% – региональный или местный бюджет).
При этом для повышения размера доступного кредита в регионах со средним уровнем развития могут использоваться кредиты с растущими платежами, предоставляемые банками под гарантии региональных или местных бюджетов, либо за счет средств последних может производиться субсидирование процентной ставки в первые пять лет погашения кредита.
В депрессивных регионах будет производиться предоставление жилья (50% – средства федерального бюджета, 50% – регионального или местного) на условиях найма с правом последующего выкупа.
Расходы федерального бюджета:
2006 г. – 1,4 млрд руб.,
2007 г. – 1,7 млрд руб.
подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе» в составе Федеральной целевой программы «Жилище».
ПРИОРИТЕТ «УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»
Существующие сегодня объемы жилищного строительства (в 2004 г. – 41,2 млн кв. м) не удовлетворяют даже существующего достаточно низкого платежеспособного спроса населения. Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются отсутствие конкуренции среди застройщиков; бюрократическая непрозрачная система предоставления земельных участков; отсутствие необходимых земельных участков, обустроенных инженерно-технической инфраструктурой; избыточные административные барьеры на пути получения разрешения на строительство; отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и вновь возводимых жилых зданий; отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Средний уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет сегодня 60%, что не только не позволяет наращивать объемы жилищного строительства, но и не обеспечивает качественного предоставления коммунальных услуг в уже существующей застройке.
Для решения данной задачи необходимо реализовать следующие основные меры федерального уровня:
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ:
· предоставление государственных гарантий и частичное (на 50 процентов) субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Расходы федерального бюджета:
2006 г. – 12,5 млрд руб. – государственные гарантии по заимствованиям на развитие коммунальной инфраструктуры, 1,7 млрд руб. – субсидирование процентов по кредитам.
2007 г. – 17,5 млрд руб. – дополнительные государственные гарантии по заимствованиям на развитие коммунальной инфраструктуры (без учета 12,5 млрд руб. государственных гарантий, предоставленных в 2006 г. на весь кредитный период (2 – 5 лет)), 3,8 млрд руб. – субсидирование процентов по кредитам.
Данная мера будет реализована в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой» в составе Федеральной целевой программы «Жилище».
2. СОКРАЩЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО И АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, для чего необходимо проведение целого комплекса взаимосвязанных мер и мероприятий
- Создание эффективной унифицированной системы государственной экспертизы проектной документации и государственного контроля в строительстве и усиление профессиональной ответственности участников строительного рынка, в том числе:
· внесение изменений в федеральное законодательство в части кодификации в Градостроительном кодексе унифицированных принципов и процедур проведения единой государственной экспертизы проектной документации и единого государственного контроля в строительстве, которая предусмотрена Градостроительным кодексом с 1 января 2007 года;
· внесение изменений в Градостроительный кодекс в части сокращения перечня объектов строительства, подлежащих государственной экспертизе проектной документации и государственному контролю в ходе строительства; распространение указанных процедур лишь на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты; для прочих объектов, в том числе объектов жилищного строительства, усиление индивидуальной ответственности главных архитекторов проектов и главных инженеров проектов при установлении обязательного страхования их ответственности и членства в саморегулируемых организациях.
- Оказание методического содействия и обеспечение подготовки кадров для формирования на местном уровне градостроительной документации, необходимой для развития жилищного строительства, в том числе Правил землепользования и застройки, обеспечивающих гарантии прав застройщиков и инвесторов.
- Обеспечение развития конкуренции на рынке жилищного строительства и строительных материалов, в том числе:
· обеспечение методической поддержки реализации с 1 октября 2005 г. норм Земельного кодекса о предоставлении сформированных земельных участков для жилищного строительства на открытых аукционах;
· применение мер антимонопольного контроля в секторе жилищного строительства и строительных материалов.
- Развитие системы финансирования строительства жилья, в том числе:
· обеспечение нормативно-правовой и методической поддержки увеличения объемов банковского кредитования застройщиков;
· регулирование и контроль деятельности застройщиков по привлечению средств участников долевого строительства жилья (внесение поправок в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», определение регулирующего и контрольного органа, внесение поправок в налоговое законодательства в части налогообложения НДС).
- Формирование единой системы государственного учета объектов недвижимости, в том числе:
· принятие федерального закона «О формировании, государственном кадастровом учете, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости»;
· обеспечение нормативно-правовой и методической поддержки развития рынка услуг по технической инвентаризации и землеустроительных работ.
- Обеспечение законодательной и методической базы введения местного налога на недвижимость с целью формирования заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении объемов жилищного строительства и повышения доходной базы местных бюджетов, в том числе:
· принятие федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»;
· установление Правительством Российской Федерации порядка проведения массовой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения.
Реализация указанных мер 1 и 2 позволит увеличить в 2007 г. объем ввода жилья до 56,3 млн. кв. м, то есть на 37% по сравнению с 2004 г.
3. МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ:
· обеспечение реализации Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», вступающего в силу с 1 января 2006 г. (определение регулирующего и контрольного органа на федеральном уровне, оказание методической поддержки органам местного самоуправления);
· регулирование реализации Федерального закона «О концессионных соглашениях» с целью привлечения средств частных инвесторов в развитие коммунальной инфраструктуры;
· предоставление средств федерального бюджета на условиях софинансирования с региональными (местными) бюджетами и частными инвесторами для модернизации приоритетных объектов коммунального комплекса;
· создание финансовых институтов – револьверных фондов и гарантийных агентств, оказывающих поддержку муниципалитетам и коммунальным предприятиям в осуществлении заимствований для целей развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, с капитализацией за счет как бюджетных средств, так и средств частных инвесторов и международных финансовых организаций.
Расходы федерального бюджета:
2006 г. – 1,9 млрд руб. на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;
2007 г. – 2,9 млрд руб., в том числе 1,9 млрд руб. на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, 1 млрд руб. на формирование уставного капитала револьверного фонда развития инженерно-коммунальной инфраструктуры.
Реализация указанных мероприятий позволит снизить уровень износа коммунальной инфраструктуры до 51%, то есть на 9 процентных пунктов по сравнению с 2004 г.
Данная мера будет реализована в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в составе Федеральной целевой программы «Жилище».
ПРИОРИТЕТ «ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН»
В рамках данного приоритета выделено две целевые категории населения:
- Граждане, перед которыми Российская Федерация приняла обязательства по обеспечению их жильем в силу характера их работы, места проживания и иных обстоятельств. К числу данных категорий относятся уволенные или увольняемые военнослужащие, участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, возвращающиеся с Крайнего Севера и с комплекса «Байконур». К указанным категориям относится 1 164 тыс. семей, в том числе 570 тыс. семей военнослужащих.
- Граждане, перед которыми Российская Федерация приняла обязательства по улучшению их жилищных условий в рамках реализации законодательства о разграничении полномочий. В соответствии с ФЗ № 199 от 29.12.05, за счет федерального бюджета будут обеспечиваться жильем граждане, относящиеся к категории ветеранов и инвалидов, всего около 350 тыс. семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Помимо граждан указанных категорий, более 4 млн семей признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно существующему законодательству улучшение жилищных условий этих семей производится в общем случае за счет средств местных бюджетов; при этом субъект Российской Федерации вправе своими законами принять обязательство по обеспечению жильем отдельных категорий из числа указанных семей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Острота проблемы определяется крайней недостаточностью финансирования принятых обязательств. Средства, выделенные в 2002–2004 гг. в рамках подпрограмм ФЦП «Жилище», направленных на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, позволили обеспечивать жильем ежегодно лишь 1,3% граждан, перед которыми имеются федеральные обязательства. При существующих объемах предоставления государственного и муниципального жилья очередникам время ожидания составляет около 20 лет.
Для решения данной задачи необходимо реализовать следующие основные меры федерального уровня:
1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ ГРАЖДАНАМ, ПЕРЕД КОТОРЫМИ ИМЕЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ ЖИЛЬЕМ (уволенные и увольняемые военнослужащие, граждане, переселяемые с комплекса «Байконур», переселяемые с северных территорий, вынужденные переселенцы, пострадавшие вследствие радиационных аварий и катастроф), в том числе:
· разработка единого порядка предоставления субсидий на приобретение жилья указанным категориям граждан за счет средств федерального бюджета в форме государственных жилищных сертификатов с учетом накопленного опыта по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» (установление более адекватной рыночной стоимости приобретения жилья цены ГЖС, возможность его использования для погашения первого взноса при получении ипотечного кредита).
Расходы федерального бюджета:
2006 г. – 22,2 млрд руб.,
2007 г. – 25,4 млрд руб.
Реализация данной меры позволит в течение 2006–2007 гг. выполнить государственные обязательства по обеспечению жильем перед 52,8 тыс. семей.
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ И ИНВАЛИДОВ – очередников на улучшение жилищных условий, перед которыми Российская Федерация взяла на себя обязательства по улучшению их жилищных условий в процессе разграничения полномочий, в том числе:
· определение основных принципов и форм улучшения жилищных условий ветеранов и инвалидов за счет средств федерального бюджета;
· определение порядка реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации делегированного полномочия по улучшению жилищных условий ветеранов и инвалидов.
Расходы федерального бюджета:
2006 г. – 3 млрд руб.,
2007 г. – 5 млрд руб.
Реализация данных мер позволит в течение 2006–2007 гг. выполнить государственные обязательства по улучшению жилищных условий перед 29,2 тыс. ветеранов и инвалидов.
Реализация указанных мер с привлечением средств федерального бюджета будет производиться в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» в составе Федеральной целевой программы «Жилище».
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА И ИХ ФУНКЦИИ
Успешная реализация Национального проекта предполагает интенсивные и последовательные преобразования на основе рыночных принципов, направленные на вытеснение административных методов управления в жилищном секторе экономическими методами, четкое определение роли государства и местного самоуправления в новых условиях, опережающее развитие рыночной инфраструктуры.
Управление Национальным проектом должно быть организовано исходя из целостного представления об ожидаемых результатах, на основании чего формулируются приоритетные меры, необходимые для достижения ожидаемого результата по отдельным направлениям, и происходит синхронизация предложенных мер. Национальный проект должен быть реализован в виде последовательного и поэтапного реформирования различных областей жилищного сектора с учетом требований субъектов рынка и социальных последствий, при этом должно быть жестко обеспечено скоординированное исполнение принятых решений.
Реализация Национального проекта требует четкой и согласованной программы действий на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, что должно быть обеспечено Национальным Советом по жилищной политике, действующим под непосредственным контролем Президента Российской Федерации. В рамках управления Национальным проектом необходимо также обеспечить согласование интересов бизнес-сообщества, участвующего в развитии рынка жилья, а также общественных объединений, представляющих интересы различных категорий граждан.
ОСНОВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
· управление реализацией Национального проекта и обеспечение координации деятельности всех его участников;
· доработка необходимой законодательной базы, совершенствование общефедеральных административных инфраструктур, обеспечивающих функционирование рынка жилья (системы государственной регистрации прав на недвижимость, системы государственного учета недвижимости, государственной экспертизы и контроля в строительстве и других);
· финансирование за счет средств федерального бюджета государственных расходных обязательств по обеспечению жильем и частичной поддержке определенных групп населения, а также по развитию и модернизации коммунальной инфраструктуры и развитию системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов
ОСНОВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
· разработка комплексных региональных программ по формированию рынка доступного жилья и обеспечению комфортных условий проживания, привлечению частных инвестиций в жилищную и коммунальную сферы;
· принятие нормативных правовых документов в развитие федеральных законов, иных нормативных документов;
· административно-организационное обеспечение реализации программ;
· софинансирование федеральных программ модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечения земельных участков инженерно-коммунальной инфраструктурой, программ повышения доступности жилья для определенных групп населения;
· выполнение финансовых обязательств в жилищной и жилищно-коммунальной сферах в рамках своих полномочий.
ОСНОВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ ЯВЛЯЮТСЯ:
· разработка комплексных муниципальных программ по формированию рынка доступного жилья и обеспечению комфортных условий проживания;
· принятие нормативных правовых документов в развитие федеральных и региональных законов, иных нормативных документов;
· обеспечение необходимой административно-организационной схемы реализации муниципальных программ;
· обеспечение условий привлечения средств частных инвесторов в жилищно-коммунальную сферу;
· реформа управления жилищным фондом;
· формирование жилищного фонда социального использования и реорганизация системы его предоставления очередникам, формирование специализированных жилищных фондов.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЖИЛИЩЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Федеральная целевая программа «Жилище» должна получить новое содержание и быть сконцентрирована на реализации основных мер по приоритетам Национального проекта. Программа должна стать основным инструментом Правительства Российской Федерации по организации финансовой и организационной поддержки реализации Национального проекта. Срок реализации новой программы должен быть согласован со сроком реализации Национального проекта (2005–2010 гг.). В Федеральной целевой программе «Жилище» необходимо отразить общие цели, задачи и мероприятия по реализации Национального проекта, что обеспечит скоординированность общей деятельности по реализации Национального проекта и деятельности Правительства Российской Федерации и его уполномоченного органа – Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по реализации Федеральной целевой программы «Жилище».
В состав программы «Жилище» необходимо включить четыре подпрограммы в соответствии в основными приоритетами и мерами по их реализации Национального проекта:
«Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе»;
«Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой»;
«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан».
В указанных подпрограммах должны быть отражены конкретные финансовые и организационные механизмы реализации мер, предусмотренных Национальным проектом, а также критерии и процедуры отбора участников реализации подпрограмм (граждан, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, банков, застройщиков, коммунальных предприятий и т.д.).
Основным критерием участия регионов и муниципалитетов в реализации Федеральной целевой программы «Жилище» и ее подпрограмм, наряду с соблюдением требований по их софинансированию (в случае наличия таких требований), должен стать принцип проведения необходимых преобразований на их территориях, включая готовность законодательной и другой нормативной правовой базы. Такой подход обеспечит стимулирование регионов и муниципалитетов к реализации Национального проекта на их территориях.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В РЕГИОНАХ РОССИИ
Управление реализацией Национального проекта должно сочетать активную федеральную позицию в области жилищной политики с многообразием форм и методов осуществления преобразований в регионах и муниципалитетах. Это позволит, минимизируя административное воздействие, сохранить общую направляющую роль федерального центра в проведении реформ. При этом сохраняются возможности учета местных условий и будут активизироваться децентрализованные механизмы стимулирования инноваций.
Российские регионы находятся в неравных условиях с точки зрения возможностей перехода к рынку жилья. Если в экономически развитых регионах с активными рынками жилья уже сегодня созрели предпосылки для резкого увеличения числа граждан, которые могут решать свои жилищные проблемы рыночными методами, то для большинства регионов России характерны явно недостаточные темпы жилищного строительства и модернизации в жилищно-коммунальном комплексе, недостаточный платежеспособный спрос населения на жилье, высокие риски на рынке жилья и ипотечного кредитования.
В этих регионах необходимы интенсивные действия по развитию инфраструктуры рынка жилья, ипотечного жилищного кредитования и создания условий для увеличения жилищного строительства, привлечения частных инвестиций в жилищную и коммунальную сферы. Именно в таких регионах, готовых к проведению необходимых преобразований, представляется целесообразным на первом этапе софинансировать из федерального бюджета наиболее приоритетные инфраструктурные проекты с целью стимулирования дальнейшего проведения реформ на региональном и муниципальном уровнях, развития жилищного строительства, рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования.
Наиболее сложная ситуация сложилась в менее развитых регионах со значимой остротой основных проблем в жилищной сфере. В регионах данной группы особая острота основных проблем в жилищной сфере сочетается с ограниченностью возможностей по их решению, что определяет крайне низкую инвестиционную привлекательность жилищной и коммунальной сфер в этих регионах. Регионам этой группы должно уделяться особое внимание при реализации Национального проекта в жилищной сфере. Следует учитывать, что формирование полноценной инфраструктуры рынка жилья и демонополизация в жилищно-коммунальной сфере в этих регионах могут занять более длительный период времени.
Помимо дифференциации путей решения задач на уровне регионов, крайне важно учитывать особенности отдельных типов поселений, в первую очередь малых городов и сельских поселений. Это касается прежде всего таких сфер, как территориальное планирование и градостроительное регулирование, реконструкция и модернизация жилищного фонда, управление жилищным фондом. В частности, в поселениях малой численности допустимо фрагментарное решение задач территориального планирования; в силу малого размера локальных рынков здесь могут на определенный период сохраняться монополии во многих потенциально конкурентных секторах жилищной сферы (управление многоквартирными домами). Вследствие, как правило, низкой бюджетной обеспеченности поселения данного типа будут в наибольшей степени нуждаться в помощи из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Высокая внутрирегиональная дифференциация должна учитываться также и при определении параметров и процедур признания граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Следует учитывать также особенности территорий Крайнего Севера, иных территорий с высоким миграционным притоком или оттоком населения. В районах интенсивного миграционного оттока программы ликвидации ветхого и аварийного жилья должны быть скоординированы с программами содействия переселенцам, а также программами консолидации коммунальной инфраструктуры.
В районах Крайнего Севера в силу природно-климатических особенностей, системы расселения и состава населения «классические» рыночные механизмы в жилищной сфере будут играть относительно меньшую роль, а органы государственной власти и местного самоуправления – относительно более активную, в том числе в части строительства и управления специализированным жилищным фондом. Особую роль в развитии жилищно-коммунальной сферы в этих регионах будут играть крупные градообразующие компании.
|