АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
К 25-летию секции
Муниципальная информатизация в АСДГ. История создания
О работе секции за 20 лет
Об информатизации в муниципальных образованиях АСДГ (2014-2017 гг.)
Разработки партнеров секции в сфере информационно - коммуникационных технологий в муниципальных образованиях (2014-2017 гг.)
Публикации экспертов. 2023 год
Статьи экспертов в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении (2014-2018 гг.)
Видеозаписи выступлений участников круглого стола «Городские ИТ-платформы» в рамках VI Международного ИТ-форума 2021 от 12 марта 2021 г., Омск
Видеозапись конференции АСДГ от 5, 6 апреля 2018 г., Новосибирск
Видеозапись вебинара «Официальный сайт муниципалитета в рамках современного законодательства» от 28.11.2018
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Президент РФ. Внесены изменения в национальную стратегию развития искусственного интеллекта

19.02.2024

Президент РФ. Внесены изменения в национальную стратегию развития искусственного интеллекта

Президент России Владимир Путин внёс масштабные изменения в национальную стратегию развития искусственного интеллекта (ИИ) на период до 2030 года.
Прежняя стратегия была утверждена в октябре 2019 года.
Федеральным органам исполнительной власти поручено руководствоваться положениями стратегии при разработке и реализации отраслевых документов стратегического планирования РФ, государственных программ (подпрограмм) и иных документов.
Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями стратегии при разработке и реализации стратегических направлений цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и иных документов.
Государственным корпорациям и акционерным обществам с государственным участием нужно включить в свои стратегии деятельности меры, направленные на обеспечение развития ИИ в Российской Федерации, и до 1 ноября 2024 года направить доработанные стратегии деятельности в министерство экономического развития РФ.

Основные изменения стратегии таковы.
В новый документ добавлены такие основные понятия, как большие генеративные модели, большие фундаментальные модели, исходные данные, модель ИИ, отказоустойчивость, параметры модели ИИ, промышленные данные, решение в области ИИ, сильный ИИ, доверенные технологии ИИ.
Отдельно отмечено, что технологии ИИ являются областью международной конкуренции. Технологическое лидерство в области ИИ может позволить государствам достичь значимых результатов по основным направлениям социально-экономического развития.
К настоящему времени более 60 стран разработали и утвердили собственные национальные стратегии развития ИИ.
В 2022-2023 годах в мире произошел новый скачок в развитии технологий ИИ благодаря совершенствованию больших генеративных моделей в области языка, изображений (включая видеоизображения) и звука. Большие фундаментальные модели уже сейчас способны писать программные коды по техническим заданиям, сочинять поэмы на заданную тему, давать точные и понятные ответы на тестовые вопросы различных уровней сложности, в том числе из образовательных программ. Модели ИИ за секунды создают изображения на любую тему по заданному текстовому описанию или наброску, что создаёт угрозу распространения запрещённой информации, нарушения авторских прав и генерации ошибочных сведений.
По оценкам экспертов, дальнейшее развитие больших генеративных моделей может вызвать резкое повышение производительности труда, которое приведет к увеличению мирового валового внутреннего продукта на 1-2% ежегодно и позволит повысить оплату труда специалистов во всех отраслях экономики за счёт увеличения объёма выпуска продукции (товаров, работ, услуг) и улучшения её качества. Таким образом, использование ИИ позволит обеспечить переход РФ к типу организации экономических отношений, при котором высокие темпы роста производительности труда в связи с использованием и внедрением новых технологий стимулируют работодателей к существенному увеличению доли высококвалифицированных специалистов в общей численности работников («экономика высоких зарплат»), сказано в документе.
В мире существенно увеличилась доля организаций, которые применяют ИИ для повышения эффективности бизнес-процессов. По данным опросов, проведенных консалтинговыми компаниями, в развитых странах 50-60% всех крупных организаций используют ИИ.
Между государствами усилилась конкуренция в области ИИ, что выражается в создании препятствий для импорта передовых технологий микроэлектроники, привлечения квалифицированных специалистов в области ИИ из других государств, а также во введении ограничений на свободное распространение технологий. Вместе с тем усиливаются риски возникновения зависимости от недобросовестных поставщиков решений в области ИИ.
К четвёртому кварталу 2023 году в РФ были достигнуты значимые результаты в области ИИ, в том числе:
  • в сфере развития компетенций и подготовки кадров образовательными организациями высшего образования разработано более 100 образовательных программ высшего образования по профилю «ИИ», в 2022-2023 годах более 30 тысяч педагогических работников повысили квалификацию в области ИИ, у талантливых учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы, появилась возможность пройти подготовку на курсах по основам ИИ (в 2022-2023 годах более 40 тысяч учащихся приняли участие в программе проектного обучения школьников в области ИИ), также в 2021-2023 годах проводились направленные на стимулирование интереса общества к теме ИИ конкурсы (хакатоны) по выполнению задач и поиску лучших решений в области ИИ, в которых приняли участие более 30 тысяч человек;
  • в сфере разработки решений в области ИИ оказываемая государственная поддержка направлена на создание отечественных решений, например организации, разработавшие более 800 проектов в этой области, получили от государства гранты на реализацию бизнес-модели, развитие продукта, прохождение акселерации. Благодаря такой поддержке в РФ функционирует более 1 тысячи организаций-разработчиков, создающих инновационные решения в области ИИ;
  • в сфере науки созданы шесть исследовательских центров в области ИИ на базе ведущих отечественных образовательных организаций высшего образования и научных организаций (Высшая школа экономики, МФТИ, Университет ИТМО, Сколтех, Университет Иннополис, Институт системного программирования имени В.П. Иванникова РАН), в которых работают учёные, регулярно представляющие результаты своей работы на научных конференциях мирового уровня;
  • в сфере внедрения технологий ИИ более 30% организаций, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики, применяют технологии ИИ для выполнения прикладных задач, в социальной сфере эти технологии используются, например, в российских медицинских организациях для заполнения медицинской документации голосом, что позволяет в среднем экономить до 35% рабочего времени врача, в сфере обеспечения правопорядка в российских городах применяются камеры видеонаблюдения с технологией распознавания лиц;
  • в сфере развития технологической инфраструктуры российскими организациями были созданы новые суперкомпьютеры, которые используются для машинного обучения, в настоящий момент семь российских суперкомпьютеров входят в перечень 100 самых мощных в мире.
Российскими организациями создаются модели ИИ мирового уровня, в том числе в области генерации изображений, генерации и обработки текстов на русском и английском языках, медицины, генетики.

Изменение экономической ситуации, односторонние ограничительные меры недружественных иностранных государств и иные изменения рыночной конъюнктуры, которые произошли в 2022-2023 годах, определили новые вызовы для РФ:
  • нехватка вычислительных мощностей, недостаточное развитие отечественных решений в области ИИ, включая программно-аппаратные комплексы и электронную компонентную базу;
  • дефицит высококвалифицированных специалистов и инновационных разработок в области ИИ;
  • низкий уровень внедрения технологий ИИ в государственном управлении;
  • нехватка кадров для обеспечения массового внедрения технологий ИИ;
  • недостаточное субсидирование организаций, осуществляющих деятельность в области ИИ, и недостаток частных инвестиций в их развитие, в том числе на этапах предоставления венчурного финансирования, разработки концепции, проведения исследований, тестирования, промышленной разработки и эксплуатации технологий ИИ;
  • нормативные барьеры, препятствующие внедрению технологий ИИ в отдельных отраслях экономики, включая отсутствие методологической базы для обеспечения систем ИИ достоверными исходными данными;
  • необходимость обеспечения безопасности при разработке и использовании технологий ИИ;
  • необходимость обеспечения защиты персональных данных и иной информации ограниченного доступа, объектов интеллектуальных прав при создании и обучении моделей ИИ;
  • ограничение доступа к технологиям ИИ в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны недружественных иностранных государств и введением ими односторонних ограничительных мер;
  • возникновение в сфере разработки, создания и использования технологий ИИ новых типов угроз информационной безопасности, нехарактерных для других сфер применения информационных технологий;
  • дополнительные международные барьеры, препятствующие развитию ИИ в России и ограничивающие международное сотрудничество со стороны граждан и организаций недружественных иностранных государств.

Основными показателями, характеризующими достижение целей стратегии, определены:
  • совокупная максимальная мощность всех суперкомпьютеров (рассчитывается по методике, аналогичной рейтингу суперкомпьютеров «Топ-500»), которые размещены на территории РФ, в которых используются технологии ИИ и которые оснащены графическими процессорами, необходимыми для обучения моделей ИИ, в 2030 году должна вырасти не менее чем до 1 экзафлопса по сравнению с 0,073 экзафлопса в 2022 году;
  • совокупный прирост валового внутреннего продукта за счёт использования технологий ИИ в 2030 году должен вырасти не менее чем до 11,2 триллиона рублей накопленным итогом по сравнению с 0,2 триллиона рублей в 2022 году;
  • ежегодный объём оказанных услуг по разработке и реализации решений в области ИИ в 2030 году должен вырасти не менее чем до 60 миллиардов рублей по сравнению с 12 миллиардами рублей в 2022 году;
  • количество публикаций российских авторов на конференциях в области ИИ уровня А (утверждается нормативно, см., например, здесь) в 2030 году должно вырасти не менее чем до 450 публикаций в год по сравнению со 113 публикациями в 2022 году;
  • количество публикаций российских авторов в журналах первого квартиля «Белого списка» (о методике распределения по категориям российских и международных научных изданий «Белого списка» на 2023 год см. здесь) в 2030 году должно вырасти не менее чем до 450 публикаций в год по сравнению со 103 публикациями в 2022 году;
  • численность выпускников образовательных организаций, освоивших образовательные программы высшего образования в области ИИ, в 2030 году должна вырасти не менее чем до 15,5 тысячи человек в год по сравнению с 3048 выпускниками в 2022 году;
  • доля работников, имеющих навыки использования технологий ИИ, в общей численности работников в 2030 году должна вырасти не менее чем до 80% по сравнению с 5% в 2022 году;
  • уровень доверия граждан к технологиям ИИ в 2030 году должен вырасти не менее чем до 80% по сравнению с 55% в 2022 году;
  • доля приоритетных отраслей экономики с высоким значением индекса готовности к внедрению технологий ИИ в 2030 году должна вырасти не менее чем до 95% по сравнению с 12% в 2022 году;
  • объём затрат организаций на внедрение и использование технологий ИИ в 2030 году должен вырасти не менее чем до 850 миллиардов рублей в год по сравнению со 123 миллиардами рублей в 2022 году.
Из стратегии удалены, в частности, подразделы: поддержка научных исследований в целях обеспечения опережающего развития ИИ; разработка и развитие программного обеспечения, в котором используются технологии ИИ; повышение доступности и качества данных, необходимых для развития технологий ИИ; повышение доступности аппаратного обеспечения, необходимого для решения задач в области ИИ; повышение уровня обеспечения российского рынка технологий ИИ квалифицированными кадрами и уровня информированности населения о возможных сферах использования таких технологий; создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий ИИ.
Добавлены разделы: повышение доступности инфраструктуры, необходимой для развития технологий ИИ; поддержка организаций – разработчиков технологий ИИ; поддержка научных исследований и разработок в целях обеспечения опережающего развития ИИ; повышение уровня компетенций в области ИИ и уровня информированности граждан о технологиях ИИ; стимулирование внедрения технологий ИИ в отраслях экономики и социальной сферы; внедрение доверенных технологий ИИ; создание комплексной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий ИИ; обеспечение безопасности применения таких технологий; международное сотрудничество в области использования технологий ИИ; экспертно-аналитическое и методологическое сопровождение реализации стратегии.
Координацию деятельности бизнес-сообщества по реализации Стратегии осуществляют ассоциация «Альянс в сфере ИИ», автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», комитет по проведению научно-технической экспертизы результатов реализации соглашений о намерениях между правительством РФ и заинтересованными организациями в целях развития высокотехнологичного направления «Искусственный интеллект», а также иные органы и организации, уполномоченные правительством РФ.
Правительство РФ при участии указанных органов и организаций, а также автономной некоммерческой организации «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» осуществляет реализацию стратегии и мониторинг достижения целей развития ИИ.
Указ вступает в силу со дня его подписания.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку