АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
К 25-летию секции
Муниципальная информатизация в АСДГ. История создания
О работе секции за 20 лет
Об информатизации в муниципальных образованиях АСДГ (2014-2017 гг.)
Разработки партнеров секции в сфере информационно - коммуникационных технологий в муниципальных образованиях (2014-2017 гг.)
Публикации экспертов
Видеозаписи выступлений участников круглого стола «Городские ИТ-платформы» в рамках VI Международного ИТ-форума 2021 от 12 марта 2021 г., Омск
Видеозапись конференции АСДГ от 5, 6 апреля 2018 г., Новосибирск
Видеозапись вебинара «Официальный сайт муниципалитета в рамках современного законодательства» от 28.11.2018
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Е.Н. Поздерин,
начальник управления
информационных технологий
и связи Алтайского края


О создании инфраструктуры для оказания государственных
и муниципальных услуг в муниципалитетах Алтайского края

Одним из наиболее важных направлений работы любого российского муниципалитета в части построения информационного общества является исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 в части достижения показателей, характеризующих как долю населения, получающего услуги по принципу одного окна, таки долю населения, получающего государственные и муниципальные услуги в электронном виде.

Особенностью Алтайского края является то, что включает в себя 70 муниципальных районов и городских округов. Это значительно больше, чем в Новосибирской, Кемеровской и Омской областях. Еще больший разрыв в численности муниципальных образований можно зафиксировать, если учитывать такие основные звенья местного самоуправления, как администрации поселений. Их на Алтае 663. Надеемся, что эти цифры позволят оценить масштаб задачи, которую решаем.

В случае с МФЦ расчеты, проведенные по методике Минэкономразвития России, показали необходимость открытия в крае в общей сложности 68 филиалов и 307 удаленных рабочих мест. Поэтому при построении его центрального офиса в 2011 году было принято решение о применении уникальной на тот период технологии полной виртуализации (частного облака).
Учитывая предполагаемое постоянное изменение задач, возлагаемых на МФЦ, была запланирована периодическая миграция функционала в помещениях по зонам обслуживания. Критерий «миграции» являлся основным при проектировании и, собственно, в дальнейшем позволил избежать затрат на модернизацию инфраструктуры.

Особенности создания информационной инфраструктуры
Что касается телекоммуникаций, то при построении инфраструктуры была применена технология «конструктора» с единым центром обработки данных и дополнительным серверным узлом для обработки информации с повышенной конфиденциальностью. Структурированная кабельная система была спроектирована и построена с учетом возможности обработки информации в смешанном режиме, когда в одном кабинете или секторе обслуживания без нарушения требований законодательства имелась бы возможность обработки данных различного уровня конфиденциальности.

Ставя перед собой цель, создать действительно уникальную, гибкую, инновационную инфраструктуру, было принято решение включить в частное облако не только прикладные серверы, но и все персональные компьютеры. Внедрение данной технологии позволило сотрудникам использовать свои виртуальные рабочие столы без привязки к конкретному рабочему месту и отказаться от использования штата высококвалифицированных специалистов технической поддержки, т.к. вся обработка информации производится в ЦОДе.

Применение технологии полной виртуализации обеспечило значительное снижение суммарной стоимости владения ИТ инфраструктуры сети МФЦ. Одновременно данная технология позволила применить недорогие «тонкие» клиенты с минимальной аппаратной конфигурацией, имеющие длительный срок эксплуатации. Появилась возможность быстрого создания автоматизированных рабочих мест по типовым шаблонам виртуальной среды и предоставлять серверные ресурсы в виде сервиса только тогда, когда они действительно необходимы. Особое внимание при проектировании уделялось построению высоконадежного центра обработки данных (ЦОД). При его построении выполнялись требования как зарубежных, так и российских стандартов. В итоге все критичные системы были построены по принципу N+1, что обеспечило работу ЦОДа без остановки в течение двух с половиной лет.
Таким образом, в сравнительно короткие сроки, помимо центрального офиса, удалось открыть два филиала. Наше решение, помимо прочих, имеет организационную особенность: заявитель, приходя в МФЦ, имеет дело не с сотрудниками органов власти, что достаточно распространено в стране, а со штатными сотрудниками МФЦ, прошедшими соответствующее обучение. Исключение составляли лишь представители ФНС в силу определенных законодательных требований.

Как известно, технология «тонкий клиент» требует надежных высокоскоростных каналов, поэтому для районов, где это сложно обеспечить, был использован подход, который можно назвать гибридным, а именно использование полноценного компьютера с установленным на нем программным обеспечением доступа к виртуальной инфраструктуре. В результате такого решения в случае разрыва связи с частным облаком сотрудник использую заранее подготовленные шаблоны документов, и продолжает прием граждан, а передачу данных в ЦОД осуществляет после решения возникшей проблемы. Наибольшей сложностью, конечно, является подготовка помещений, доведение их до параметров, требуемых Минэкономразвития. Именно поэтому для обеспечения населения было выработано организационное решение «лайт-МФЦ». Данное решение состоит в том, что для приема граждан организуется временное рабочее место в любом органе или организации, где есть возможность подключения к сети Интернет. Используя защищенный канал связи, сотрудник МФЦ получает доступ с любого компьютера или ноутбука к своему рабочему виртуальному компьютеру в частном облаке.

Подходы к переводу оказания муниципальных услуг в электронной форме
При переводе муниципальных услуг в электронный вид столкнулись с целым рядом проблем. На двух из них остановимся подробнее.
Первая – публикация на ЕПГУ разных по названию, но по сути одинаковых услуг. То есть услуг, направленных на исполнение одного и того же требования федерального или регионального закона.
Если их считать разными услугами, то при тогдашних ценах на публикацию (340 тыс. руб.) простой арифметический подсчет:35 (количество наиболее распространенных муниципальных услуг) умножить ориентировочно на 70 (количество муниципалитетов) умножить на 340 получается 833 млн. руб. И задача в таком случае становится почти безнадежной для решения. Наши соседи новосибирцы (и не только они) в качестве выхода из сложившейся ситуации предложили типизацию муниципальных услуг.

В основе типизации – приведение, если можно так выразиться, услуги к общему знаменателю или стандарту в виде одинакового перечня запрашиваемых документов, одинакового срока оказания услуги, одинакового перечня межведомственных сведений и еще ряда менее значимых моментов. Технической основой для такого процесса стала возможность информационной системы «Реестр государственных и муниципальных услуг» фиксировать для любой услуги типовую (эталонную) информационную карту, а муниципалитетам давать согласие на включение в прикрепленный к карте список тех органов местного самоуправления, у которых ее оказание полностью идентично.
Первым шагом нашей работы стало ранжирование услуг для того, чтобы понять, какие переводить в электронный вид в первую очередь, какие во вторую и т.д. Первая очередь – это те, что фигурируют в распоряжении Правительства РФ 1993-р и закреплены за муниципалитетами, сюда же мы добавили услуги из распоряжения Администрации Алтайского края 11.11.2011 477-р. По остальным услугам у органов местного самоуправления были запрошены данные об их востребованности. Таким образом, для начала набралось 35 услуг, которые были сгруппированы аналогично тому, как это сделано в распоряжении 1993-р.
Следующий шаг - создание рабочих групп, куда вошли представители муниципалитетов с учетом их предпочтений, КГБУ ОЭПАК, представителей комиссии по проведению административной реформы в Алтайском крае. Дальше началась совместная работа по типизации муниципальных услуг. Использовались распространенные ныне скайп, аудиоконференции (благодаря Ростелекому) и т.д. Споры были жаркие, но постепенно вырабатывались решения в виде типовых административных регламентов. Выработанный и согласованный большинством участников процесса регламент оформлялся протоколом и направлялся на согласование в Прокуратуру РФ по Алтайскому краю. Согласованные регламенты опубликованы на Портале методической поддержки реализации административной реформы и формирования электронного правительства в Алтайском крае для использования ОМСУ. Таким образом, все 35 услуг были отработаны. Органам местного самоуправления, по тем или иным причинам, не принявшим участия в описанном процессе, остается только присоединяться к выработанному решению, что означает, после ряда небольших организационных мероприятий, появление их услуг на Едином портале государственных услуг под вкладкой «Электронный вид».

Еще одной всеобщей задачей сегодня является популяризация услуг и регистрация населения на Едином портале государственных услуг. В Алтайской одной из форм такой работы стала «Электронная деревня».
В основу ее легло четырехстороннее соглашение, подписанное 23 августа 2013 г. Администрацией Алтайского края, ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВымпелКом» и ОАО «Ростелеком», в соответствии с которым в 23 поселениях края должны были быть открыты интернет-киоски. По соглашению муниципалитеты предоставляли помещение, Сбербанк – компьютерную технику, Ростелеком и Вымпелком – каналы связи, КГБУ ОЭПАК проводил обучение.

Заключение
Проведенная работа позволила добиться обеспечения доступности электронных сервисов для жителей сельских населенных пунктов, повышения их информированности об электронных формах предоставления государственных и муниципальных услуг, банковских дистанционных сервисах, информационных и интернет-технологиях с использованием средств мобильной и стационарной связи. В 2014 году работа продолжается.

В 2014 году более 400 администраций поселений Алтайского края имеют возможность оказывать от 3 до 16 услуг в электронном виде, т.е. их услуги опубликованы на ЕПГУ. Разница в количестве оказываемых услуг зависит от того, как в муниципальном образовании выстроена система передачи полномочий в оказании услуг. Другой важный момент заключается в том, что уже сам муниципалитет должен обеспечить наличие программно-технических компонентов, определяемых Приказом Минкомсвязи от 27.12.2010 № 190.