АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Государственная Дума РФ. Профильный комитет отклонил законопроект, который обязывал чиновников два раза в неделю вместо личных или служебных авто ездить на работу общественным транспортом

14.11.2024

Государственная Дума РФ. Профильный комитет отклонил законопроект, который обязывал чиновников два раза в неделю вместо личных или служебных авто ездить на работу общественным транспортом

Комитет Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению рекомендовал отклонить законопроект, который обязывал чиновников два раза в неделю вместо личных или служебных авто ездить на работу общественным транспортом. Однако его автор, заместитель председателя думского Комитета по энергетике Владимир Плякин, работу над инициативами, которые приблизили бы власти к чаяниям народа, останавливать не планируется.

«Поможет лучше понимать проблемы»
Напомним: законопроектом предлагается внести поправки в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». А именно, дополнить его двумя новыми статьями, 15.1 и 15.2. Согласно им, лица, замещающие государственные должности, руководители территориальных органов власти, а также чиновники субъектов обязаны два дня в неделю при поездке на рабочее место использовать не личные или служебные авто, а общественный транспорт. Исключение — сотрудники специальных и экстренных служб при исполнении ими служебных обязанностей. Аналогичные изменения предлагается также внести в Закон «О муниципальной службе», установив два «дня без автомобиля» в неделю для руководителей органов местного самоуправления, а также муниципальных депутатов и прочих выборных лиц.
Как отмечается в пояснительной записке, главная цель нововведений — заставить чиновников обратить более пристальное внимание на проблемы городского общественного транспорта и лучше их понять.
«Согласно последнему опубликованному статистическому сборнику «Транспорт в России 2022», степень износа основных фондов организаций, занимающихся перевозками автобусным транспортом по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, составила 51,4% в среднем по Российской Федерации. Степень износа автобусов междугороднего сообщения составила 63,8%, внутригородских троллейбусов — 64%, внутригородских трамваев — 60,8% в среднем по России, — сообщается в документе. — <…> В этой связи введение обязанности для руководителей государственных и муниципальных органов власти всех уровней пользоваться общественным транспортом в течение двух рабочих дней каждую неделю поможет должностным лицам лучше понять проблемы общественного транспорта в их регионе и повысит доверие граждан к представителям власти. Более того, пример чиновников по массовому использованию общественного транспорта может побудить больше граждан отказаться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта, что также будет способствовать уменьшению загруженности дорог и улучшению экологической обстановки в городах».
Отметим, что подобная идея уже с успехом реализуется в других странах. Так, например, в Узбекистане «День без автомобиля» закреплен указом президента — в его рамках раз в месяц сотрудники всех республиканских и региональных органов исполнительной власти, расположенных в Ташкенте, вплоть до министров и руководителей таможенного комитета, обязаны приезжать на работу на общественном транспорте, велосипедах или приходить пешком. Свой «день без автомобилей», который поддерживают и представители власти, существует в Индонезии, Нидерландах и даже в отдельных штатах США. Да и у нас к такой практике порой прибегают: так, не далее как в конце октября этого года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на очередном пленарном заседании раскритиковала ситуацию с общественным транспортом в Свердловской области и порекомендовала мэру Екатеринбурга Алексею Орлову лично проехаться на одном из самых перегруженных автобусных маршрутов города.

Запуск в пилотном режиме
На заседании думского Комитета по региональной политике и местному самоуправлению законопроект не поддержали, но назвали концептуально интересным, а самое главное — определенно содержащим в себе позитивное зерно.
«Мотивация понятна, — констатировала в ходе обсуждения заместитель председателя комитета Оксана Фадина. — Но сама по себе норма регулирования, на мой взгляд, избыточна. Скажу честно — я лично в бытность свою депутатом ездила на общественном транспорте всего раза три и то под камерами. Но это не помешало моему региону — Омской области — войти в число 12 пилотных сразу по двум национальным проектам и запустить масштабную кампанию по обновлению подвижных составов. Тут, на мой взгляд, компетенция чиновника и его рабочие показатели все-таки играют большую роль».
Оксана Фадина посоветовала также запустить подобную кампанию в нескольких пилотных регионах. Единственное — для этого, по ее словам, потребуется разработать некую систему оценки, которая позволила бы выявить корреляцию между частотой поездок чиновников на общественном транспорте и его — транспорта — состоянием, а также уровне удовлетворенности им среди местных жителей.
Также участники обсуждения сошлись на том, что такой подход мог бы оказаться полезным для представителей руководящего звена — поездив на общественном транспорте, они могли бы понять эффективность принятой в регионе или субъекте транспортной модели в целом и «прочувствовать» ее болевые точки.
«Несмотря на то что законопроект рекомендован к отклонению, нельзя не признать, что вопрос совершенствования механизмов оценки эффективности представителей власти очень важен, — констатировал председатель комитета Алексей Диденко. — А транспортная составляющая в нем одна из важнейших».

«Депутаты обязаны понимать, чего хотят их избиратели»
Сам автор законопроекта Владимир Плякин в разговоре с «Парламентской газетой» подчеркнул, что останавливать работу над инициативой не будет.
«Мы, безусловно, оценим и взвесим сложившуюся ситуацию, — отметил депутат. — Возможно, имеет смысл рассмотреть другие федеральные законы для внесения соответствующих поправок».
Владимир Плякин заявил также, что будут прорабатываться и другие аспекты, направленные на усиление «контакта» чиновников с народом. Так, одним из них могут стать бесконечные пробки в больших городах в дни проведения мероприятий федерального или даже регионального значения. Вполне возможно, по словам парламентария, что чиновников в рамках следующих инициатив попросят пользоваться объездными дорогами, оставляя центральные магистрали жителям городов, или местные власти — заранее составлять маршруты делегаций с учетом дорожной ситуации.
«Самое главное, что подобные инициативы никого не оставляют равнодушными, — подчеркнул Владимир Плякин. — Потому что мы все, депутаты, обязаны понимать, чего хотят наши избиратели, какие у них есть проблемы. Когда чиновник — неважно, региональные или муниципальный — едет на работу на служебной машине, а народ в это время трясется в переполненных автобусах, которые к тому же идут максимально нелогичными и некомфортными маршрутами, это ненормально и такого быть не должно. Нужно предпринимать любые шаги к решению этих проблем, потому что, если просто закрывать на них глаза, ничего не получится».
Как объяснил заместитель председателя комитета Михаил Матвеев, такая мера вряд ли поможет улучшить качество автобусных перевозок и общую ситуацию на дорогах.
По мнению депутата, сама инициатива идеологически правильная, однако подобное сближение с народом не решит проблемы транспортной инфраструктуры. «Идея законопроекта заключается в том, чтобы чиновники постояли на остановках час, прочувствовали на своей шкуре, как оно на самом деле. Однако, по факту весь вопрос сосредоточен в руках одного человека — губернатора, потому что поотбирали у муниципалитетов и полномочия, и финансы», — объяснил свою позицию Матвеев.
При этом отслеживание того, как именно передвигаются чиновники, — очень сложная задача, считает политик. Матвеев также подчеркнул, что и нынешние условия так или иначе заставляют чиновников чувствовать реализацию инфраструктурных проектов, будь то качество уборки улиц, если госслужащий идет пешком, или состояние дорог и их оснащенность светофорами, если он пользуется личным транспортом.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку



Постоянный адрес статьи