АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Верховный Суд РФ. Администрация города не вправе устанавливать предельные сроки отключения горячей воды

13.09.2024

Верховный Суд РФ. Администрация города не вправе устанавливать предельные сроки отключения горячей воды

РСО (теплосбыт) успешно оспорил постановление ОМСУ об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников теплоэнергии и тепловых сетей в муниципальном образовании – в части рекомендации РСО производить отключение систем ГВС в период ежегодных профилактических ремонтов на срок не более 14 суток.
В обоснование иска РСО сослалась на то, что у городской администрации нет полномочий по установлению предельно допустимого срока отключения систем ГВС при использовании закрытой системы ГВС, а в результате применения оспариваемого постановления в отношении РСО было возбуждено и рассмотрено более 250 дел об административных правонарушениях за нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами.
С позицией теплосбыта согласились и суды, в том числе СК по административным делам Верховного Суда РФ (Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2024 г. № 10-КАД24-4-К6):
- организация водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, относится к вопросам местного значения городского округа;
- при этом полномочия ОМСУ определены ст. 17 Закона об общих принципах организации МСУ, согласно пункту 4.2 которой ОМСУ обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении". А в силу ч. 1 ст. 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям ОМСУ городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся помимо прочего организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации (пункт 5);
- согласно ч. 1 ст. 21 Закона о теплоснабжении собственники источников теплоэнергии, теплосетей обязаны согласовывать с ОМСУ вывод указанных объектов в ремонт и из эксплуатации. Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников теплоэнергии, теплосетей устанавливается Правительством РФ и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия ОМСУ решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации;
- однако конкретные сроки вывода объектов централизованных систем ГВС, в том числе водопроводных и тепловых сетей, в ремонт определяются соответственно требованиями раздела IV Правил горячего водоснабжения № 642, и Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников теплоэнергии и теплосетей № 889, действовавшими в период принятия оспариваемого акта;
- при этом полномочия по установлению предельных сроков отключения систем ГВС указанными нормативными правовыми актами органам МСУ не предоставлены (ч. 3 ст. 21 Закона о теплоснабжении);
- отношения по предоставлению коммунальных услуг населению урегулированы Правилами № 354, в силу пункта 4 приложения № 1 к которым продолжительность перерыва в ГВС в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения ГВС осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Между тем указанные СанПиН утратили силу, а в действующих СанПиН 2.1.3684-21 временных ограничений периода ежегодных профилактических ремонтов не установлено вообще;
- в соответствии с абзацем 2 п. 5.1.5 Правил № 170, ремонт теплосетей, теплопунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением ГВС, – 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами МСУ;
- между тем, административным ответчиком в оспариваемом постановлении срок установлен для всех без исключения случаев вывода в ремонт, без учета длительности фактической необходимости отключения ГВС и в отсутствие возможности ее корректировки, хотя указанные выше нормативные акты не предоставляют органам МСУ полномочий по установлению предельно допустимого срока отключения систем ГВС,
- таким образом, администрация города как ОМСУ – обладая полномочиями лишь по согласованию срока вывода в ремонт источников теплоэнергии и теплосетей, – вышла за пределы своих полномочий и императивно установила пресекательный срок отключения систем горячего водоснабжения.

Источник: https://www.garant.ru/


Секции АСДГ: 

Возврат к списку



Постоянный адрес статьи