АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Ведомости. 18 регионов не хотят отказываться от двух уровней местного самоуправления

05.03.2025

Ведомости. 18 регионов не хотят отказываться от двух уровней местного самоуправления

Пока 18 регионов не планируют переходить на одноуровневую модель местного самоуправления (МСУ), сообщили «Ведомостям» в комитете Госдумы по госстроительству. Новый проект закона об МСУ в третьем чтении примут на пленарном заседании 5 марта, после чего 14 марта его может рассмотреть Совет Федерации. Теперь проект закона разрешает регионам оставлять двухуровневую модель МСУ, при которой сельские и городские поселения продолжат существовать.
Планируют, по данным комитета, оставить только двухуровневую модель МСУ Татарстан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Алтай, Башкирия, Калмыкия, Крым, Мордовия, Якутия, Чечня, Воронежская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Свердловская и Челябинская области, а также Ненецкий автономный округ. Саратовскую область в Госдуме представляет спикер Вячеслав Володин, который предложил сохранить возможность двухуровневой модели, а Свердловскую – глава комитета по госстроительству Павел Крашенинников, который внес законопроект об МСУ, в исходной версии предполагавший обязательный переход на одноуровневую модель.
Уже 20 регионов перешли полностью на одноуровневую модель. Это ДНР, ЛНР, Удмуртия, Чувашия, Пермский и Ставропольский края, Запорожская, Калининградская, Курганская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская и Херсонская области, Ямало-Ненецкий автономный округ (АО). К этой же категории в комитете отнесли города федерального значения, где, впрочем, действует своя система МСУ – Москву, Санкт-Петербург и Севастополь.
Еще 26 регионов после принятия нового закона планируют перейти полностью на одноуровневую модель. Это Ингушетия, Тува, Хакасия, Северная Осетия, Забайкальский, Камчатский и Приморский края, Амурская, Архангельская, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Кемеровская, Мурманская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Тверская, Тюменская, Ярославская области, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийская АО и Чукотский АО.
И 25 регионов планируют лишь частично перейти на одноуровневую модель, а частично оставить двухуровневую. Это Бурятия, Дагестан, Карелия, Коми, Марий Эл, Алтайский, Краснодарский, Красноярский и Хабаровский края, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Новосибирская, Орловская, Самарская, Томская, Тульская и Ульяновская области.
C января 2022 г. общее количество муниципальных образований сократилось на 17,1% – с 20 846 до 17 275, муниципальных районов – на 16,4% с 1531 до 1280, городских поселений – на 16,7% с 1298 до 1084, сельских поседений – на 13% с 15 549 до 13 524, говорится в статистике, предоставленной комитетом. Количество же муниципальных округов за это время выросло в три раза – со 193 до 536.
Проект нового закона об МСУ был внесен в Госдуму 16 декабря 2021 г. Крашенинниковым и его коллегой сенатором Андреем Клишасом. Среди главных новаций законопроекта был обязательный переход от двухуровневой системы МСУ к одноуровневой, а также изменение полномочий между регионами и муниципалитетами. Принятие закона должно было завершить реформу, заложенную конституционными изменениями 2020 г. Тогда в Основном законе закрепили понятие «единая система публичной власти».
Осенью 2024 г. к рассмотрению законопроекта вернулись вновь. Второе чтение законопроекта должно было состояться 12 декабря. Однако накануне заседания Володин заявил о необходимости доработать законопроект. В частности, он призвал прислушаться к позиции регионов, в том числе Татарстана, и сохранить возможность регионам выбирать одноуровневую или двухуровневую модель МСУ. В итоге такие поправки были одобрены комитетом по госстроительству в феврале.

Возврат к списку