АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Торгово-промышленная палата РФ. В России обсуждают введение правового понятия "семейный бизнес"

17.09.2025

Торгово-промышленная палата РФ. В России обсуждают введение правового понятия "семейный бизнес"

В российской экономике есть целые секторы, где количество семейных предприятий приближается к 100%. При этом определение "семейный бизнес" до сих пор не закреплено в законодательстве. Это не позволяет оказывать адресную поддержку таким компаниям и задействовать в полной мере их потенциал. В том, что он есть и может стать не только экономической, но и социальной опорой государства, уверена вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Елена Дыбова.
"В России на сегодня сложилась хорошая практика семейного бизнеса. При этом мы, наверное, одна из немногих развитых стран, где законодательно не определили эту категорию и не оказывают ей целенаправленной поддержки. Семейному бизнесу нужно помогать, потому что семья у нас в приоритете и потому что этот бизнес настроен на долгую работу. Почему мы не видим в нем фирм-однодневок? Потому что они всей семьей отвечают за свое дело. Почему представители купеческих династий дорожили своим именем? Потому что понимали, что их дело перейдет сыну, потом внуку и так далее, - это вложение потенциала всех поколений в развитие", - подчеркнула Дыбова в беседе с "Российской газетой".
Она отметила, что семейноцентричность и повышение рождаемости стали главными темами VI Форума социальных инноваций регионов в Москве. Ключевым условием достижения этих задач по результатам всех опросов была названа финансовая устойчивость семьи, что напрямую соотносится с поддержкой семейного бизнеса.
"Финансовая устойчивость - это не субсидии и льготы от государства. Сейчас наступил период, когда просто от мер социальной поддержки нужно переходить к таким мерам, которые будут помогать людям самим решать свои проблемы. Семье, которая объединилась вокруг своего дела, встала на ноги и начала зарабатывать, не нужны субсидии. Не рыбу надо давать, а удочку", - заявила Дыбова.
По ее словам, в ТПП считают, что сейчас в первую очередь надо дать определение "семейного бизнеса", а далее предоставить регионам самим выбирать меры и направления поддержки. Одни субъекты могут помогать сельскохозяйственным семейным компаниям, у других в приоритете технологический и инновационный сектор, а где-то не хватает детских садов и нужно поддержать семейный бизнес в этом направлении.
Вице-президент ТПП добавила, что 22 региона уже поддержали инициативу палаты, приняли определение "семейного бизнеса" и начали создавать у себя реестры семейных компаний.
Одна из отраслей с наибольшим числом предприятий семейного бизнеса - сельское хозяйство. В ассоциации "Народный фермер" сообщили, что среди ее участников есть аграрные династии более чем с 30-летним стажем работы. Представитель одной из них - соучредитель сочинского крестьянского хозяйства "Ачигварское озеро" Александр Стороженко. Он считает, что закон о семейном бизнесе стал бы гарантией стабильной работы таких компаний.
"Узаконенный статус семейного предприятия необходим в первую очередь для взаимодействия с госучреждениями, чтобы мы могли обсуждать и согласовывать с ними планы на развитие. Мы, конечно, и сейчас позиционируем себя как семейная компания, но отношение к нам меняется в зависимости от ситуации. Закон закрепил бы наш статус", - считает Стороженко.
Владелец перепелиной фермы из Рязанской области, фермер во втором поколении Владимир Кляндин признался, что ему не удается получить помощь в рамках общих программ господдержки бизнеса.
"Помощь есть, но воспользоваться ею на практике не было возможности. Хотели поучаствовать в грантовой программе - не прошли. В этом году пытались попасть в программу субсидирования части затрат, но наши приобретения не подпали под нее. Поэтому мы, конечно, за то, чтобы был закон о поддержке именно семейного предпринимательства", - сказал фермер.
Председатель Совета ТПП РФ по развитию семейного предпринимательства, генеральный директор семейной компании "АМА Продакшн" Сергей Башкатов отметил, что у государства есть достаточно мер для поддержки бизнеса, но они отличаются в зависимости от региона и не всегда доступны для семейных предприятий.
"Семейная компания, допустим, в Хабаровском крае может рассчитывать на такие же меры поддержки, как для сегмента МСП. Но, к примеру, в Забайкальском крае таких мер может не быть. Поэтому мы и хотим, чтобы на федеральном уровне было принято понятие "семейный бизнес", а меры поддержки распространились на все семейные компании независимо от сферы деятельности", - пояснил Башкатов.
Принятие закона позволило бы семейным предприятиям выстраивать долгосрочную стратегию развития, считает административный директор семейной компании "Мечта" Ольга Попенова.
"Семейный бизнес - это не компании-однодневки, они планируют свою деятельность не на одно поколение, поэтому хотелось бы иметь устойчивую законодательную базу, на основании которой можно было бы строить свою деятельность и говорить о преемственности поколений", - пояснила она.
Принятие закона о семейном бизнесе также позволило бы многим компаниям выйти из тени. На сегодня в спецпроекте ТПП "Семейные компании России" зарегистрировано около 700 субъектов бизнеса, однако, по оценке самих предпринимателей, на деле их значительно больше. Многие не позиционируют себя в качестве семейных из-за вопросов, которые могут возникнуть к ним у контролирующих органов.
"Бывает, что ребенок в семейной компании подрос и захотел заняться каким-то своим бизнесом. Родители выделяют ему для этого кусочек площади в своем помещении, что кажется совершенно нормальным. Однако с позиции налогового законодательства в этом есть признак дробления, которое считается схемой ухода от налога", - пояснила коммерческий директор семейной компании "Таймлесс" Инна Лосева.
Она также обратила внимание на то, что отсутствие закона о семейном бизнесе препятствует привлечению кредитных средств. По словам Лосевой, банки уже давно оценили серьезный потенциал, а главное, надежность семейных компаний в качестве заемщиков и готовы предлагать им персональные финансовые инструменты. Однако у них нет для этого оснований, пока правовой статус семейных компаний не определен.
Наследование семейного бизнеса - еще одна проблема, которую должен решить закон. Пример компаний "Александров" и Natura Siberica, в которых члены семьи не смогли договориться между собой после смерти основателей бизнеса, показал, что у государства должны быть механизмы контроля над такими предприятиями. И речь здесь не идет о вмешательстве в семейные дела, подчеркнула Дыбова. Одно дело, когда родственники делят дома, машины и прочее имущество, и совсем другое, когда вопрос стоит о бизнесе, в котором заняты сотни людей.
"Это не внутренний вопрос. В любой компании работают не только члены семьи. Но умирает собственник, и все - бизнес начинает рушиться, люди остаются без работы, без денег", - пояснила вице-президент ТПП.
Государство в таких случаях теряет крупных налогоплательщиков. Кроме того, тот же бренд Natura Siberica представлял страну на международном уровне, имея представительства в 30 странах.
Наконец, для самих семейных компаний очень важно официальное закрепление за ними этого статуса. По мнению Башкатова, в будущем это даст государству серьезную отдачу.
"Посмотрите, как это было в дореволюционной России, когда процветали династии купцов и промышленников. Они же были не просто предпринимателями, они были меценатами, помогали стране. Некоторым из нынешних династий уже более 30 лет, и признание на государственном уровне для них дорогого стоит. Это имеет большое значение для детей и внуков. Думаю, если государство признает семейные компании, вовлеченность молодого поколения будет во много раз больше. Это гарантирует государству отдачу и пополнение казны в перспективе", - считает предприниматель.
По словам Дыбовой, поддержка семейного бизнеса играет важную роль в укреплении института семьи и улучшении демографии. Она указала на семейные компании, включенные в спецпроект ТПП, - в каждой из них в среднем трое детей.

Возврат к списку



Постоянный адрес статьи