АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Алтайский край. Укрупняй и властвуй: Минэкономразвития региона рассказало о новом этапе слияния алтайских городов и районов в агломерации

06.07.2021

Алтайский край. Укрупняй и властвуй: Минэкономразвития региона рассказало о новом этапе слияния алтайских городов и районов в агломерации

На федеральном уровне ведется работа по закреплению в законодательстве понятия «агломерация», которое пока используется вольно. По некоторым данным, в правительстве РФ готовится законодательная инициатива, нацеленная на утверждение межгородских агломераций в 37 субъектах страны, в том числе в Алтайском крае. Как известно, Барнаул и окрестные территории уже образуют единую структуру, но, как пояснили ИА «Банкфакс» в Минэкономразвития региона, ее планируют расширить и наполнить большим смыслом. Более того, также перспективным считается и объединения других алтайских городов с сельскими территориями.
Ранее портал URA.ru со ссылкой на инсайдера сообщил, что Минфин РФ якобы прорабатывает поправки в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». Предполагается, что они касаются порядка создания агломераций, призванных решить проблемы отсталости регионов и муниципалитетов путем тесного взаимодействия между территориями. В перечне субъектов, которые обсуждаются в таком разрезе называют и Алтайский край с его Барнаульской агломерацией. По данным источника, идеологом этой инициативы является вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, который неоднократно заявлял о необходимости оптимизации территориального деления страны. К примеру, в апреле текущего года он высказался об объединении бедных и богатых регионов. Впрочем, соответствующих наработок в федеральном правительстве пока нет. Также отметим, что еще одним сторонником идеи агломераций являлся бывший глава Минфина РФ, действующий руководитель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. в 2017 году он выступил с предложением о создании развитой системы транспортного сообщения между Томском, Новосибирском и Барнаулом.
Что касается сути агломераций, то они также призваны усилить отстающие территории за счет опорных городов с численностью населения более 500 тысяч человек. Речь идет о формировании единой транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур, а также об экономическом взаимодействии.
Стоит отметить, что в Алтайском крае уже больше десяти лет существует Барнаульская агломерация. На текущий момент помимо регионального центра в нее входит Новоалтайск, Первомайский и Павловский районы. В Минэкономразвития в ответе на запрос ИА «Банкфакс» сообщили, что это объединение в «Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года» находится в числе перспективных центров экономического роста. При этом в министерстве отметили, что планы по расширению этой агломерации сохраняются. Перспективными в этом плане считаются Калманский, Тальменский и Косихинский районы. С этими территориями уже подписаны соглашения о социально-экономическом сотрудничестве.
В то же время стоит добавить, что на данном этапе наличие агломерационного статуса не дало прилегающим к Барнаулу районам мощных толчков развития. К примеру, беспроводной троллейбус между краевым центром и Новоалтайском так и не запущен. Лишь недавно стало известно, что в ближайших планах региональных властей внедрение «умных дорог» в Барнаульской агломерации. Впрочем, система будет действовать только в краевом центре и Новоалтайске. Дороги других территорий останутся без «интеллекта». «Агломерационные преобразования направлены на повышение экономической связанности городов и сельских территорий посредством расширения и модернизации инженерной инфраструктуры, в том числе дорожной и транспортной. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» проводятся мероприятия по ремонту автомобильных дорог в Барнаульской агломерации, дорог Бийска и близлежащих районов», - отметили в краевом Минэко преимущества агломерационных образований.
Между тем в ведомстве добавили, что практику агломераций в Алтайском крае планируют развивать и дальше. Соответствующее направление закреплено в проекте стратегии соцэкономразвития региона до 2035 года. В министерстве отметили, что перспективными видятся Бийская и Рубцовская агломерации. Надо сказать, что создание этого определяющего документа ведется уже около двух лет. В 2019 году он был принят в первом чтении в Алтайском Заксобрании. В 2021 году к его обсуждению решили вернуться, но, по всей видимости, финальную редакцию уже будут утверждать депутаты нового созыва. 
В министерстве уточнили, что понятия «городской» и «межгородской» агломераций в настоящее время на федеральном уровне законодательно не определены. Не исключено, что этот пробел и будет устранен в результате анонсированных СМИ разработок Минфина РФ. Если таковые действительно ведутся, то можно предположить, что они перекликаются с недавними поправками, внесенными в Конституцию РФ. Согласно одной из них, органы местного самоуправления включаются в так называемую систему публичной власти. Предполагается, что это должно усилить статус муниципальных властей. Некоторые изменения на этот счет уже внесли в Устав Алтайского края, однако пока это в основном формальные положения, предваряющие ожидания от более значительных новелл в отраслевых федеральных законах. В этом контексте также стоит упомянуть и горячо обсуждаемый краевой эксперимент по объединению сельсоветов в муниципальные округи. Не исключено, что агломерации могут стать еще одним проектом на пути укрепления. На вопрос о том, будут ли созданы единые органы в агломерациях, краевое ведомство не ответило.
Примечательно, что вопрос территориального деления РФ регулярно всплывает на федеральном уровне. К примеру, в июне текущего года спикер Совфеда Валентина Матвиенко в своем парламентском блоге поделилась мнением, что вышеупомянутая «Стратегия пространственного развития РФ до 2025 года» нуждается в существенной корректировке. С ее слов, у всех регионов имеется потенциал развития, и субъекты должны четко представлять свои приоритетные направления. В 2020 году она также отмечала, что ряду регионов пошло бы на пользу объединение. Тогда Матвиенко положительно оценила намерения о создании нового субъекта в результате слияния Архангельской области и Ненецкого АО, но от этих планов, уже отказались. Кстати, в прошлом году данная перспектива перезапустила дискуссию о создании единого Алтая из края и республики. Позиции политиков, экспертов и граждан на этот счет по-прежнему расходятся.

Источник: сайт https://www.bankfax.ru/

Возврат к списку