02.12.2024
ФедералПресс. Налог для дорог: на что тратят отчисления водителей и сколько магистралей ремонтируют ежегодно в регионах
Качество дорог во многом зависит от количества выделяемых на ремонты денег. Откуда берутся эти средства, достаточно ли поступлений от уплаты транспортного налога для содержания дорожной сети, сколько километров дорог ремонтируют ежегодно в регионах и есть ли смысл в отмене налога? «ФедералПресс» разбирался в деталях.
«Дорожные» деньги
То, как выглядят российские дороги, – это в основном результат реализуемого в 84 регионах страны национального проекта «Безопасные качественные дороги», включающего шесть различных федеральных проектов, и трат из дорожных фондов, формируемых за счет сбора налога на транспорт, акцизов на нефтепродукты и денежных взысканий за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения и эксплуатации имущества региональных автодорог. Акцизы попадают в федеральный бюджет, а транспортный налог – в казну регионов. За счет выделяемых денег обновляют дорожную инфраструктуру, в том числе ремонтируют и строят дороги, мосты и путепроводы, светофоры и камеры и другое.
По данным профильного сайта, благодаря выполнению нацпроекта на конец 2024 года доля автодорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, выросла до 54 % с 43,1 на конец 2017-го, доля дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии, увеличилась до 85 с 42 % соответственно, а в целом протяженность построенных и реконструированных Росавтодором участков федеральных дорог накопленным итогом достигла 1003,6 км на сегодняшний день. К примеру, за счет средств нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в сумме более 170 млн рублей в Алтайском крае в этом году отремонтировали четыре искусственных сооружения общей протяженностью 276,3 погонных метра. В Калининградской области в 2024 году отремонтировали порядка 315 км областных дорог и около 500 погонных метров мостов. А в Еврейской автономной области привели в порядок 12 объектов общей протяженностью более 20 км.
По данным Минтранса РФ, дорожный фонд в 2023 году составлял 3 трлн рублей, в том числе федеральный – 1,1 трлн рублей, региональные дорожные фонды – 1,9 трлн рублей. Благодаря этим поступлениям было построено и отремонтировано, в том числе в новых регионах, более 31 тысячи км дорог, уложено свыше 243 млн кв. метров асфальтобетона – и эти показатели стали рекордными. Согласно распоряжению правительства РФ № 3907-р от 25 декабря 2023 года, обновленный план дорожного строительства на 2024–2028 годы предполагает вложение 14 трлн рублей в реализацию 380 проектов по модернизации дорог различного значения в регионах страны – речь идет о Брянской, Воронежской, Владимирской, Липецкой, Московской, Ивановской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Ленинградской областях, Санкт-Петербурге и других регионах.
Налоги на транспорт формируют небольшую часть дорожного фонда, и, несмотря на регулярные требования водителей, их уплачивающих, привести в порядок дороги, не могут «нести полную ответственность» за качество дорожных покрытий.
По некоторым данным, в России ежегодно собирают более 200 млрд рублей транспортных налогов. Это в среднем приблизительно 5 тысяч рублей на один эксплуатируемый автомобиль в год из расчета, что активный парк насчитывает порядка 44 млн единиц транспортных средств. Налог этот, уплачиваемый за текущий год до 1 декабря следующего года, является региональным, то есть деньги поступают региону, в котором зарегистрирован собственник транспортного средства, и ими распоряжаются местные власти.
Чтобы узнать, как регионы собирают транспортные налоги и сколько средств тратят на ремонты дорог, «ФедералПресс» направил соответствующие запросы.
Региональные ставки
Сразу напомним, что налоговые ставки устанавливают местные власти, и в разных регионах они различны. Транспортный налог платят владельцы не только легковых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, автобусов и грузовиков, но и снегоходов, мотосаней, катеров и моторных лодок, яхт, гидроциклов, буксируемых судов и даже самолетов, вертолетов и других воздушных судов, в том числе имеющих реактивные двигатели.
Например, в Калининградской области – одна из самых низких ставок транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (л. с. – до 73,55 кВт) включительно – всего 2,5 рубля за л. с. Чем мощнее легковушка, тем ставка выше: 100–150 л. с. (до 110,33 кВт) – 15 рублей за л. с., 150–200 л. с. (до 147,1 кВт) – 35 рублей за л. с., 200–250 л. с. (до 183,9 кВт) – 66 рублей за л. с., а свыше 250 л. с. – 147 рублей за л. с. Владельцы мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 20 и от 20 до 35 л. с. (14,7–25,74 кВт) сейчас платят 4, 8 и 21 рубль за л. с., автобусов – 26 и 93 рубля за л. с. при мощности двигателя до 200 и свыше 200 л. с. соответственно, а грузовых автомобилей – минимум 25 и максимум 85 рублей за л. с. Как сообщили «ФедералПресс» в региональном правительстве со ссылкой на Минфин, за 2023 год зафиксированы поступления транспортного налога в бюджет Калининградской области в сумме 1,651 млрд рублей (в том числе от организаций – более 374,7 млн рублей, от физических лиц – свыше 1,276 млрд рублей), за 2022 год – около 1,738 млрд рублей (463,6 млн рублей и 1,274 млрд рублей соответственно), за 2021-й – более 1,666 млрд рублей (457,2 млн рублей и 1,209 млрд рублей соответственно). По данным регионального Минфина, за 2023 год налог на транспорт был исчислен в отношении 465 946 единиц транспортных средств, зарегистрированных в области, из них организациям принадлежит 34 275, физлицам – 431 671 единица.
В Красноярском крае тоже одни из самых низких ставок налогов на транспорт. Жители региона с 2007 года платят за легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно всего 5 рублей за л. с., 100–150 л. с. – 14,5 рубля за л. с., 150–200 л. с. – 29 рублей за л. с., 200–250 л. с. – 51 рубль за л. с., а свыше 250 л. с. – 102 рубля за л. с. Налоговые ставки за владение мотоциклами и мотороллерами установлены в диапазоне от 2 до 12,5 рубля за л. с. в зависимости от мощности двигателя; автобусами – 25 рублей за л. с., если мощность двигателя не достигает 200 л. с., и 44 рубля – если он мощнее; а грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно – 15 рублей за л. с. и свыше 250 л. с. – 85 рублей за л. с.
По данным управления федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, в этом регионе тоже действует сравнительно низкая ставка транспортного налога для легковушек с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно – всего 6 рублей за л. с. Для легковых машин, имеющих движок мощностью до 150 л. с., он равен 15 рублям за л. с., до 200 л. с. – 29 рублей за л. с., до 250 л. с. – 50 рублей за л. с., свыше 250 л. с. – 104 рублей за л. с.; владельцы мотоциклов и мотороллеров платят минимум 8 и максимум 30 рублей, исходя из мощности двигателя; автобусов с мощностью двигателя до 200 л. с. – 23 рубля за л. с., а выше этого – 40 рублей за л. с. Минимальная ставка налога на грузовые автомобили – 15 рублей, максимальная – 85 рублей с л. с. В Хакасии зарегистрировано 190 тысяч легковых автомобилей. И за 2023 год в республиканский бюджет от физических лиц поступило свыше 431,2 млн рублей транспортного налога, тогда как за 2022-й – порядка 414,2 млн рублей, а за 2021-й – 385,4 млн рублей.
Томская область тоже может похвастаться сравнительно низкими ставками транспортных налогов в расчете на л. с., которые в последний раз повышались с 1 января 2018 года и сейчас составляют 8 рублей для легковушек, чей двигатель имеет мощность до 100 л. с., 14 рублей – до 150 л. с., 28 рублей – до 200 л. с., 47 рублей – до 250 л. с. и 110 рублей – свыше 250 л. с. Мотоциклы и мотороллеры «стоят» от 5 до 15 рублей за л. с. в зависимости от их мощности двигателя, автобусы, имеющие до и выше 200 л. с. – 28 и 40 рублей за л. с. соответственно, самые маломощные грузовики – 20 рублей, а с двигателем более 250 л. с. – 70 рублей за л. с. В области зарегистрированы 329,8 тысячи легковых автомобилей, из них владельцами 315,7 тысячи легковых автомобилей являются физлица, 14 тысяч – юридические. Всего сумма начисленных транспортных налогов физическим лицам за предыдущие три года превышала 1 млрд рублей ежегодно, а юридическим равнялась 258 млн рублей за 2023 год, 247,9 млн рублей за 2022-й и 241 млн рублей – за 2021-й.
В Алтайском крае транспортный налог установлен в 2002 году, легковые машины обходятся владельцам в 10 рублей за л. с., если двигатель имеет мощность до 100 л. с., в 20 рублей – до 150 л. с., в 25 рублей – до 200 л. с., в 60 рублей – до 250 л. с. и в 120 рублей – свыше 250 л. с.
В Республике Карелия ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. в регионе тоже составляет 10 рублей, но дальше ставки выше, чем, к примеру, в Алтайском крае: до 150 л. с. – 35 рублей за л. с., до 200 л. с. – 50 рублей за л. с., до 250 л. с. – 75 рублей за л. с., а свыше этого – уже 150 рублей за л. с. Для мотоциклов и мотороллеров в зависимости от мощности двигателя она составляет 7, 10 и 35 рублей за л. с.; для автобусов находится на уровне 50 и 100 рублей при мощности двигателей соответственно до 200 л. с. и выше этого значения; для грузовиков – от 25 до 85 рублей за л. с. В ответе на запрос нашего издания в адрес правительства Республики Карелия за подписью первого замглавы – премьер-министра Александра Чепика говорится, что поступления транспортного налога в бюджет региона за 2023 год были зафиксированы в сумме более 1 млрд рублей (с организаций – почти 181,8 млн рублей, с физических лиц – более 849,5 млн рублей), за 2022 год – более 997,5 млн рублей (175,6 млн рублей и свыше 821,9 млн рублей соответственно), за 2021 год – более 929,6 млн рублей (172,3 млн рублей и 757,3 млн рублей соответственно). За 2023 год транспортный налог был начислен в отношении 279 231 единицы транспортных средств.
За маломощные легковые машины, зарегистрированные в Новосибирской области, тоже нужно платить 10 рублей за л. с., если двигатель «тянет» до 150 л. с., налог за л. с. составляет уже 15 рублей. Для автомобилей с мощностью двигателя до и выше 200 л. с. платеж рассчитывается еще и с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства: чем старше машина, тем меньше налог: например, если машина, рассчитанная на 200 л. с., сошла с конвейера более 10 лет назад, ее владелец должен заплатить 25 рублей за л. с., если до 5 лет включительно – уже 50 рублей за л. с.; для легковушек с мощностью двигателя до 250 л. с. разного срока выпуска налоговые ставки варьируются в диапазоне от 37,5 до 75 рублей за л. с., для более 250 л. с. – от 75 до 150 рублей в зависимости от года производства. Минимальные и максимальные ставки налога на мотоциклы и мотороллеры равны 5 и 30 рублям соответственно; на автобусы – 50 и 100 рублям соответственно; на грузовики – 25 и 85 рублям соответственно. В управлении Федеральной налоговой службы по Новосибирской области «ФедералПресс» сообщили, что за 2023 год в регионе был начислен транспортный налог по 937 067 зарегистрированным легковым автомобилям. В 2023 году общий объем поступлений от плательщиков транспортного налога составил 3599,7 млн рублей (от физических лиц – 2917,1 млн рублей, от организаций – 682,6 млн рублей), а в 2022-м этот объем равнялся 3137,3 млн рублям (2469,4 млн рублей и 667,9 млн рублей соответственно).
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ставка транспортного налога за легковой автомобиль с мощностью двигателя до 100 л. с. составляет 15 рублей за л. с., до 150 л. с. – 35 рублей, до 200 л. с. – 40 рублей, до 250 л. с. – 60 рублей, свыше 250 л. с. – 120 рублей. Ставка налога для мотоциклов и мотороллеров в зависимости от мощности двигателя варьируется от 8 до 25 рублей за л. с.; автобусов – от 35 до 100 рублей; грузовиков – от 20 до 85 рублей. Заместитель руководителя управления Федеральной налоговой службы (УФНС) России по ХМАО Ольга Зиновьева сообщила «ФедералПресс» о том, что за налоговый период 2023 года в округе было исчислено 2,12 млрд рублей транспортного налога. Для сравнения, за налоговый период 2021 года сумма собранных транспортных налогов составляла 2,15 млрд рублей, 2022 года – 2,13 млрд рублей.
В Псковской области владельцы машин с мощностью двигателя до 75 л. с. (до 55,16 кВт) включительно ежегодно платят 15 рублей за л. с. и 18 рублей, если он до 100 л. с. Налог на автомобиль с мощностью двигателя до 150 л. с. составляет уже 30 рублей за л. с., до 200 л. с. – 50 рублей за л. с., до 250 л. с. – 75 рублей за л. с., а свыше 250 л. с. – 150 рублей за л. с. Как сообщили «ФедералПресс» в управлении информационной политики правительства Псковской области со ссылкой на региональный комитет по финансам, за 2023 год в областной бюджет было собрано более 940,74 млн рублей транспортного налога (в том числе с организаций – более 158,75 млн рублей, с физических лиц – около 782 млн рублей), за 2022 год – порядка 932,4 млн рублей (более 167,3 млн рублей и 765 млн рублей соответственно), а за 2021 год – около 903,2 млн рублей (около 169,4 млн рублей и порядка 733,8 млн рублей соответственно).
Похожие, но все же отличные от псковских налоговые ставки за легковушки действуют в Ленинградской области: за автомобиль с мощностью двигателя до 100 л. с. владелец платит 18 рублей, до 150 л. с. – 35 рублей, до 200 л. с. – уже 50 рублей, до 250 л. с. – 75 рублей, а свыше 250 л. с. – 150 рублей за л. с., за мотоциклы и мотороллеры – от 10 до 50 рублей за л. с. в зависимости от мощности двигателя. Плата за владение автобусом, чей двигатель «тянет» до 200 л. с., в этом регионе составляет 50 рублей, а свыше 200 л. с. – уже 85 рублей за л. с. Для грузовиков диапазон ставок транспортного налога варьируется от 25 рублей за л. с. в отношении малолитражек и до 65 рублей за л. с. за самые мощные автомобили; но если с года выпуска грузовика с двигателем свыше 250 л. с. прошло до 3 лет включительно, то ставка будет меньше – 45 рублей за л. с., а если более 5 лет – она увеличивается до 85 рублей за л. с. В 2023 году в областной бюджет Ленинградской области поступило около 3 млрд 349,4 млн рублей транспортного налога (более 387,9 млн рублей от организаций и свыше 2 млрд 961,4 млн рублей от физлиц). Для сравнения, в 2022 году показатель по сбору транспортного налога составлял почти 3,3 млрд рублей (около 444,5 млн рублей и свыше 2,8 млрд рублей соответственно), а в 2021-м – более 3 млрд 148,5 млн рублей (433 млн рублей и более 2 млрд 715,4 млн рублей соответственно).
Как сообщили «ФедералПресс» в управлении Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю, в регионе транспортный налог за 2023 год был начислен по 928 165 легковым автомобилям, в том числе в отношении юридических лиц – по 22 904, физлиц – по 905 261. В результате краевой бюджет получил за прошлый год 3,4 млрд рублей, а по состоянию на 1 ноября 2024 года 2,4 млрд рублей. Учитывая, что срок уплаты транспортного налога для физических лиц определен до 2 декабря 2024 года, ожидается, что за весь текущий год поступления вырастут на 6 % и превысят 3,5 млрд рублей.
В Вологодской области, по сообщению заместителя губернатора Александры Гуркиной, ставки транспортного налога, дифференцированные в зависимости от вида транспортных средств, были установлены региональным законом в ноябре 2002 года. Она проинформировала «ФедералПресс» со ссылкой на отчетность Федеральной налоговой службы, что за 2023 год налог был предъявлен к уплате по 384 тысячам единиц транспортных средств, в том числе по организациям – 41 тысяча, по физлицам – 343 тысячи единиц. Сбор транспортного налога за 2023 год в области составил 1660 млн рублей, превысив показатели за 2022 и 2021 годы – тогда они составляли 1627 млн рублей и 1561 млн рублей соответственно. Больше всего транспортных налогов в Вологодской области платят физические лица – 1332 млн рублей в 2023-м, 1285 млн рублей в 2022-м и 1229 млн рублей в 2021 году, тогда как организации оплатили 329 млн рублей, 342 млн рублей и 333 млн рублей соответственно.
По сообщению управления Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю, за налоговый период 2022 года жители региона заплатили транспортный налог на сумму 2,13 млрд рублей, за 2023 год – 2,2 млрд рублей. На 1 января 2024 года в крае было зарегистрировано 632 938 легковых транспортных средств, из которых 612 775 автомобилей принадлежало физлицам.
По информации Минфина Омской области, плановый объем транспортного налога на 2024 год составляет 1 млрд 227,8 млн рублей, или 7,2 % от общего объема бюджетных ассигнований дорожного фонда региона, а фактически за 9 месяцев 2024 года поступления от него в дорожный фонд составили 518,5 млн рублей.
Во многих регионах ставки транспортного налога не менялись на протяжении долгих лет, и теперь некоторые из них намерены их повысить.
К примеру, совсем недавно стало известно о намерении Москвы впервые более чем за 10 лет увеличить транспортный налог. Согласно принятым Мосгордумой изменениям в региональное налоговое законодательство, ставки транспортного налога здесь будут повышаться максимум на 10 % в год. По информации столичного департамента экономической политики и развития, за истекшие годы накопленная инфляция в Москве превысила 100 % за истекший период, тогда как налоги не росли. Как и всюду, рублевые ставки транспортного налога на легковые автомобили в Москве дифференцированы в зависимости от мощности двигателя: их восемь, начиная от диапазона до 100 л. с., далее с шагом в 25 л. с. и заканчивая диапазоном свыше 250 л. с. В результате грядущих изменений, например, налог за автомобиль мощностью 120 л. с. вырастет в 2025 году в сравнении с нынешней ставкой с 3000 до 3360 рублей, за 170 л. с. – с 7650 до 8500 рублей, за 210 л. с. – с 13 650 до 15 120 рублей. Одновременно вырастут ставки налогов для других видов транспорта: мотоциклов, автобусов и грузовых автомобилей. Одновременно еще на пять лет в столице продлевают налоговые льготы для владельцев электромобилей – здесь зарегистрировано порядка 10 тысяч транспортных средств с электродвигателями (это четверть всех электромобилей в стране), и в 2023 году такой льготой воспользовались свыше 6 тысяч водителей – в 15 раз больше, чем на момент ее введения в 2020 году.
Поправки в закон о транспортном налоге внесло и Законодательное собрание Свердловской области. Как сообщили «ФедералПресс» в департаменте информационной политики региона, корректировки связаны с продлением срока действия преференций для экологичных автобусов и грузиков, расширением перечня многодетных семей, имеющих право на льготы, решением вопроса по налогу на маломощные автомобили и другими нововведениями. Закон предполагает повышение ставок транспортного налога на некоторые категории транспортных средств, а также возвращение налоговой ставки для маломощных машин. Свердловская область – один из последних регионов в России, где обсуждается инициатива по возвращению налога на маломощные автомобили. С 2011 года на Среднем Урале владельцы машин мощностью до 100 л. с. не платили транспортный налог. Сейчас налоговая ставка для них предполагается на уровне 10 рублей за л. с. Таким образом, владельцы автомобилей мощностью 100 л. с. будут платить 1000 рублей в год.
Законодательным собранием Калининградской области 21 ноября 2024 года в двух чтениях также приняли региональный закон о повышении ставок транспортного налога с 2025 года. Изменения коснутся легковушек с мощностью двигателя до 100, до 150, до 200 и до 250 л. с., для которых ставка повысится до 3,5, 20, 40 и 71 рубля за л. с. соответственно; мотоциклов и мотороллеров мощностью до 20, до 35 и свыше 35 л. с. – до 6, 12 и 26 рублей за л. с. соответственно; автобусов до 200 л. с. – до 33 рублей за л. с., а также буксируемых судов – их ставка возрастет с нынешних 71 до 93 рублей.
Кстати, некоторые категории граждан, владеющих транспортными средствами, вправе рассчитывать на соответствующие налоговые льготы, которые делятся на федеральные и региональные. На федеральном уровне получают скидки люди с ограниченными возможностями, которым органы соцзащиты предоставили автомобиль мощностью до 100 л. с. На региональном перечень льгот везде свой. В целом льготами по транспортному налогу могут пользоваться пенсионеры, ветераны, многодетные, инвалиды и другие категории граждан.
К примеру, в Москве транспортный налог не взимают с ветеранов, людей, имеющих I и II группы инвалидности, а также с одного из родителей в многодетной семье, в Московской области – с родителей и опекунов ребенка с инвалидностью, а инвалиды III группы здесь получают скидку. В 2024 году в Орловской области для ветеранов боевых действий и ветеранов Великой Отечественной войны впервые применена льгота в виде полного освобождения от уплаты налога за один легковой автомобиль независимо от мощности двигателя. В Свердловской области закон освобождает родителей, которые воспитывают трех и более детей в возрасте до 23 лет, если они являются студентами-очниками, от уплаты транспортного налога на легковой автомобиль мощностью до 200 л. с. Ранее льгота действовала до тех пор, пока детям не исполнялось 18 лет. Кроме того, закон установил льготу в размере 50 % от суммы налога на транспортные средства, использующие в качестве топлива только природный газ, сжиженный природный газ или сжиженный нефтяной газ. Считается, что эта мера поможет популяризировать использование газомоторного топлива в регионе. Также продлено действие налоговых льгот на 2025–2027 годы для владельцев автобусов и грузовых автомобилей высокого экологического класса, а также для международных автомобильных грузоперевозчиков. При этом от налога по-прежнему предлагается освободить пенсионеров, инвалидов, многодетные семьи и участников СВО. В случае принятия изменений платеж за 2025 год будет производиться в 2026 году.
Дела ремонтные – не налогом единым
Большинство регионов не ведут статистику по протяженности отремонтированного на транспортный налог дорожного полотна, зато регулярно отчитываются о работах в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
В Свердловской области дополнительные доходы в бюджет планируется направить на содержание местных дорог, обустройство автобусных остановок, систем освещения, тротуаров на дорогах регионального значения, проходящих через жилые массивы, и организацию пешеходных переходов. За 2024 год в регионе было отремонтировано и построено более 300 км дорог, а также 22 моста и путепровода общей протяженностью свыше 1 км. Летом было открыто движение по новому путепроводу на Режевском тракте, а совсем недавно – по отремонтированному мосту под Нижним Тагилом.
В Югре по итогам дорожного сезона в 2024 году планируется завершить ремонты более чем на 180 участках дорог регионального и местного значения общей протяженностью более 211 км. По информации департамента дорожного хозяйства и транспорта региона, из них 163,2 км относятся к дорогам местного значения в населенных пунктах – эти объекты ремонта выбрали жители муниципальных образований по итогам общественных обсуждений, еще 48,2 км – региональные дороги, отремонтированные в этом году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
В Ямало-Ненецком автономном округе, как сообщили «ФедералПресс» в региональном департаменте транспорта и дорожного хозяйства, в 2024 году отремонтировали более 240 км дорог общего пользования. Из них 106 км – на муниципальных дорогах во всех муниципалитетах округа, 140 км привели в порядок на региональной сети дорог, в том числе 25 км отремонтировали в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Самые масштабные работы в этом году проводились на участке от Надыма до Салехарда протяженностью 54 км и от границы округа до Губкинского – 39 км. Также были завершены работы на путепроводе на въезде в Харп, в результате чего удалось избежать пересечения автодороги с железнодорожными путями и повысить безопасность автомобилистов. На участке от Лабытнанги до Харпа отремонтировали почти 14 км, еще по 5 километров привели в нормативное состояние от Тарко-Сале до вертолетной площадки и на дороге Ноябрьск – Вынгапуровский. Также построили дорогу к Лагпункту 501-й стройки у Глухариного разъезда и кольцевую развязку на дороге Салехард – Аэропорт.
В Республике Саха (Якутия) в 2024 году за счет средств дорожного фонда, выделяемых на конкурсной основе муниципальным образованиям, было отремонтировано 28,9 км дорог в девяти районах – Алданском, Верхневилюйском, Верхоянском, Горном, Мегино-Кангаласком, Оймяконском, Таттинском, Нюрбинском и Хангаласском. Одним из важнейших проектов, реализованных в рамках подготовки к проведению XXII спартакиады по национальным видам спорта «Игры Манчаары», является ремонт улицы Ленина в селе Ытык-Кюель протяженностью 1,44 км. В 2024 году планируется обеспечить ввод не менее 395 км автомобильных дорог, из них 173 км федерального значения, 162 км регионального и 60 км местного. В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в текущем году планируется улучшить качество 175,6 км автодорог, из них 144,3 км – региональных и 31,3 км – на улицах Якутска. К примеру, 15 ноября 2024 года открылось рабочее движение по мостовому переходу длиной 47 погонных метров через реку Чуоналыр в Мирнинском районе – это уже 55-й такой объект, построенный в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», в Якутии. По состоянию на ноябрь из 51 объекта дорожных работ был обеспечен ввод 35, а остальные находились в завершающей стадии. Объем выделяемых на реализацию проектов средств составляет 8,8 млрд рублей, из которых порядка 4,1 млрд рублей – из федерального бюджета.
В Сахалинской области в 2024 году было модернизировано 40,2 км дорог регионального или межмуниципального значения, из них реконструировано 13,3 км, отремонтировано 26,9 км, в том числе капитально – 16,5 км. А в муниципальных образованиях модернизировали дороги местного значения и улично-дорожную сеть общей протяженностью 41 км, из них в рамках строительства и реконструкции – 4,6 км, капремонта и ремонта – 36,3 км, сообщили «ФедералПресс» в региональном министерстве транспорта и дорожного хозяйства.
По данным департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, в регионе объем средств дорожного фонда на ремонт автодорог в 2024 году составляет 7,6 млрд рублей, из которых 16,6 % – это транспортный налог.
В Калининградской области за счет денег дорожного фонда было отремонтировано 266,45 км региональных и 6,06 км местных дорог в 2023 году; 272,4 и 27,44 км соответственно в 2022-м; 422,18 и 159,20 км соответственно в 2021-м. По данным министерства развития инфраструктуры региона, на начало 2024 года в ненормативном состоянии находилось 39,9 % дорог.
В Ленинградской области на 1 января 2024 года 34,7 % местных дорог не отвечали нормативным требованиям, по региональным дорогам нормативам соответствовали 53 %, а в ненадлежащем состоянии пребывали 47 %.
По информации замгубернатора Вологодской области Александры Гуркиной, статистика по протяженности отремонтированного на транспортный налог дорожного полотна в регионе не ведется. Вместе с тем зафиксированы данные о том, что в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» здесь отремонтировали 378,5 км автодорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения в 2023 году, 328,3 км – в 2022-м и 459,4 км в 2021-м. Вместе с тем на 1 января 2024 года из общей протяженности дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (свыше 10 тысяч км) не отвечали нормативным требованиям более половины – 5 тысяч км. Что касается автодорог общего пользования местного значения, протяженность которых в регионе превышает 16 тысяч км, то не соответствуют требованиям 9649,7 км, или 60 %.
По данным управления информполитики правительства Псковской области, ссылающегося на комитет по транспорту и дорожному хозяйству, в 2024 году за счет средств дорожного фонда региона планируется привести в нормативное состояние 248 км региональных автодорог и отремонтировать свыше 90 км местных. Средства дорожного фонда в Псковской области тратятся на содержание, ремонты, строительство и реконструкцию автодорог регионального значения, оказание финансовой помощи местным бюджетам в приведении в нормативное состояние местных дорог и дворовых территорий многоквартирных дорог, функционирование системы автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения, а с 2023 года предоставляются субсидии муниципалитетам на приобретение дорожной техники. На конец 2024 года долю автодорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, планируется привести к 45,9 %.
По данным правительства Республики Карелия, начиная с 2019 года автодороги в регионе ремонтируются в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и по 2023 год включительно было улучшено качество более 1110 км региональных дорог, в текущем году планируется отремонтировать еще свыше 200 км. Работы по ремонту осуществляются за счет всех средств, формирующих дорожный фонд. По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистки по Республике Карелия, по состоянию на начало 2024 года доля не соответствующих нормативным требованиям автодорог местного значения составляла 47,15 %, а региональных или межмуниципальных – 50,45 %. К концу текущего года планируется снизить данную долю до 48,64 %.
В проекте бюджета Алтайского края на 2025 год объем бюджетных ассигнований дорожного фонда запланирован в сумме 27,89 млрд рублей, в том числе транспортный налог – 2,87 млрд рублей.
А в Республике Алтай, по сведениям, переданным в «ФедералПресс» региональным министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, объем бюджетных ассигнований дорожного фонда утверждается на уровне прогнозов поступления доходов от транспортного налога в республиканском бюджете. Так, в 2024 году в ответе на запрос за подписью и. о. министра Алексея Чакырова говорится, что на выполнение проекта «Региональная и местная дорожная сеть» за счет средств бюджетов всех уровней запланировано выделение более 6 млрд 547,6 млн рублей, в том числе из федерального – почти 3,5 млрд рублей, регионального – более 3 млрд рублей, местного – 8 млн рублей. Эти деньги предназначены на ввод 7,3 км агломерации, 206,806 км региональных дорог, трех мостов на дорогах местного значения протяженностью 159,46 погонных метра, 23 мостов на дорогах регионального значения протяженностью 356,07 погонных метра. Согласно бюджетным прогнозам, запланированы поступления транспортного налога в сумме около 244,3 млн рублей на 2025 год, порядка 263,8 млн рублей на 2026 год и почти 284,9 млн рублей на 2027-й.
На территории Омской области в текущем году отремонтировано более 200 км всех автодорог, в том числе местного значения, из них 113 км – регионального или межмуниципального значения, на данные цели направлено более 5 млрд рублей.
В Ростовской области объем бюджетных ассигнований дорожного фонда за 2023 год планировался в сумме 42 925,8 млн рублей, а фактически исполнен на уровне 43 319,4 млн рублей. Наибольший объем – почти 21 425,5 млн рублей – пришелся на межбюджетные трансферты из федерального бюджета на софинансирование автодорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, акцизы на нефтепродукты заняли вторую строчку в структуре формирования фактического объема дорожного фонда региона – более 18 195,6 млн рублей. Общий объем финансирования из дорожного фонда Ростовской области за прошлый год превысил 40 536,7 млн рублей. Из общего количества денег на строительство и реконструкцию объектов ушло свыше 15 130,4 млн рублей, а капремонт автодорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них – 4 317,5 млн рублей.
А в Республике Башкирия, как сообщается в ответе минтранспорта и дорожного хозяйства региона на запрос «ФедералПресс», по состоянию на 28 ноября 2024 года было отремонтировано более 750 км дорог, в том числе 105 км «фонящих», 15,5 км подъездов к СНТ, 120 км дорог было отсыпано щебнем и выполнен ремонт мостов общей протяженностью 320 погонных метров.
Минтранс РФ и ФНС РФ на запросы «ФедералПресс» не ответили.
Отменить нельзя заместить: важен баланс
В России долгие годы на разных уровнях звучат предложения об отмене транспортного налога или введении дополнительных льгот для водителей. Однако дальше дискуссий дело не идет. К примеру, в далеком 2012-м идею об отмене налога поддержал президент России. В пользу данного предложения в свое время высказывались Минтранс России и Федерация автовладельцев. В 2021 году в Госдуме предложили ввести льготы за безопасную манеру вождения в виде 50-процентной скидки на уплату транспортного налога. А в марте 2024-го группа депутатов высказалась за целесообразность замены транспортного налога повышенной ставкой акцизов на бензин.
Но пока аргументы правительства о том, что транспортный налог идет в казну регионов, а акцизы – в федеральный бюджет, что отмена налога на транспорт приведет к потере регионами денег в дорожных фондах и эти «дыры» придется закрывать за счет повышения ставок на топливо, ведущих к росту цен на все товары, оказываются сильнее других предложений.
«ФедералПресс» попросил прокомментировать вопрос о целесообразности отмены транспортного налога в России первого заместителя председателя Общественного совета при Минтрансе России Бориса Лорана.
«Налог давно включен в акциз на топливо. По сути больше платит тот, кто больше ездит, что логично и справедливо. А транспортный налог, который рассчитывается по мощности транспортного средства, не учитывает ни его габариты, ни факт эксплуатации, – пояснил он. – Если бюджет страны не готов к полной отмене транспортного налога, то надо освободить от него уязвимые категории граждан всей России – это многодетные семьи, одинокие и воспитывающие детей-инвалидов родители, инвалиды и ветераны боевых действий. Тем более что больше половины регионов уже имеют льготы во взимании транспортного налога для этих категорий граждан».
Руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП, эксперт Московского отделения «Опоры России» по финансово-правовой безопасности бизнеса Сергей Елин, комментируя «ФедералПресс» данный вопрос, заметил, что об отмене транспортного налога прежде всего говорят в части регионов, называемых новыми.
«Это своего рода мера поддержки для граждан, которые находятся в этом регионе, но, с другой стороны, есть важность пополняемости бюджета, которая направляется в том числе на поддержание дорожной инфраструктуры. И если мы говорим о транспортном налоге, здесь действует принцип – платят налог в зависимости от лошадиных сил. Соответственно независимо от того, какое количество ты ездишь на автомобиле, стоит у тебя авто в гараже или ты активно его используешь, больше эксплуатируя инфраструктуру, платится налог в зависимости от мощности машины», – отметил он.
По словам Сергея Елина, обсуждался вариант, когда отмена транспортного налога может быть компенсирована пополнением средств за счет перенаправления акцизов в местный бюджет.
«В этом случае бюджет бы не пострадал, просто была бы выстроена прямая связь, расход бензина – это производное от объема эксплуатации автомобиля, от того, насколько автомобиль активно эксплуатируется. И в этом случае пополняемость была бы более справедлива с точки зрения объема использования транспортных средств. Но требует изменения в части акцизов, может быть, где-то увлекло бы за собой увеличение акцизов при отмене налога. Обе концепции имеют право на жизнь. Важен баланс. С одной стороны, поддержка граждан, с другой стороны – поддержание бюджета и инфраструктуры, которые тоже эксплуатируются гражданами. Разговоры об отмене налогов идут уже не первый год. Но думаю, что в 2025 году есть вероятность реализации данной инициативы только в новых регионах», – заключил Сергей Елин.
Возможно, к обсуждению данного вопроса правительство вернется в скором времени.
Источник: сайт https://fedpress.ru/