АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
|
|
Пустынникова О.А.,
заместитель начальника управления
информационных технологий
администрации города Хабаровска
Васильченко А.П.,
главный специалист управления
информационных технологий
администрации города Хабаровска
Реализация предоставления муниципальных услуг
в электронной форме в администрации города Хабаровска:
баланс муниципальных, региональных и федеральных информационных систем
С принятием в 2010 году Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210‑ФЗ наряду с требованием регламентации муниципальных услуг и оптимизации в рамках административной реформы процессов их предоставления появилось требование о переводе услуг в электронный вид.
Кроме того, при оказании услуг органы государственной власти и органы местного самоуправления должны были обеспечить самостоятельное получение документов, которые находятся в их распоряжении, не требуя эти документы от заявителя. Иными словами, к 1 июля 2012 года в органах местного самоуправления необходимо было решить две глобальные задачи информатизации услуг: перевод первоочередных услуг на предоставление в электронном виде и организацию межведомственного взаимодействия. Ни один из муниципалитетов в стране не был готов к решению этих задач в установленные сроки.
Распоряжением Правительства РФ от 22.02.2012 № 238-р ОАО «Ростелеком» был определен единственным исполнителем работ по созданию и развитию элементов инфраструктуры и систем электронного правительства РФ. Учитывая заявленную ОАО «Ростелеком» стоимость перевода одной услуги (340 тыс. руб.) и количество муниципальных услуг, включенных в Реестры – такая задача не могла быть решена, так как ни один бюджет муниципального образования не в состоянии был выдержать такую нагрузку.
В целях выполнения требований законодательства, для обеспечения доступа структурных подразделений в СМЭВ, в администрации города Хабаровска был внедрен программный комплекс «Межведомственное взаимодействие». Пять услуг, включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 1993‑р, были переведены на предоставление в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг по контракту с ОАО «Ростелеком». При этом для предоставления четырех услуг информационные системы и информационный справочно-поисковый сервис были разработаны муниципальным учреждением, а ОАО «Ростелеком» осуществил их интеграцию с Единым порталом госуслуг.
При внедрении пятой услуги было выявлено, что реализованная Ростелекомом по всей России «система исполнения регламентов» (СИР) не имеет возможности хранения документов, то есть после направления ответа заявителю в системе невозможно выполнить поиск, повторно открыть поступивший запрос или направленный ответ. В связи с тем, что перспективы доработки СИР были не определены, сведения о предоставлении услуг заявителям пришлось хранить только в бумажном виде.
Еще одним существенным недостатком реализации услуг на Едином портале является то, что внесение изменений в услугу возможно только путем заключения муниципального контракта с ОАО «Ростелеком». Возможность размещения услуг с использованием «конструктора» портальных форм к концу 2013 года так и не была реализована. Ростелеком предложил обеспечить ежегодное сопровождение каждой из переведенных услуг за 170 тыс. руб.
Учитывая необходимость перевода в электронный вид более 50 муниципальных услуг, стоимость решения ОАО «Ростелеком» существенно превышала реальные возможности расходов городского бюджета на информатизацию.
В результате, в администрации города была введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система «ГОСУСЛУГИ». Система позволила осуществлять регистрацию личного обращения заявителя, получать документы от заявителя в электронной форме, получать документы от федеральных органов власти через СМЭВ, а также информировать заявителя о ходе исполнения услуги через отправку статусов оказания услуги на муниципальный портал администрации или посредством отправки сообщения на электронный адрес заявителя. Схема функционирования АИС «ГОСУСЛУГИ» при оказании муниципальных услуг представлена на рис. 1.
Формирование набора документов, предусмотренных регламентом предоставления услуги с учетом конкретных «жизненных ситуаций», осуществляется в «конструкторе» системы сотрудниками администрации города самостоятельно, без необходимости привлечения компании-разработчика и внесения изменений в программный код. Тем самым решена задача по возможности оперативного размещения новых муниципальных услуг, а также своевременного внесения изменений в состав требуемых документов.
Непосредственное предоставление услуги осуществляется на сайте администрации города. Прием заявлений на оказание услуги ведется в электронном виде с использованием электронных форм ввода данных, сформированных в автоматическом режиме на основе имеющихся в системе настроек по услуге, что исключает дополнительные затраты на программирование таких форм и уменьшает долю ошибочных операций при заполнении данных заявителями.
При этом описание услуги размещается на Едином и на Региональном порталах государственных и муниципальных услуг в информационной системе «Реестр государственных услуг», а авторизация заявителей для получения услуг осуществляется с использованием Федеральной Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Рис.1. Схема функционирования АИС «ГОСУСЛУГИ»
при предоставлении муниципальных услуг
Процессы информатизации по переводу услуг в электронный вид на региональном и муниципальном уровнях не были согласованы, органы местного самоуправления были вынуждены решать проблемы, связанные с предоставлением услуг в электронном виде и получением доступа в СМЭВ самостоятельно.
В результате, в 2014 году одновременно с внедрением АИС «ГОСУСЛУГИ» в администрации города, в Хабаровском крае внедрена региональная информационная система «Процессинг предоставления услуг», к которой получили доступ органы местного самоуправления. Региональная система позволила муниципалитетам получать информацию от федеральных органов исполнительной власти в системе межведомственного взаимодействия, а также предоставлять им информацию в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1123‑р «О перечне сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов». Кроме того, Правительством края на Региональном портале было реализовано предоставление по типовой форме некоторых муниципальных услуг.
Для перевода муниципальных услуг субъектом РФ на Региональном портале по типовой форме потребовалось проведение муниципалитетами анализа согласованности административных регламентов в части перечня запрашиваемых от заявителя документов и единообразного исполнения процедур взаимодействия муниципалитетов с заявителями и с МФЦ. Поскольку организационные положения административных регламентов в отдельных муниципальных образованиях Хабаровского края не всегда совпадали (особенно в отношении структурных подразделений, осуществляющих функции в сферах распоряжения муниципальным имуществом, землепользования и градостроительной деятельности), использовать типовые схемы для предоставления услуг на Региональном портале оказалось невозможно.
Аналогично ситуации с Единым порталом, для внесения изменений в процесс предоставления услуги на Региональном портале было необходимо заключение министерством информационных технологий и связи Хабаровского края соответствующего государственного контракта с организацией-разработчиком. Кроме того, даже при наличии такого контракта, изменения в порядок предоставления услуги должны быть согласованы (и учтены в административных регламентах) всеми муниципальными образованиями, осуществляющими предоставление услуги на Региональном портале, что также усложняет и задерживает процедуру внесения изменений в предоставление электронной услуги.
Учитывая перспективный переход к версии «СМЭВ 3.0», наличие большого количества реализованных Правительством Хабаровского края адаптеров к федеральным сервисам СМЭВ в региональной системе, планируемой разработкой Правительством Хабаровского края региональных сервисов – в органах местного самоуправления для организации межведомственного взаимодействия более целесообразным является применение региональной информационной системы.
Опыт города Хабаровска показал, что эффективное распределение функций между федеральными информационными системами (использование ЕСИА для авторизации заявителей, установление единого для ФОИВ, РОИВ, ОМСУ механизма размещения перечня услуг и их поиска на Едином портале), региональными информационными системами (в части подключения муниципалитетов к СМЭВ и системе документооборота) и использование официальных сайтов органов местного самоуправления позволяет экономить бюджетные средства при переводе процесса оказания услуг жителям и организациям в электронной форме и обеспечить качественное предоставление услуг.