АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
|
|
А.В. Горобцов,
заместитель руководителя
департамента информатизации
и развития телекоммуникационных
технологий Новосибирской области –
начальник отдела развития технологий
электронного государства
Муниципальная информатизация
Новосибирской области в рамках исполнения 210 ФЗ
О муниципальной информатизации в рамках исполнения 210-ФЗ впервые заговорили в 2011 году. На тот момент положения 210-ФЗ, говорили о том, что с 1 июля 2011 года исполнительные органы власти и органы местного самоуправления в рамках оказания своих услуг не имеют права запрашивать с заявителей документы, которые находятся в собственности других органов власти. Также остро стоял вопрос о переводе услуг в электронный вид.
Понятно, что органы местного самоуправления, еще не отошедшие от «Административной реформы» с ее регламентацией услуг и оптимизацией в рамках ее процессов, не были готовы заняться еще и автоматизацией услуг, в том числе и в электронном виде. Процесс автоматизации взял на себя департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области.
Анализ технической, IT составляющей и сферы оказания муниципальных услуг середины 2011 приводил к неутешительным результатам:
Видимо к тем же выводам пришли и на Федеральном уровне, были внесены изменения в 210-ФЗ, и срок запуска межведомственного взаимодействия был перенесен на год, до июля 2012 года. Эта отсрочка позволила решить основные проблемы, которые не позволили перейти на межведомственное взаимодействие и оказание услуг в электронном виде в 2011 году:
В рамках типизации муниципальных услуг и проектирования межведомственного взаимодействия была проведена огромная работа по регламентированию услуг. В общей сложности, из более 10000 нетиповых муниципальных регламентов и ТКМВ, в которых одни и те же документы имели разные названия, не было прописано межведомственного взаимодействия, различались сроки и порядки предоставления услуг и множество других недочетов и ошибок, был сформирован перечень из 94 типовых муниципальных регламентов. Данный типовой перечень лег в основу информационной системы, обеспечивающей сопровождение оказания услуги с применением межведомственного взаимодействия, в том числе и в электронном виде.
Оказание услуг в электронном виде, в том числе с применением межведомственного взаимодействия требовало наличия каналов доступа к сети в «Интернет». На уровне Администраций муниципальных районов этот вопрос был решен силами самих муниципалитетов, дополнительно мы строили свою оптоволоконную линию связи, которая должна была включить в собственную защищенную сеть Правительства Новосибирской области все Администрации муниципальных районов. А на уровне 460 муниципальных образований муниципальных районов (сельсоветов) каналы доступа к сети интернет в большей части отсутствовали. В течение 2012 года совместно с ОАО «Ростелеком» проводилась работа по обеспечению сельсоветов каналами связи к сети интернет. На конец 2012 года, каждый из 460 сельсоветов имел свой собственный канал, который позволял им получить доступ к ресурсам сети Правительства Новосибирской области и в частности к межведомственной автоматизированной информационной системе (ИС МАИС), обеспечивающей сопровождение оказания услуг с применением межведомственного взаимодействия, в том числе и в электронном виде.
Решение о создании ИС МАИС было принято в 2011 году, когда стало ясно, что ни одно существующее решение на рынке не является законченным и не удовлетворяет всех потребности Новосибирской области в рамках сопровождения процесса оказания услуг с применением межведомственного взаимодействия, в том числе и в электронном виде. ИС МАИС создавалась резидентами Технопарка новосибирского Академгородка, на основе свободного программного обеспечения. Решение о применении СПО было обосновано масштабом внедрения программного решения и пониманием факта того, что это проект на много лет вперед, его придется не единожды дорабатывать и внедрять повторно под растущие потребности органов местного самоуправления и новые директивы федерального центра. Также применение СПО не «привязывало» нас к одному единственному разработчику, что уменьшало риски того, что если компания разработчик, начавшая проект, вдруг не справится или вообще прекратит свое существование, мы сможем продолжить работы с иными разработчиками.
В мае 2012 года ИС МАИС была создана, на тот момент это была система, которая только позволяла обрабатывать заявки с единого портала государственных услуг, вести учет поступивших заявлений на оказание услуг и осуществлять в их рамках межведомственные запросы. Этого функционала нам вполне хватило, чтобы «спокойно» войти в 1 июля 2012 года, когда официально начала действовать норма закона 210-ФЗ о запрете требования с заявителя документов, находящихся в ведение других органов власти. Внедрению системы предшествовало полномасштабное очное обучение каждого муниципального образования Новосибирской области. За полтора месяца были обучены представители всех районных администраций и специалисты всех сельсоветов. Самое главное в этом обучение даже не то, что люди научились работать с системой (иногда это было совсем даже не так). Главное в том, что мы смогли наладить контакт и донести до специалистов муниципалитетов, то, что появились новые стандарты взаимодействия общества и власти, их нельзя игнорировать, и все они напрямую связаны с информатизацией.
Сейчас можно констатировать, что удачное завершение Проекта по реализации основных положений 210-ФЗ можно рассматривать, как старт общей муниципальной информатизации. Проект позволил глубже вникнуть в бизнес процессы, которые происходят на муниципальном уровне, он позволил нам выработать те IT решения, которые необходимы для функционирования современного муниципалитета.
На сегодняшний день на муниципальном уровне реализованы, либо находятся в стадии внедрения, следующие IT проекты:
Все эти системы, так или иначе, связаны друг с другом, внося информацию в одну, мы что-то получаем в другой. Правильное использование вышеуказанных систем и оптимизация своих рабочих процессов, позволит повысить качество принимаемых решений и эффективность деятельности муниципальных образований. Помимо этого мы снимаем с муниципальных образований финансовую нагрузку по содержанию и созданию IT решений. Все решения предоставляются и обслуживаются для муниципальных образований абсолютно бесплатно.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что технически муниципалитеты готовы к электронному взаимодействию с населением и организациями. Однако, все это бесполезно без грамотных людских ресурсов. Специалисты на местах должны окончательно принять все нововведения, применять их в своей повседневной деятельности, не бояться их и совершенствовать свои знания и навыки в использовании информационно коммуникационных технологий.