АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Тюмень. На въездах в город появятся вестибюльные зоны

12.11.2012

Тюмень. На въездах в город появятся вестибюльные зоны

В Тюмени вновь заговорили о генеральном плане города. Рассуждали о несоответствии практики — теории, о недостатках долгосрочного планирования и его сильных сторонах. Накануне, 31 октября, возобновилась работа диалог-площадки «Публичные лекции», которую организуют Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, еженедельник о недвижимости «Квартирный Вопрос» и группа компаний «ТИС». На этот раз организаторы подняли тему: «Генеральный план Тюмени: стратегический вектор развития города и строительной отрасли».
Перед экспертами архитектурной и градостроительной политики выступила генеральный директор ООО ИТП "Град" Анна Береговских. Именно эта компания работала над комплексным проектом по разработке градостроительной документации на территорию города Тюмени 2009–2012 годов. 
"Мы с вами участвуем в уникальном для России эксперименте, — заявила Анна Береговских. — Генеральный план — лишь часть комплексного проекта по градостроительному развитию Тюмени. Генплан — это проекция стратегии социально-экономического развития на территорию города. И если не считать Москву, которая живет совершенно обособленной от всей страны жизнью, то можно утверждать, что Тюмень — самый интенсивно развивающийся из всех региональных центров России".
Особенность проекта в том, что разработка происходила с учетом не только стратегических градостроительных задач, но и исходя из особенностей жизни города. "Тюмень — это общественно-деловой центр, это студенческий город, такие моменты тоже учитывались", — отметила руководитель компании "Град". 
При этом специалисты постарались сделать проект максимально реализуемым. Анна Береговских отметила, что до недавних пор отношение к Генеральному плану было факультативным, то есть положения документа носили рекомендательный характер, а задачи и ограничения зачастую были прописаны приблизительно. "Именно поэтому мы сегодня видим столько несоответствий градостроительных документов реальной планировке. Причем Тюмень на фоне других городов в этом плане выглядит относительно хорошо, но и здесь многие положения предыдущих Генпланов не соблюдены".
Неслучайно сегодня президентом РФ утверждена строительная дорожная карта, которая закрепляет обязательность утверждения всех градостроительных документов, полного соответствия Генплана правилам землепользования, проектам планировки и межевания территорий, отметила Береговских. "То есть точность исполнения решений сегодняшнего Генплана совершенно отлична от предыдущих", — отметила генеральный директор ООО ИТП "Град". Она добавила, что при работе над проектом применены математические модели экономической оценки принимаемых градостроительных решений. 
Основными задачами разработчиков было остаться в рамках действующего Генплана, утвержденного в 2008 году, не меняя его социально-экономические ориентиры по численности населения, общих объемов жилого фонда, отметила главный архитектор ООО ИТП "Град" Ирина Стуканева. "В то же время необходимо было сделать переоценку качественных и количественных параметров города. Поскольку предыдущий Генеральный план разрабатывался в течение семи лет и это время выпало на период серьезных изменений градостроительного законодательства", — напомнила главный архитектор ИТП "Град". 
Тюмень призвана стать истинной столицей региона, к тому же надо вспомнить, что это плацдарм для освоения Севера, ворота в Восточную Сибирь. Поэтому вся транспортная, географическая составляющая значения города Тюмени в жизни региона и страны в целом также должна быть учтена в градостроительной документации, заявила Ирина Стуканева. Кроме того, в проекте отражено, что Тюмень — это большой промышленный центр с многоотраслевой экономикой, город науки и молодежи.
За счет того, что вокруг Тюмени складывается транспортное кольцо непрерывного скоростного движения, разработчики нового Генплана предложили организовать при каждом въезде в город несколько "вестибюльных" зон. Также большое значение уделено организации новых путепроводов и мостов через Транссиб и реку Туру: «Решений по поводу выноса железной дороги за пределы центра города в нашем проекте нет, — сообщила Ирина Стуканева. — В то же время пока три части города, разделенные рекой и железной дорогой, не будут соединены, город не воспринимается как целостная структура».
Также эксперт отметила, что очень важно было правильно рассчитать емкость транспортного и экологического каркаса исходя из реальных прогнозов прироста численности городского населения. Ирина Стуканева заявила, что Тюмень — зона экологического бедствия, поэтому в проекте Генплана предложен комплекс решений по решению экологических проблем города.
Напомним, первый Генплан Тюмени был составлен в 1951 году с расчетом на 175 тысяч жителей. Второй — в 1969-м, на 490 тысяч горожан. Генеральный план от 1987 года был рассчитан на 600–700 тысяч тюменцев, им пользовались до 2005 года и в период работы над следующим Генпланом, который и был окончательно принят в 2008 году. Этот градостроительный документ уже предусматривал несколько этапов развития Тюмени: до 2015 года, на расчетный срок до 2025 года и перспективы — до 2040 года. Генплан разрабатывался исходя из того, что к 2015-у году население наше достигнет 650 тысяч человек, к 2025 году — 750 тысяч, а 2040-й год Тюмень встретит городом-миллионником.
Сегодня в областном центре проживает около 600 тысяч учтенных граждан, несколько тысяч неучтенных, но до сих пор наш город вписывается в параметры Генерального плана образца 2008 года. Всю документацию по проекту нового Генерального плана специалисты компании "Град" направят в Тюменскую городскую думу.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку



Постоянный адрес статьи