АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
|
|
Журнал "Сити-менеджер". Виртуальный мэр
Главы муниципалитетов учатся общаться с гражданами в сети. Блог для мэра, пожалуй, самый эффективный инструмент оперативно донести до населения свою позицию и получить мгновенную обратную связь
Пару лет назад представители власти начали активно создавать интернет-дневники.
Во многом — благодаря моде, родоначальником которой стал президент Дмитрий Медведев, чей блог появился на официальном сайте Кремля, в «Живом журнале» (ЖЖ, LiveJournal); микроблог — в «Твиттере».
Большинство блогов первой волны принесли активным пользователям соцсетей разочарование. Заведя страницу, госслужащий либо ограничивался одной типичной записью «я открыл свой блог, чтобы повысить эффективность общения с жителями» и после этого ничего больше не публиковал, либо вовсе ничего не «постил». Еще одним распространенным явлением было ведение блога не самим чиновником, а его пресс-секретарем. Итог для подобных дневников был закономерен — закрытие или полное игнорирование со стороны других пользователей.
Сегодня можно констатировать: первая волна открытия блогов представителями власти схлынула, а блогосфера несколько очистилась. Происходит некоторая перестройка мышления по поводу того, как нужно организовывать обратную связь с населением и какую роль в этом процессе должен играть блог.
В этих условиях одним из самых интересных предметов для анализа являются интернет-дневники глав муниципалитетов: мэры более приближены к народу, чем федеральные или региональные чиновники.
В ходе исследования, проведенного журналом «Сити-менеджер», оказалось, что блоги открыли порядка 80 российских мэров. Треть из них зарегистрировала дневники на LiveJournal. Остальные либо выбрали другую платформу (blogpost или популярную у российских чиновников wordpress), либо разместили блог на официальном сайте. По первому пути пошел, например, глава Перми Анатолий Маховиков, по второму — мэр Серпухова Павел Залесов или глава Пятигорска Лев Травнев.
Так как более-менее адекватную статистику можно получить только на платформе LiveJournal, мы составили рейтинг мэров-блогеров, зарегистрированных в ЖЖ. Лидером стал глава городского округа Самара Дмитрий Азаров. Коэффициент его популярности (подробнее о коэффициенте см. «Методику исследования») составил 128,1. По этому показателю он значительно опережает ближайшего конкурента Игоря Пушкарева, возглавляющего Владивосток.
Самым востребованным мэром у пользователей ЖЖ оказался глава администрации Оленинского района Тверской области Олег Дубов. У него 928 друзей. В тройку лидеров по этому показателю также вошли Дмитрий Азаров (672) и глава Серпуховского района Московской области Александр Шестун (222).
Наиболее активным мэром блогером, по нашим подсчетам, является глава Ульяновска Александр Пинков, в дневнике которого в месяц в среднем появляется почти по 43 поста. Ему значительно уступает Олег Дубов (22,8 поста) и мэр Иркутска Виктор Кондрашов (18,8).
Наконец, последний показатель — активность мэра в комментировании постов или высказываний в свой адрес других пользователей ЖЖ. Здесь безоговорочный лидер Олег Дубов. Он успел написать 5157 комментариев. Даже с учетом того, что он создал дневник раньше многих глав муниципалитетов, он все равно является по этому показателю самым активным, в 20 раз опережая ближайшего конкурента.
Тематика блогов глав муниципалитетов почти всегда одна — подавляющее количество постов посвящено жизни возглавляемого населенного пункта. Однако стиль ведения дневников противоположен. Приведем два типичных примера. Первый — Дмитрий Азаров. В последних 20 постах он написал о плане дорожных работ и собирал комментарии по разным районам городского округа Самара.
Глава Ижевска Денис Агашин пишет в совершенно ином жанре. Мэр запускал опрос о проблемах города, а через некоторое время говорил, как собирается с ними бороться. Участвовал в общегородских дискуссиях. Он открыт перед пользователями ЖЖ, просит их о помощи, задает вопросы, очевидно, надеясь на честную и открытую обратную связь.
Блоги открыли порядка
80 глав городских округов и муниципальных районов — всего не более
3% от общего числа
С точки зрения читателей в блогах мэров все же встречаются некоторые ошибки. Остановимся на четырех. Первая и самая главная — «заморозка» ЖЖ. В пример можно привести страницу главы Армавира (Краснодарский край) Анатолия Харченко: после публикации одного поста он больше ничего не писал. Такое отношение вызывает у ЖЖ-пользователей только раздражение. Лучше вовсе удалить страницу, чем ее забросить.
Вторая ошибка — публикация постов исключительно о своей деятельности. Большинство блогеров замечают: от блога Олега Дубова, например, веет человечностью. Именно поэтому он привлек почти тысячу читателей.
Третья ошибка — модерирование комментариев. Понятно, что откровенно клеветнические или оскорбительные сообщения нужно удалять. Однако в целом дневник должен быть открыт для любых мнений. Общеизвестна истина: «Это интернет, здесь могут и на три буквы послать». И с этим необходимо мириться.
Наконец, четвертая ошибка — не отвечать на комментарии читателей. Для пользователей это сродни оскорблению. С этой точки зрения похвальна позиция Дениса Агашина: «Комментарии к постам я читаю в ежедневном режиме, порой даже несколько раз в день — утром, вечером, даже ночью. У меня есть потребность общения с горожанами, необходимость получения информации из первых уст. Чего, к сожалению, зачастую не хватает в чиновничьей работе. Интернет развивается активно, поэтому здесь всегда можно почерпнуть новые знания, получить совет, выслушать предложения. Это никогда не бывает лишним».
На наш взгляд, одними из самых эффективных чиновников-блогеров на российском пространстве являются губернатор Пермского края Олег Чиркунов, губернатор Кировской области Никита Белых и депутат городской думы Екатеринбурга Леонид Волков. К местному самоуправлению отношение имеет только последний, однако из опыта ведения блога всех троих можно почерпнуть много пользы.
Каковы основные преимущества блогов Белых, Волкова и Чиркунова. Первое — разнообразие тематики. Губернатор Пермского края легко может писать о том, как его сын сдавал на права или о том, какая погода на улице. И в то же время публиковать серьезные статотчеты. Белых в ироничном тоне может освещать совещания у президента, писать о семье и о работе. Волков — мастер на все руки. Правда, здесь большую роль играет то, что он является бизнесменом (создатель компании «Прожектор», занимающейся финансированием и раскруткой ИТ-стартапов) и политиком одновременно.
Второе преимущество — стиль. Очевидно, что все трое пишут самостоятельно. Это вызывает симпатию у блогеров. Основная цель дневника публичного чиновника — быть ближе к народу. Сравните: у Чиркунова 6341 друг, а у губернатора ХМАО Натальи Комаровой, в чьем блоге публикуются только пресс-релизы, — 40 (конечно, здесь есть определенная доля условности, касающаяся проникновения интернета в этих регионах и срока жизни дневников, но разница разительная).
Третье преимущество — активное общение с комментаторами. Эти блогеры не боятся отвечать на острые вопросы и реплики, возникающие у других пользователей. Причем их комментарии появляются достаточно оперативно.
Четвертое преимущество — самокритика и критика принимаемых другими чиновниками решений.
В итоге получается некая идеальная модель блога чиновника. Кратко ее суть: находиться наравне с другими пользователями. При этом они соблюдают тонкий баланс открытости и разумной закрытости. Например, Чиркунов умело провоцирует пользователей на высказывания, но при этом прямо не просит о помощи или не задает вопросы. Излишняя открытость для политика — палка о двух концах. Можно вынести на суд жителей то, что в силу этики оглашено быть не может, плюс любой человек может поймать чиновника на некомпетентности. Эта модель является платформой для организации эффективного общения.