АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Российская газета. Сможет ли комфортная среда малых городов стать стимулом для их экономики

09.06.2020

Российская газета. Сможет ли комфортная среда малых городов стать стимулом для их экономики

Прием заявок на всероссийский конкурс благоустройства малых городов и исторических поселений еще не завершен, но в муниципалитетах уже призывают голосовать за местные проекты. Каждый надеется на победу, ведь в этом случае города получат не только субсидии для работ по благоустройству, но и приток инвестиционной активности. Местный бизнес тоже участвует в формировании заявки и вносит свою финансовую лепту. Конкурс проходит в четвертый раз. Корреспондент "РГ" выяснила, чего ждут предприниматели от таких перемен и что изменилось в малых городах после того, как субсидии на благоустройство из бюджета получены, а работы выполнены.
Условия выбора
Особенность всероссийского конкурса - принцип открытого голосования по выбору места для благоустройства. Раньше его проводили параллельно с массовыми мероприятиями: на праздниках, в общественных местах выставляли урны, раздавали всем желающим поучаствовать в судьбе городов бюллетени, затем подсчитывали голоса. Теперь, когда пандемия коронавируса поставила все это под запрет, с голосованием стало сложнее.
- Мы предложили на выбор места для благоустройства в соцсетях и на нашем сайте, - рассказывает представитель администрации курского Льгова Елена Маслова. - Всего участвовало три объекта: наша достопримечательность - башня Шамиля, улица Карла Маркса с прилегающими дворовыми территориями и Красная площадь. Горожане выбрали улицу - за нее отдали 54 процента голосов.
Достопримечательность, которая теперь в числе первых на каждой карте туристических объектов Курской области - башня Шамиля, вопреки ожиданиям, набрала всего восемь процентов. В городской администрации это считают вполне логичным: ведь сейчас гораздо важнее обустроить места, по которым люди ходят каждый день. Тот объект, на который, возможно, приедут посмотреть туристы, тоже важен, но не настолько, чтобы выбирать его в первую очередь.
Социально-экономическое обоснование каждого проекта предполагает повышение туристического потенциала малого города. Однако это, по мнению экспертов, не главное. Горожане просят решить банальные проблемы: обустроить центральные улицы с пешеходными зонами, на которых уже не так и комфортно прогуливаться, привести в порядок разбитые и неухоженные дворы, а также благоустроить знаковые места районных центров, например, парки и скверы, а также набережные. Иначе, как пишут в соцсетях активные горожане, туда стыдно привести приехавших издалека гостей.
Есть в каждом проекте и такой пункт, как синхронизация с другими госпрограммами. Иными словами, реконструкция и благоустройство знаковых мест, выбранных горожанами, станет своего рода отправной точкой для строительства дорог, спортсооружений, обновления музеев.
Для своих и для туристов
Чиновники уверяют, что новая плитка, малые архитектурные формы, обновленное уличное освещение, фонтаны, ротонды, замысловатые цветники и прочее привлекает в обустроенные районы бизнес. К примеру, какая набережная без кафе? На центральной улице выгодно построить гостиницу, открыть ресторан или магазин, не говоря уже о киосках с мороженым, блинных с горячим чаем и прочем микрообщепите, сувенирных лавках, пунктов проката велосипедов и самокатов в случае, если проектом предусмотрены зоны для прогулок.
Горожане просят обустроить центральные улицы с пешеходными зонами, привести в порядок разбитые тротуары и неухоженные дворы
Примечательно, что некоторые города отправляют заявку на участие в конкурсе во второй раз, уже став победителями. В Курчатове Курской области таким образом решили продолжить строительство зоны отдыха и развлечений "Теплый берег" около пруда-охладителя атомной электростанции. Из 125 миллионов рублей на строительство скейт-парка, трассы по триатлону, павильона, где расположится скалодром, фудкорт и пункты проката, а также общего благоустройства территории - пятую часть составят инвестиции бизнеса, который уже намерен работать на побережье. Об этих объектах попросили сами курчатовцы, проголосовавшие за проект: местным жителям хочется, чтобы в этой зоне отдыха открылись точки общепита, проката, да и много чего еще.
Во втором по величине городе Курской области - Железногорске - участие в конкурсе называют шансом для развития. Жители выбрали в качестве конкурсного объекта парк Никитина, чтобы не просто облагородить место, которое уже называют "зеленым магнитом". Туда намерены привлекать бизнес на основе государственно-частного партнерства. По мнению авторов проекта, это позволит экономике города горняков пусть не намного, но все же снизить зависимость от Михайловского горно-обогатительного комбината. Впрочем, финансирование от МГОК - свыше 177 миллионов рублей - в проекте тоже предусмотрено.
Туристическая составляющая просматривается в большинстве проектов. Так, липецкий город Лебедянь, который пока известен разве что производством соков и молочной продукции, намерены сделать привлекательнее для туристов. Победа в конкурсе позволит создать здесь пешеходную зону, которая объединит памятные места о знаменитостях, живших в городе. В Задонске уже обустроен маршрут для променада мимо достопримечательностей, но его хотят продлить и разнообразить ландшафтным лабиринтом, сенсорным садом для детей и спортивной зоной.
Курский Фатеж, где жил и творил великий композитор Георгий Свиридов, а также находится архиерейское подворье Святителя Луки, тоже намерены превратить в жемчужину для туристов. Дом-музей композитора уже достаточно посещаем, однако, как отмечают авторы проекта, городу не хватает комфортного пространства для прогулок, занятий спортом, а также разнообразных культурных мероприятий. Планируется создать такую зону возле музея. Глава города Евгений Лобов отмечает, что Фатеж сегодня незаслуженно забыт гостями. В 1980-е годы город считался одним из лучших в регионе как раз благодаря развитым рекреационным пространствам. Скажем, для того, чтобы покататься на колесе обозрения, сюда съезжались со всей области. Со временем многое пришло в упадок, но старшее поколение помнит город красивым и комфортным. А авторы проекта, благодаря федеральным субсидиям и активности местного бизнеса, который, к слову, пока пользуется лишь близостью федеральной трассы, - надеются вернуть Фатежу былую славу и увеличить поток туристов.
Обязательства для прибыли
Однако на предпринимателей, которые указаны в документации к заявкам в оргкомитет конкурса, все это накладывает дополнительные обязательства, связанные с пожеланиями жителей. Хорошо, если в обновленном парке предусмотрены фудкорты, места для торговли сувенирами, фаст-фудом и напитками. Но бывает и так, что люди хотят просто парковую зону, похожую на лес с пешеходными тропинками. И тогда ничего не поделать.
Чиновники, формируя заявки, стараются найти баланс между чаяниями жителей и интересами бизнеса
Чиновники, формируя заявки, стараются выполнить все пожелания, найти своего рода баланс между чаяниями горожан и интересами бизнеса. Предпринимателей заранее предупреждают, что в случае победы в конкурсе они тоже будут принимать непосредственное участие в реализации проекта.
Липецкий город Чаплыгин выиграл конкурс на благоустройства центральной улицы. Теперь там вовсю идут работы. Проект предполагает открытие гостиницы и кафе, и они, по словам представителя администрации Ларисы Стругановой, в стадии завершения - там идут отделочные работы. При этом владелец бизнеса является собственником земли на этой улице, однако он вынужден считаться с общей концепцией благоустройства.
- Приведу простой пример - укладывается плиткой тротуар рядом с гостиницей. Чтобы все выглядело гармонично, предприниматель выкладывает территорию такой же плиткой, - поясняет Лариса Струганова. - То же самое - со скамейками, вазонами для цветов, малыми архитектурными формами, которыми будет ограничена парковка для автомобилей. Все это должно быть одинаковым на протяжении всей улицы, таковы правила дизайн-кода. И предприниматели, участвуя в проекте, принимают на себя обязательства не нарушать их.
При этом сами представители бизнес-сообщества стремятся войти в состав комиссии, которая формирует заявку. В таком случае они уже примерно представляют, как нужно изменить внешний вид своего объекта, чтобы он, с одной стороны, гармонировал со всем микрорайоном, парком или улицей, а с другой - имел собственную изюминку.
Конечно, предприниматели понимают, что победа в конкурсе - это еще и шанс увеличить свои доходы, - говорит Лариса Струганова. - Так что те обязательства, которые они берут на себя, вполне оправданы.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку



Постоянный адрес статьи