АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Центр стратегических разработок. Электромобили в России: экономические, экологические и климатические эффекты — исследование

10.12.2025

Центр стратегических разработок. Электромобили в России: экономические, экологические и климатические эффекты — исследование

Эксперты Центра стратегических разработок провели анализ текущего состояния сектора электромобилей в России, планов его развития, федеральных и региональных мер поддержки, барьеров, налогового и таможенного регулирования, рассмотрели экономический, экологический и климатический эффекты, а также сформулировали предложения для развития электротранспорта в России.
Директор центра экономики отраслей ТЭК Александр Амирагян:
Около 0,2% всего российского автопарка занимают электромобили с учетом гибридов. Для сравнения, в Китае эта доля достигла уже 11%, а мировой средний показатель — 4,5%. В продажах легковых автомобилей по итогам 2024 г. разрыв ещё заметнее: 2,9% в России против почти половины рынка в Китае.
Электромобили в России — это реальный шанс обновить транспорт и улучшить экологическую ситуацию в городах. Электротранспорт также способствует достижению климатических целей по сокращению выбросов парниковых газов.
С экономической точки зрения у нас в стране электромобили пока что не могут конкурировать с аналогами с ДВС. Однако снижение их стоимости и расширение модельного ряда могут изменить ситуацию. Путь предстоит длинный, но если объединить усилия государства, бизнеса и потребителей, наша страна может создать собственную, устойчивую и конкурентоспособную электромобильную экосистему.
Свыше 60% легковых электромобилей в России сконцентрированы в 10 российских регионах. Москва является единоличным лидером по количеству легковых электромобилей в России с долей 26% - более 15 тыс. шт. в 2024 году. Столица также безусловный лидер по электрификации автобусного парка в стране — это более 80% суммарного количества электробусов в России.
Еще при оценке рынка в Топ-5 самых продаваемых марок электромобилей в России не вошла Tesla, в лидерах китайские Zeekr и Avatr, российские Москвич и Evolute, а также Volkswagen.
Несмотря на господдержку, отрасль растёт медленно. Запланированного объема производства в стране — 17,5 тыс. электромобилей в 2024 году и 44 тыс. в 2025 — достичь не удалось: фактические показатели остаются ниже 10 тыс. машин в год. 
Зарядная инфраструктура — ключевой элемент ограничивающий покупку. Ее развитие вряд ли возможно без активной роли государства: нужны требования к оснащению жилых кварталов, улиц и магистралей, а также понятная федеральная программа.
Экономически электромобили уже могут быть выгоднее в повседневной эксплуатации: расходы на "топливо" и обслуживание ниже в 2–3 раза по сравнению с бензиновыми и дизельными аналогами. Но высокая цена покупки пока делает владение дороже в целом. 
Электромобили не выбрасывают загрязняющие вещества. Для российских городов — особенно крупных — это вопрос качества воздуха и здоровья людей. Климатический эффект также заметен: замена одного бензинового автомобиля на электромобиль сокращает выбросы на 3–4 тонны CO₂-экв. в год, а в коммерческом транспорте — на десятки и даже сотни тонн.
По результатам исследования мы предлагаем:
- Пересмотреть меры господдержки электротранспорта, сосредоточив внимание на предоставление льготных условий для производства доступных моделей и их компонентов и расширении льгот для покупателей электромобилей.
- Рассмотреть целесообразность введения преференциальных налоговых и таможенных режимов для импорта электромобилей на начальном этапе развития рынка электромобилей. 
- Рассмотреть внедрение регуляторных механизмов, направленных на постепенное снижение конкурентоспособности транспорта на ископаемом топливе, включая ограничения для общественного транспорта и такси. 
- Принять федеральную программу по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей, ориентированную на разный тип мобильности и целевого назначения автомобиля - обеспечение необходимой сетевой мощностью, поддержка производства зарядных станций, создание оператора развития сегмента зарядных станций.

С полной версией исследования можно ознакомиться по ссылке

Источник: https://www.csr.ru/


Возврат к списку



Постоянный адрес статьи