АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Совет Федерации РФ. На заседании Совета по МСУ обсудили принципы организации местного самоуправления в единой системе публичной власти

Совет Федерации РФ. На заседании Совета по МСУ обсудили принципы организации местного самоуправления в единой системе публичной власти 20.11.2024

Совет Федерации РФ. На заседании Совета по МСУ обсудили принципы организации местного самоуправления в единой системе публичной власти

В верхней палате парламента состоялось заседание Совета по местному самоуправлению на тему «Основные направления и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации». В заседании под председательством руководителя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрея Шевченко приняли участие заместитель начальника Управления Президента РФ по внутренней политике Евгений Грачев, Сопредседатели ВАРМСУ - Ирина Гусева, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Руслан Кухарук, представители федеральных министерств и ведомств, главы муниципальных образований.
Как отметил Андрей Шевченко, открывая заседание, внесенные в Конституцию РФ в 2020-м году поправки определили, что органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти. В развитие этих поправок подготовлен проект закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». «За последнее время была проведена большая работа по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении. Профильный Комитет СФ принимал в ней самое активное участие».
В этой связи парламентарий рассказал о наиболее значимых выработанных мерах. В частности, установлены дополнительные гарантии прав муниципалитетов при осуществлении переданных государственных полномочий. Соответствующие изменения были инициированы Андреем Шевченко совместно с депутатами Государственной Думы. «Теперь при определении объема субвенций должны учитываться все затраты, связанные с организацией исполнения таких полномочий. Кроме того, при осуществлении переданных полномочий муниципалитеты будут отвечать исключительно в пределах предоставленных субвенций. Этот вопрос неоднократно поднимался муниципалитетами и в итоге нашел свое решение в законе», — пояснил глава Комитета СФ.
Важной мерой он назвал закрепление в законе возможности участия представительного органа муниципального образования в формировании местной администрации.
Еще одно направление развития местного самоуправления — снижение регуляторной нагрузки на муниципалитеты, сказал парламентарий. «Большая работа ведется сегодня по результатам проведения прошлого заседания Совета, посвященного вопросам контроля и надзора за органами местного самоуправления. Многие рекомендации из его решения поддержаны федеральными министерствами». Например, освобождение органов местного самоуправления от исполнительского сбора. Соответствующий законопроект уже разработан Минюстом России и направлен в Правительство РФ.
Следующая важная мера, полагает сенатор, — законодательное закрепление статуса и полномочий Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ). Он указал на существенный вклад Ассоциации в проведение обучающих мероприятий для муниципальных управленцев.
Сенатор рассказал, что в рамках подготовки к заседанию Комитет провел большую аналитическую работу. Были проанализированы материалы из 78 субъектов Федерации. Среди наиболее значимых вопросов, которые волнуют муниципальное сообщество, Андрей Шевченко назвал переход к одноуровневой системе местного самоуправления. Уже 20 регионов полностью перешли к такой системе, а еще 26 субъектов Федерации планируют перейти к одноуровневой системе в ближайшее время.
«Проведенная работа позволила сделать выводы о том, что плюсами такой системы являются: повышение ответственности органов местного самоуправления за принимаемые решения, единые подходы к формированию нормативно-правовой базы, тарифообразованию, налогообложению, оказанию муниципальных услуг, единство документов стратегического планирования, оптимизация бюджетных отношений».
По его словам, очень важным вопросом при переходе на одноуровневую систему является обеспечение доступности власти для населения. «Мы были инициаторами одной из поправок к новому закону, суть которой заключалась в обязательном создании территориальных органов местной администрации на территориях упраздняемых поселений».
Следующий, важный для всего муниципального сообщества вопрос, по его словам, это полномочия муниципалитетов, так как появляется возможность оставлять за регионами ресурсоемкие полномочия. «Мы рекомендуем Правительству РФ продолжить работу по инвентаризации расходных полномочий муниципалитетов для определения объёма необходимых на их реализацию средств», — проинформировал парламентарий. «Новые подходы к развитию местного самоуправления позволят обеспечить эффективное совместное решение задач в интересах населения в рамках единой системы публичной власти», — уверен Андрей Шевченко.
Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас подробно рассказал о законопроекте «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». «Для нас важно не сломать существующую систему местного самоуправления, а взять все самое лучшее и включить в новый закон», – подчеркнул парламентарий.
«То есть практически все блоки мы отработали, остался достаточно большой блок местного самоуправления. Он оказался в то же время и самым сложным. На наших коллег в Государственной Думе легла огромная работа, потому что я знаю, что каждая поправка комитета Павла Владимировича Крашенинникова (председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству. — Прим. ред.) или других комитетов Государственной Думы, отрабатывалась очень неформально, была широкая дискуссия с муниципальным сообществом», — сказал сенатор.
Ключевыми новеллами законопроекта он назвал одноуровневую систему местного самоуправления и новый подход к распределению полномочий органов местного самоуправления. Это позволит, с одной стороны, избежать дублирования функций, а, с другой стороны, перекладывания ответственности с одного уровня муниципалитета на другой.
«Коллеги, я думаю, что многие помнят слова президента, когда он говорил о том, что гражданину страны абсолютно все равно: он должен прийти на любой уровень публичной власти и получить совершенно адекватный ответ. А это уже ваше дело — представители законодательной и исполнительной власти, — как вы организуете собственную работу, вопросы, связанные с распределением полномочий и соответствующих финансовых ресурсов. Но вы не можете футболить человека с его проблемой с одного уровня власти на другой. И отчасти этот закон направлен на то, чтобы выполнить соответствующие установки, которые были даны президентом в ходе конституционной реформы», — добавил глава комитета.
«Территориальные основы организации местного самоуправления — тоже достаточно сложный вопрос. С точки зрения определения понятия местного самоуправления отмечу, что законопроектом дополнительно подчеркивается его правовая природа как формы народовластия и конкретизируются цели формирования МСУ. Конституция в 130-й статье предусматривает, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью. А законопроект акцентирует внимание на том, что местное самоуправление формируется в целях обеспечения жизнедеятельности населения, вопросов местного значения», — подчеркнул Клишас.
В соответствии с законопроектом предусматриваются три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородское муниципальное образование города федерального значения. Предлагается более четко и последовательно изложить критерии формирования такого вида муниципального образования, как муниципальный округ. Кроме того, законопроектом предусматриваются особенности формирования местного самоуправления на отдельных территориях.
Как отметил Андрей Клишас, важная гарантия стабильности разграничения полномочий органов местного самоуправления — норма о том, что перечень их полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений или дополнений в этот законопроект. «Проект закона прямо предусматривает, что органы МСУ несут ответственность за осуществление переданных полномочий Российской Федерации, полномочий субъекта Федерации в пределах субвенций, предоставленных местным бюджетам в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих полномочий».
Это правовое положение, уверен сенатор, позволит создать необходимые условия для реализации важнейшего бюджетного принципа, в соответствии с которым не допускается передача полномочий, без передачи финансового обеспечения. «Мы постарались сделать законопроект максимально гибким и предоставить широкие полномочия регионам для создания оптимальных условий управления», — сказал Андрей Клишас.
«И знаете, наверное, мы пытаемся выработать такой подход, чтобы в дальнейшем как можно меньше исключений делать из общего закона. Если вы посмотрите на историю того, как у нас функционируют органы власти в городах федерального значения, вы увидите, что у нас законодательство просто переполнено разного рода специальными нормами и исключениями. Конечно, хотелось бы выработать подход, который в дальнейшем будет удобен для всех субъектов Российской Федерации», — резюмировал Андрей Клишас.
Заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков предложил установить ответственность за исполнение перераспределенных регионами полномочий исключительно в пределах тех ресурсов, которые им переданы.
"Уже с 2022 года <...> мы проанализировали и дали заключение более чем на 3,5 тыс. актов, которые разработали федеральные органы власти. Из них 700 затрагивали полномочия муниципалитетов и регионов, многие из них были отправлены на доработку, многие из них претерпели изменения. По нашим оценкам, 1,5 трлн рублей необеспеченных полномочий мы своими заключениями, своей большой работой с комиссиями Государственного совета, с Советом Федерации все-таки смогли не допустить", - сказал Дмитрий Вахруков.
Также замминистра предложил установить ответственность органов местного самоуправления за исполнение перераспределенных регионами полномочий исключительно в пределах тех ресурсов, которые им переданы. "Перераспределение полномочий должно осуществляться с предоставлением целевого финансирования, то есть целевыми субвенциями, а не за счет нормативов отчисления налоговых доходов. То есть если мы передаем полномочия на муниципалитет, пожалуйста, целевым образом мы должны его финансировать", - предложил Дмитрий Вахруков.
В обсуждении также приняли участие сенаторы РФ, заместитель начальника Управления Президента РФ по внутренней политике Евгений Грачев, председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко, представители профильных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций, научного и экспертного сообщества.

Полная запись Заседания доступна по ссылке.

Проект Решения Совета по местному самоуправлению на тему «Основные направления и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации».

Возврат к списку



Постоянный адрес статьи