АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Государственная Дума. Депутаты и эксперты обсудили концессии для развития малых городов

10.12.2019
Комитет по энергетике провел круглый стол на тему «Концессии для малых городов и поселений». Мероприятие проводилось совместно с Комитетом по жилищной политике и ЖКХ, а также Комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Как отметил, открывая заседание, Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный, концессия как одна из форм государственно-частного партнерства давно и успешно используется в мировой практике. ГЧП в ЖКХ дает возможность демонополизировать предоставление общественных услуг, обеспечить сбалансированный подход в управлении ЖКХ. Концессии как инструмент ГЧП распространены во многих странах, в том числе США, Великобритании, странах ЕС, Китае и так далее. Их положительный опыт стал одной из причин, почему в России для привлечения частных инвестиций в ЖКХ был выбран именно он. Сегодня в России заключено 1 831 концессионное соглашение в отношении объектов коммунальной инфраструктуры с общей суммой инвестиционных обязательств более 257 млрд рублей, 95% из которых — средства частного инвестора.
 «Однако если в крупных городах механизм демонстрирует определенную эффективность, то в малых – наоборот. И связано это с его несовершенством, исправить которое можно именно корректированием нормативной базы», — подчеркнул Павел Завальный.
Специальными нормами законодательства РФ, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами ЖКХ, в соответствии с которым их передача возможна исключительно по концессионным соглашениям. Выбор способа передачи прав законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию.
Данные требования фактически исключили возможность выбора органами местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении объектов ЖКХ. Поиск заинтересованного в заключении соглашения инвестора в сельской местности и малых городах вызывает немалые затруднения. Зачастую потенциальными участниками конкурса на заключение концессионного соглашения являются представители малого и среднего бизнеса, которые ранее эксплуатировали объекты ЖКХ по договорам аренды. Им сложно привлечь достаточные инвестиции. Они могут относительно рентабельно работать на условиях договора аренды, но оказываются неконкурентоспособными по сравнению с крупными участниками рынка при проведении конкурсного отбора. В то же время крупные участники не изъявляют желания оказывать соответствующие услуги в сельской местности и маленьких поселениях, участвовать в конкурсе или заключать концессионное соглашение. Кроме того, у малого бизнеса, работающего на упрощенке, при переходе на концессии возникает НДС 20% и, соответственно, рост тарифов на 10–12%.
Таким образом, складывается ситуация, при которой договор аренды заключать нельзя, концессионное соглашение заключать не с кем, а органы местного самоуправления обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.
Как отметила Председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, существующий подход с самого начала вызывал определенные вопросы, связанные, например, со способностью муниципалитетов работать с концессионными соглашениями. 
Среди проблем — отсутствие соответствующих специалистов в штате органа местного самоуправления, нехватка денег на подготовку концессионной процедуры, длительность процедур проведения конкурса на заключение концессионного соглашения, которая на практике достигает полугода.
Особого внимания заслуживает тема экономической непривлекательности объектов. Особенно это касается сферы водоснабжения и водоотведения. Вложения в изношенные, старые инженерные объекты в малых населенных пунктах, практически не генерирующие денежный поток, невыгодны инвесторам – их сложно окупить. Увеличить денежные потоки можно, повысив тарифы, но это вызовет социальное недовольство и рост неплатежей. В итоге инвестор может обанкротиться задолго до окончания срока концессии, а муниципалитет – получить дополнительный источник проблем и ухудшение ситуации в ЖКХ и социальной сфере.
Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко сообщил, что Комитет получает обращения от глав муниципалитетов практически всех субъектов Федерации о том, что механизм концессий, на который возлагали большие надежды в плане модернизации сферы ЖКХ, замещения бюджетных инвестиций частными не работает. Регуляторам важно понять, что некоторые малые поселения просто по определению являются нерыночными территориями, где даже собственность и имущество не может представлять коммерческого интереса.
Решением этой и многих других проблем стало бы расширение полномочий, в том числе и финансовых, органов местного самоуправления.
1 из 13
Директор Департамента развития ЖКХ Минстроя РФ Светлана Никонова озвучила позицию Министерства по возможному решению проблемы. По оценке Минстроя, о коммерческой составляющей концессионных проектов ЖКХ можно говорить только в территориях численностью не менее 200 тысяч жителей, и то при определенных условиях. Целесообразно признать, что в различных территориях, с учетом экономических, географических, климатических факторов, структуры производства и кадрового потенциала, эффективными могут быть принципиально разные формы управления объектами ЖКХ – и полностью государственная, и частная, и в форме ГЧП. И право выбора здесь должно принадлежать муниципальной власти, которая понимает ситуацию в своей территории и несет полную ответственность за нее.
При этом государство должно оказывать поддержку эффективным коммунальным предприятиям независимо от формы собственности. Такая поддержка должна включать два блока – операционную поддержку и так называемые капитальные гранты на обновление коммунальной инфраструктуры.
Министерство подготовило и согласовывает сегодня с различными ФОИВ ряд нормативных решений, направленных на внедрение механизма межмуниципальных концессий, облегчение процедур подготовки концессионных соглашений, совершенствование мер государственной поддержки механизмов софинансирования, финансирование модернизации коммунальной инфраструктуры, повышение прозрачности управления ЖКХ. Предложение ускорить их подготовку войдет в проект рекомендаций по итогам круглого стола.
Проект стратегии развития и модернизации ЖКХ до 2035 года находится в значительной степени проработки, скоро он будет выложен для публичного обсуждения. Ее принятие также будет способствовать решению проблем управления и поддержки ЖКХ в малых поселениях.
Заместитель начальника Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС Анастасия Адодина отметила, концессии в ЖКХ в малых поселениях действительно оказываются своего рода социальной нагрузкой для потенциального инвестора. Выходом здесь может быть механизм совместных торгов, когда вместе с коммерчески неинтересными объектами идут и привлекательные. Также целесообразно было бы дать больше прав инвестору и учитывать его мнение при формировании пакета имущества, выставляемого на такие торги.
Кроме того, ФАС уже подготовило и продолжает разрабатывать целый пакет изменений, который сделал бы механизм концессий более гибким и привлекательным для обеих сторон – муниципалитета и инвестора, позволял легче принимать некоторые решения, компенсировать убытки и управлять тарифами.
В дискуссии приняли участие представители муниципалитетов, субъектов Федерации, компаний, имеющих опыт работы в рамках концессионных соглашений.
По итогам круглого стола комитеты будут рекомендовать Правительству продлить срок обязательного перехода на концессии до 1 января 2023 года с тем, чтобы успеть провести совершенствование механизма. Также в рекомендации войдет предложение Правительству разработать ряд изменений в законодательство, предусматривающих особенности заключения концессионных соглашений в малых городах и поселениях. В том числе предлагается предусмотреть особенности применения упрощенной системы налогообложения концессионером и эксплуатации объектов концессионного соглашения в разных муниципальных образованиях одним хозяйствующим субъектом. Рекомендации будут утверждены до конца этого года.


Источник: Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Возврат к списку новостей