АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Ижевск. Начальник управления образования Администрации города Светлана Петрова о федеральных проектах, «мягких» навыках, цифровизации и оптимизации

Ижевск. Начальник управления образования Администрации города Светлана Петрова о федеральных проектах, «мягких» навыках, цифровизации и оптимизации 01.10.2018
Представляем вашему вниманию интервью Светланы Петровны для редакции «Деловой Квадрат».
- Светлана Геннадьевна, в последнее время в сфере образования произошли значительные изменения. Чем характеризуется современный этап реализации образовательной политики, какие существуют приоритеты?
В мае 2018 года федеральное Министерство образования и науки было разделено на два министерства – просвещения и науки и высшего образования. Политика в сфере среднего образования определяется Министерством просвещения РФ, и наша работа строится в рамках федерального законодательства и этой политики, ключевым элементом которой является сегодня национальный проект «Образование», в который входят 9 федеральных проектов.
По этим федеральным проектам мы уже начали работать. Проект «Успех каждого ребенка» - это специальные про-граммы обучения по индивидуальным планам, в том числе дистанционного. Мы начинаем модернизировать систему дополнительного образования – Ижевск является пилотным городом в этом федеральном проекте.
С 1 августа этого года началась выдача сертификатов дополнительного образования. Эти сертификаты – официальное подтверждение возможности ребенка обучаться в кружках и секциях дополнительного об-разования за счет государства. Система сертификатов – наглядное свидетельство конкурентоспособности всех вариативных программ, существующих в системе дополнительного образования, их доступности и конкуренции между бюджетными учреждениями и некоммерческим сектором.
Работа в Ижевске идет по всем девяти федеральным проектам, ее результатом будут серьезные положительные изменения в сфере как дошкольного, так и среднего образования.
- Какой вам видится образовательная среда в Ижевске в ближайшем будущем?
В Ижевске мы ставим перед собой задачу создать сете-вую инновационную среду, в которую будут интегрированы все имеющиеся ресурсы: дошкольные учреждения, структуры общего, дополнительного, профессионального образования и высшей школы, музеи, библиотеки, школы искусств и спортивные школы. Наш девиз: не образование для города, а город для образования.
Перед руководителями школ стоит задача сделать каждую школу, каждого ученика конкурентоспособными. Мы должны дать ребенку не только знания, но и привить умения, навыки жизни в конкурентной среде, научить жить и развиваться в постоянно меняющихся условиях.
Как не раз говорил Глава нашей республики Александр Бречалов, сегодня возможность учиться не является кон-курентным преимуществом, она – необходимость, позволяющая выживать в жесткой конкурентной среде. Выпускник школы должен быть подготовлен к будущей жизни, и мы работаем над формированием soft skills – «мягких навыков», таких, как умение работать в команде, выстраивать траекторию профессионального самоопределения, критически мыслить, высказывать свое мнение и его отстаивать; уметь переучиваться и мобильно и гибко перестраиваться в заданных условиях.
Мы знаем, какие навыки будут необходимы выпускникам школ 2030 года, анализируем Атлас профессий, знакомимся с актуальными исследованиями в этой области. Профессиональное самоопределение учащихся – это один из ключевых трендов образования, другим важнейшим трендом стало формирование у каждого ребенка лидерских качеств.
- Одна из ключевых проблем сферы образования – нехватка кадров. Как удается решать ее в Ижевске?
Отдельное и очень серьезное внимание уделяется подготовке кадров. Будущее образования связано с постоянны-ми изменениями, и каждый педагог должен быть к этому готов. И чем больше мы инвестируем в подготовку педа-гогов – тем лучше результат получаем.
Безусловно, проблема с кадрами существует. Количество обучающихся в ижевских школах ежегодно растет на 5%, следовательно, мы понимаем, что ежегодно все больше требуется учителей. На сегодняшний день в Ижевске су-ществует 211 вакансий, в списке самых востребованных – учителя начальных классов, математики, физики, английского языка и информатики. Сегодня все вакансии закры-ты за счет внутреннего и внешнего совмещения; все предметы всем обучающимся преподаются в полном объеме.
За счет одного административного решения кадровую проблему не решить. Поэтому мы на базе Удмуртского республиканского социально-педагогического колледжа создали муниципальную систему подготовки кадров. Знаем, сколько поступает на те или иные специальности, следим за тем, как студенты учатся, участвуем в приеме эк-заменов, я являюсь председателем приемной комиссии. В этом году ряды учителей Ижевска пополнят 63 молодых специалиста, начавших подготовку к будущей работе в ижевской школе еще на второй курсе колледжа.
Кроме того, в ижевских школах открыты педагогические классы, в этом году уже выпущено 13 помощников воспитателей; на базе школы Гармония работает кафедра УдГУ, которая занимается подготовкой будущих директоров школ.
Работа с кадрами – главная задача муниципальной системы образования, наша система подготовки кадров дает результаты. Ежегодно в учреждения образования Ижевска приходит работать больше ста молодых специалистов, а уходит на работу в другие отрасли с каждым годом все меньше. Портрет ижевского учителя становится моложе, сегодня средний возраст – 42 года, это очень хороший результат.
- Один из федеральных проектов связан с цифровизацией образования, насколько это актуально сегодня?
Задача этого проекта – создание безопасной цифровой образовательной среды. Министром Ольгой Васильевой поставлена задача реализовать такую модель, которая позволит создать во всех школах профили «цифровых компетенций» - как для учеников, так и для родителей. Предполагается взаимодействие учеников и учителей на расстоянии, использование различных образовательных и педагогических цифровых технологий и платформ.
Разумеется, цифровизация образования зависит от ресурсов, в том числе, финансовых, которых не хватает. Не все имеют возможность использовать мобильные устройства – телефоны, планшеты и др., но школы Ижевска снабжены интерактивными досками, активно используются биб-лиотечные ресурсные центры, имеющие выход в интернет – мы используем все имеющиеся у нас возможности.
А они достаточно широки. В 2017 году Удмуртия вошла в десятку регионов, наиболее успешно формирующих ин-формационно-образовательную среду. Это говорит о том, что наши школы отвечают требованиям современного федерального государственного образовательного стандарта. Наши дети имеют возможность заниматься в парке «Кванториум» и других учреждениях дополнительного образования города, в том числе в рамках внеурочной деятельности.
Все кабинеты начальных классов ижевских школ соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Поэтапно руководителями школ приобретается самое современное оборудование для обучающихся 5-11 классов; кабинеты физики, химии, биологии, географии, технологии, информатики оснащаются интерактивными и лабораторными комплексами.
- То есть, образовательная среда должна активно развиваться за рамками школы?
Безусловно, это так – она должна быть не только в рамках школы, но и за ее пределами: город для образования детей и молодежи; «открытая школа». На днях руководи-тель Департамента образования Москвы в интервью рас-сказал, что такой опыт в столице уже есть: если ребенок посещает музыкальную школу, он должен быть освобожден от уроков музыки в школе, если посещает детско-юношескую спортивную школу, он может быть освобожден от уроков физической культуры в школе.
Современная школа должна быть гибкой, умеющей подстраиваться под интересы каждого ребенка, если это дей-ствительно необходимо. Ученица одной из московских школ стала финалисткой проекта «Голос», но школа не смогла предоставить ей такое индивидуальное расписание, которое позволило бы девочке заниматься у Леонида Агутина. И в итоге девочка меняет школу – она нашла ту, которая предоставила ей индивидуальный график обучения.
- Гаджеты стали неотъемлемой частью жизни, они есть практически у каждого учащегося. В некоторых школах их использовать разрешается, в других, напротив, запрещено. Какова позиция Управления образования Администрации г. Ижевска в этом вопросе?
Нужно понимать, что от цифровизации образования, а вместе с ней и от использования в образовательном про-цессе всевозможных гаджетов мы не уйдем. И в этом нет ничего плохого, таковы реалии. Поэтому к вопросу использования гаджетов в школах нужно подходить взвешенно, опираясь на здравый смысл, поскольку никаких законодательных ограничений по использованию гаджетов в школах не существует. Многое зависит от позиции школы и конкретного учителя: если они считают необходимым запретить использование гаджетов и родители с этой позицией согласны – значит, дети будут использовать электронные устройства во внешкольное время, если считают необходимым разрешить – существуют санитар-ные правила и нормы, в рамках которых и нужно действовать.
Но, повторюсь, цифровизация – неизбежный процесс, а компьютеры, гаджеты и другие электронные устройства при правильном их использовании – хорошие помощники в образовании. У нас есть опыт реализации программы «Один ученик – один компьютер», каждая четвертая школа Ижевска в этой программе участвует. Работаем с сете-выми образовательными программами, сетевыми плат-формами – современными, содержательными, полезными, использующими хорошие контрольно-измерительные материалы и методы диагностики; сотрудничаем с Яндекс.Просвещение, «Электронной мобильной школой» и другими сетевыми платформами.
Дистанционное обучение становится незаменимым для детей-инвалидов, которые не могут посещать школу; для детей, длительно находящихся на лечении в стационаре Ижевска или в Федеральных медицинских центрах; для детей-спортсменов, длительное время находящихся на сборах и т.д.
Современные технологии очень хорошо работают в диагностике компетенций учеников, в их профессиональном самоопределении. В гимназии №56 создана автоматизированная система диагностики профессиональных компетенций учеников Camp. Она дает очень хорошие резуль-таты, и мы планируем использовать эту систему и в других школах Ижевска.
- Готовы ли к работе в новой образовательной среде молодые педагоги?
Конечно, проблема полной адаптации молодых педагогов существует, поскольку они имели возможность рабо-тать в условиях современной школы только на педагоги-ческой практике. Сегодняшний учитель – не информатор, а, скорее, модератор и интегратор, одного лишь голоса, мела и тряпки сегодня недостаточно для того, чтобы дать ученикам необходимые знания и навыки. Нужно учить молодых педагогов работать в сегодняшней реальности, и мы этим занимаемся. Главное условие успешной адаптации – это опытный педагог-наставник, который сопровождает молодого учителя в течение первого года его работы.
Что же касается оснащения школ оборудованием, то мно-гое зависит от работы директоров, их желания и умения работать в системе грантов, средства которых идут на оснащение лабораторий и кабинетов. В прошлом году мы подали заявок на общую сумму 100 млн. рублей, получить удалось 27 млн. В этом заявки на гранты подали 68 школ столицы Удмуртии, 17,5 млн. рублей уже получены.
- Кто он, сегодняшний директор ижевской школы – прежде всего, хозяйственник или организатор образовательного процесса?
До начала 2000-ых годов и в самом их начале директора школ действительно были по большей части хозяйствен-никами – занимались латанием крыш, покупкой парт, поиском средств на ремонты и тд. Сегодня мы стараемся от этого уйти, у нас есть возможность создавать ресурсные центры для того, чтобы освобождать директоров школ и детских садов хотя бы от части хозяйственных полномочий.
Вместе с тем, как гласит закон, директор несет полную ответственность за жизнь, безопасность и охрану здоро-вья детей. Антитеррористическая деятельность, организа-ция школьного питания и медицинского обслуживания и многое другое – это работа директоров, связанная, в том числе, с хозяйственной деятельностью, поэтому целиком и полностью директоров от нее освободить мы, конечно, не можем.
Сегодняшний директор школы должен быть, прежде всего, стратегом, он должен уметь трезво оценивать настоя-щее и прогнозировать будущее. У каждого директора должна быть программа развития школы, рассчитанная, как минимум, на три года. И от того, сумеет ли директор правильно ее сформировать и выполнить, зависит оценка его работы.
- Тема «поборов» в школах давно набила оскомину, однако разговоры о том, что должны финансировать родители учеников, а что нет, не утихают. Какова позиция Управления образования г.Ижевска в этом вопросе?
Позиция очень простая и полностью соответствующая требованиям федерального законодательства: во всем, что касается финансирования родителями тех или иных приобретений или организации мероприятий, должен действовать принцип добровольности.
Если родители коллективно, без какого-либо нажима с чьей-то стороны принимают решение помочь школе – почему нет? Но муниципалитет никаких задач перед ди-ректорами и учителями по привлечению средств родите-лей не ставил, не ставит, и не будет ставить. Каждый ро-дитель решает самостоятельно на добровольной основе.
- Люди старшего поколения привыкли к традиционной 5-балльной системе оценок. Она существует и в большинстве школ Ижевска, но в некоторые школы применяют свои системы. Существуют ли на этот счет какие-то законодательные нормы?
Нет, таких норм федеральные законы не устанавливают, выбор системы оценок в компетенции школы. Школ, ра-ботающих по своим системам, не так много, и единствен-ная трудность, с которой они сталкиваются, - последующая конвертация оценок в привычную 5-балльную систему. Но если школе удобно применять свою систему, если она считает ее эффективной и полезной, никто запрещать не будет.
- Споры вокруг Единого государственного экзамена не утихают. Одна из главных претензий к ЕГЭ – школа не дает знаний, а «натаскивает» на сдачу единого экзамена. Вы с этим согласны?
Так можно судить, не имея возможности видеть работу всей системы образования изнутри. Это, скорее, впечат-ление некоторых родителей, многие из которых, к сожа-лению, и подчиняют все свободное время своих детей подготовке к ЕГЭ.
Я говорю об этом с уверенностью, поскольку вижу работу учителей и знаю, что они ставят перед собой совершенно иные задачи. И в том, что в школах Ижевска так много выпускников, набравших 100 баллов, а в этом году их 17, огромная заслуга, прежде всего, учителей, дающих ученикам необходимые знания, готовящих своих учеников к будущей жизни.
Сейчас мы занимаемся разработкой рейтинга образовательных организаций. Одним из многочисленных крите-риев станет количество учеников, набирающих по сумме трех предметов 220-250 баллов. «Натаскивать» на такие результаты в принципе невозможно, чтобы получить та-кое количество баллов, необходим высокий уровень под-готовки учеников, который и должны обеспечить школы Ижевска.
- В начале сентября было объявлено об объединении Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска и Управления образова-ния. В чем смысл этого объединения?
Согласно федеральному закону «Об образовании в Рос-сийской Федерации» дошкольный уровень является первым уровнем общего образования. В связи с чем объединение двух управлений в одно выглядит логичным: управление дошкольным образованием и общим должно происходить в одной структуре. Мы не меняем функционал, объединение никак не повлияет на организацию дея-тельности учреждений, оптимизация касается исключи-тельно управленческого аппарата, а все сэкономленные средства пойдут на приведение в нормативное состояние зданий – ремонты кровель, замены окон, создание новых мест в группах дошкольных учреждений.
- Каким будет финансовый эффект оптимизации?
Сегодня мы можем говорить только об ориентировочных цифрах. Идет обсуждение деталей оптимизации, создан проектный офис, в котором работает 22 человека из 14 организаций, офис разделен на блоки: имущество, финансы и т.д. Идет процесс объединения в одну 12 бухгалтерий, идет анализ будущего снижения затрат на деятельность управленческого аппарата. По прогнозу, оптимизация даст экономию более 50 млн. рублей в год: 30 млн. – средства республиканского бюджета, 21 млн. рублей – муниципального.
- И все-таки, возможен ли какой-то отрицательный эффект от предстоящей оптимизации?
Уверена, его не будет. Изменение структуры управления никак не повлияет на работу учреждений и их сотрудников, родителям и детям волноваться не стоит – для них ничего не изменится.
Сегодня система образования в Ижевске – как общего, так и дошкольного – занимает лидирующие позиции на федеральном уровне. И мы не имеем права снизить результаты работы.


Источник: http://d-kvadrat.ru


Возврат к списку новостей