АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Волгоград. Новая Стратегия не сделает город лучше

10.02.2016
Депутаты Волгоградской городской думы разработали проект решения об утверждении стратегии социально-экономического развития города до 2030 года. Сразу стоит отметить — документ весьма оптимистичный. Народные избранники, судя по официальным документам, ратуют за благополучие, политическую и социальную безопасность своих земляков в любой сфере. Развитию и обновлению должны подвергнуться буквально все сферы жизни волгоградцев, начиная от культы и заканчивая медициной.
Депутаты намерены реструктуризировать сектор высшего образования, углубить кооперацию вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики. Город-сказка, город-мечта, город, удобный для жизни и туристический центр — если кратко, то суть новой Стратегии именно такова. Чем не повод для радости? Однако специалисты контрольно-счетной палаты Волгограда оптимистичных мечтаний депутатского корпуса не разделяют. Как стало известно корреспонденту информагентства Волгоград News, новая стратегия развития города до 2030 года предполагает то, что план устойчивого развития города до 2025 года, принятый депутатами областного центра еще в декабре 2007 года, утратит свою силу.
В целом, по мнению КСП, новая стратегия разработана в соответствии с 172-ФЗ. Специалистами палаты проведен анализ социально-экономического развития Волгограда. Он включает в себя описание внутренних и внешних условий и факторов развития, в том числе существующих угроз, конкурентных преимуществ и «точек» экономического роста. Стратегия содержит в себе образ желаемого будущего, в ней намечены приоритетные направления развития, целевые ориентиры и задачи, определены сроки и этапы их реализации. Стратегия была рассмотрена на публичных слушаниях в конце декабря прошлого года.
И все бы хорошо, но КСП считает, что новый план развития Волгограда содержит в себе ряд проблемных моментов, которые необходимо уточнить. Во-первых, депутаты не предусмотрели детального анализа причин, которые не позволили достигнуть ранее намеченных целей. В их числе вопросы обеспеченности школами, объем промышленного производства, объем налоговых и неналоговых поступлений, обеспеченность волгоградцев зелеными насаждениями. Эти значимые мероприятия были запланированы в плане развития города до 2025 года. Федеральное законодательство регламентирует разработку документов стратегического планирования с учетом результатов реализации ранее принятых «стратегий» и «планов». По сути, волгоградские чиновники просто закрыли глаза на поставленные ранее цели, достичь которых не удалось. Ну что же, не вышло, с кем не бывает, народ простит, потому что нужны свежие идеи. Но отсутствие детального анализа может привести к аналогичным ошибкам в перспективе, и новых поставленных целей добиться также не удастся. Они снова останутся только на бумаге.
Кроме того КСП подчеркивает, что новая стратегия не содержит конкретных механизмов, которые вообще каким-то образом указывают на исполнение поставленных до 2030 года задач. Специалисты контрольно-счетной палаты заявляют, что одним из инструментов достижения прогнозируемых задач являются муниципальные программы. Практическивсе они, отмеченные в новой стратегии, нашли свое отражение в бюджете города на 2016-2018 годы. Однако отсутствует увязка целевых индикаторов по ряду муниципальных программ с отдельными индикаторами стратегии, что противоречит 172-ФЗ. К примеру, красноречивый пункт «Создание условий для обеспечения населения и гостей города услугами в сфере культуры и интеллектуального развития горожан».
Значительная доля реализации программы - это музеи и библиотеки, оснащенные доступом к интернету. Показатель на период с 2014 по 2030 год составляет 100 процентов, то есть доступ к сети будет во всех указанных объектах. Но при этом не говорится о том, изменится ли в Волгограде количество библиотек и музеев, и каким примерно может быть число их посетителей. В концепции развития культуры в Волгоградской области на период до 2020 года используется аналогичный показатель. Он характеризует долю общедоступных библиотек, имеет другие показатели: количество экземпляров новых книг и изданий, общедоступность муниципальных и государственных библиотек, доля фондов, представленных в электронном виде. Целевым индикатором муниципальной программы, предусматривающей развитие культуры в областном центре на период с 2016 по 2018 годы,является доля зарегистрированных пользователей муниципальными библиотеками от общего числа жителей города.
Вопрос обеспеченности школами в областном центре на тысячу человек оценивается на уровне 86,2 процента. В рамках мероприятий, указанных в новой стратегии, этого показатель в период с 2018 по 2030 годы не изменится и составит 91,5 процента. В плановом документе говорится, что потребность Волгограда на сегодняшний день — 12 новых школ, и их строительство следует начинать уже сейчас. Одна в период 2016-2018 годы планируется разработка проектов возведения только двух новых школ. КСП заявляет, что имеет место быть риск — в предполагаемой стратегии целевой индикатор обеспеченности школами скорее всего достигнут не будет.
Отдельный пункт стратегии, заслуживающий особого внимания — реструктуризация сектора высшего образования. Народных избранников, разрабатывающих проект, судя по всему, унесло в космические дали. Документ предусматривает развитие сектора исследований и разработок в вузах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики. Цель, несомненно, стратегическая, но на уровне местного самоуправления ее решить невозможно. Примерно такие же цели преследуются в вопросах кадрового обеспечения в сфере здравоохранения.
Первые этапы стратегии целиком и полностью направлены на проведение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением ЧМ-2018. Основной девиз этого периода — «город удобный для жизни и туристический центр». Второй этап, который намечен на 2019-2015 годы, пройдет под девизом «Модернизация промышленности, центр внедрения инноваций и инвестиций». Для развития инвестиционного потенциала планируется расширить участие Волгограда в государственных программах, к примеру, в программе развития внутреннего и въездного туризма. Фактически же участие в госпрограмме предполагает использовать ее как инструмент для привлечения инвестиций из федерального бюджета. КСП не возражает против участие в «туристической» госпрограмме с целью создания современной инфраструктуры. К тому же, создать удобный для жизни город без привлечения инвестиционных потоков просто нереально. Но для исполнения задуманного следует иметь как минимум привлекательный инвестиционный климат. Он может заключаться в упрощении процедур по предоставлению земельных участков для застройки объектами общественно-делового, культурного и спортивного назначения. Увы, Волгоград этим пока похвалиться не может.
Заключительный этап стратегии, намеченный на 2025-2030 годы, пройдет под девизом «Большой Волгоград». Сказочные перспективы ожидают волгоградцев: их ждет, если верить проекту стратегии, новый туристический кластер, новые парки, скверы, которые соответствуют направлению «удобный административный и туристический центр, ЧМ-2018».
Немало вопросов относительно экономических показателей, заявленных в стратегии. Особенно они касаются налоговых доходов, поступающих в бюджет областного центра. При стопроцентном нормативе начислений в проекте стратегии прогнозируется, что в 2018 году рост налоговых доходов составит 5 процентов, в 2025 году — 6,7 процентов, в 2030 году — 5,6 процентов. Но при этом наблюдается интересное несовпадение, объяснить которое не берется даже опытный экономист. Ведь в бюджете города на 2016-2018 годы предусматривается снижение налоговых и неналоговых доходов относительно 2016 года. Земельный налог в текущем году спрогнозирован со снижением к уровню прошлого года. И, по сути, бюджет не является одним из инструментов достижения стратегических целей.
Но депутаты Волгоградской городской думы лукавят и дальше. В проекте стратегии они заявляют о материальном благополучии, которое осчастливит всех волгоградцев. Бюджетная обеспеченность жителей областного центра к 2025 году должна вырасти почти на 20,6 процентов. При этом рост налоговых доходов достигнет 6,7 процентов. Никаких дополнительных пояснений, каким образом в городе на Волге будут происходить такие чудеса — нет. В контрольно-счетной палате радужные перспективы объясняют реалиями сегодняшнего дня: следует готовиться к устойчивой тенденции снижения неналоговых доходов. Есть вариант, что рост бюджетной обеспеченности осуществиться за счет снижения численности населения в областном центре. Но стратегия, напротив, планирует увеличение числа горожан — до 1028 тысяч при имеющейся в 2014 году численности 1017 тысяч человек.
А еще новый сказочный план дополняет перечень документов, муниципальных и государственных программ, участником которых должен стать Волгоград. Но при этом в них отсутствует даже понятие такого документа, как концепция управления земельными ресурсами. В очередной раз администраторы, управляющие городом, подготовили для своих земляков мечту, в которую надо поверить. Ведь исполнять ее совсем не обязательно...

Источник: http://vnews34.ru/


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи