АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Самарская область. Реформа МСУ: стать примером для всей страны

04.02.2016
Власти на местах должны эффективнее решать проблемы, волнующие людей
2015-й стал для Самары годом значительных изменений в системе местного самоуправления. В сентябре после четвертьвекового перерыва состоялись выборы в районные советы. В середине октября по новой схеме был избран глава Самары. В декабре определены руководители районных администраций, которым предстоит перестраивать работу органов исполнительной власти на самом близком к людям уровне.
Основную мысль преобразований, в которых нуждается система МСУ всей страны, Президент России Владимир Владимирович Путин сформулировал в конце 2013 года. В послании к Федеральному собранию РФ он сказал, что общие принципы организации местного самоуправления нужно изменить так, чтобы приблизить власть к людям:
- Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой. Нужно, чтобы любой гражданин смог дотянуться до власти рукой. Каждая территория должна сама решить, какая форма организации МСУ в наибольшей степени отвечает интересам граждан.
Наш город стал одним из первых, решившихся на серьезные изменения.
Из общественных советов - в районные
В Самаре реформа МСУ стартовала в момент появления общественных советов микрорайонов, весной прошлого года. Именно с них началась вся дальнейшая цепочка преобразований.
В общественные советы вошли представители социальных учреждений, рабочие промышленных предприятий, активисты из числа местных жителей, то есть те, кто лучше всех понимает, какие проблемы важны для каждой отдельной территории. Работа в общественных советах позволила проявить себя, найти единомышленников, начать делать что-то ощутимое для своего микрорайона. В итоге именно из общественных советов микрорайонов и вышла значительная часть вновь избранных районных депутатов. Кстати, районные депутаты работают на общественных началах - зарплату за деятельность в советах они не получают. Дума Самары, в свою очередь, была сформирована как раз из числа районных парламентариев. То есть депутаты городского уровня прошли, можно сказать, двойной отбор.
Раньше один избранник в гордуме представлял интересы 3035 тысяч человек. Сейчас каждый из 284 районных депутатов является в среднем представителем трех-четырех тысяч человек - это население нескольких многоквартирных домов. Вникнуть в проблемы людей и донести их до коллег, до исполнительной власти теперь намного проще.
Прошли по конкурсу
В новом формате прошли и выборы глав местных администраций. Они состоялись в формате конкурсов, которые организовали специальные комиссии. В их состав входили представители областного правительства, муниципалитета, городской Думы и районных советов, общественных объединений и профессиональных союзов. Документы на участие подали 29 человек: действующие главы районов, другие муниципальные служащие, представители социальных учреждений, бизнеса, общественности.
Комиссии провели индивидуальные собеседования с соискателями. Желающие быть главами администраций представили программы развития районов, большое внимание уделили вопросу наполняемости местных бюджетов. Ведь именно от объемов собранных налогов и привлеченных средств будет зависеть решение проблем территорий. После этого этапа в каждом районе было отобрано по два кандидата, из которых районному совету надо было утвердить одного. В итоге депутаты проголосовали за действующих глав администраций. Но мэрия посоветовала районным властям не терять из виду претендентов, которые представили конкретные проекты по привлечению инвестиций.
Кстати, в течение нескольких последних месяцев руководящее звено районных администраций проходит специальный курс переподготовки: современные подходы к управлению территориями, основы бюджетирования, взаимодействие органов местного самоуправления с населением. Как подчеркивает глава Самары Олег Фурсов, вклад в развитие человеческого капитала непосредственно влияет на развитие всего города в целом. Поэтому переподготовка служащих городского и районного уровней продолжится.
Самостоятельность подразумевает и ответственность
И вот в 2016 году каждый район областной столицы де-факто получил статус самостоятельного муниципального образования. Это подразумевает большую самостоятельность местных властей, но и их большую ответственность за происходящее на вверенной территории.
Внутригородские районы теперь наделены дополнительными полномочиями. У них появились собственные бюджеты, право собирать часть налогов и возможность решать самостоятельно ряд вопросов, например по благоустройству территорий, организации торговли. Отчасти это возвращение к варианту перераспределения полномочий, который хорошо показал себя в советское время. Из разряда «диспетчеров», которые могли только передавать проблемные вопросы на городской уровень, районы станут полноценными органами власти.
Сейчас идет обновление структур администраций - под новые полномочия, от района к району они в итоге могут несколько разниться - в зависимости от особенностей каждой части города. Например, в Красноглинском, состоящем из разрозненных поселков, совершенно очевидно нужны отдельные представительства в самых крупных из них.
Особенно важно то, что районные администрации по-прежнему работают в тесной связке с мэрией, за которой остались ключевые полномочия. Но заметное влияние на решения теперь оказывают районные советы, которые гораздо ближе к избирателям, чем депутаты «дореформенные».

Источник: http://sgpress.ru/


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи