АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Алтайский край. Александр Романенко об особенностях исполнения краевого и местных бюджетов на 2016 г

21.01.2016
Представляем вашему внимаю текст доклада председателя комитета АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике Александра Романенко об особенностях исполнения краевого и местных бюджетов на 2016 год, прозвучавший накануне в рамках заседания Совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами муниципальных образований: 
- В конце 2015-го года были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым была приостановлена норма «О принятии субъектами РФ и органами местного самоуправления трехлетних бюджетов». Причем, если субъекты РФ в соответствии с этими изменениями напрямую должны были привести в соответствие свои законодательные акты, то органам местного самоуправления дано было право самостоятельно принимать решения, какой годичности бюджет они будут принимать. У нас на сегодняшний день приняты все бюджеты. Есть примеры, когда трехлетние бюджеты были оставлены в части их принятия и исполнения в последующие годы.
Доходы краевого бюджета были сформированы с учетом прогнозов социально-экономического развития. Доходы были сформированы в объеме 68,2 млрд руб. Это 102,2% к факту исполнения краевого бюджета в 2015-м году. Трансферты федерального бюджета представлены в объеме 26,2 млрд руб. или 105% к плану 2015-го года. У нас на протяжении последних лет трансферты федерального бюджета колеблются в районе 38-38,5%. Так было сформировано и в объеме 2016-го года.
Мы приняли достаточно крупную сумму дефицита, сформированную на уровне предельного, то что нам позволено постановлением Минфина в части взятия бюджетных кредитов. Его объем составляет 4,1 млрд руб. Принимая бюджет 2015-го года, мы формировали дефицит бюджета в объеме 2,8 млрд руб. В результате в течение года поправками довели его объем до 6 млрд, то есть 15% от собственных доходов. Всего доходы муниципальных бюджетов на 2016-й год сформированы в объеме 32,7 млрд руб., это 99% к уровню 2015-го года. Из них налоговые и неналоговые доходы будут составлять 16,1 млрд руб., это 101% к уровню 2015-го года.
Мы сформировали межбюджетные трансферты местным бюджетам и в их числе значительно сократились трансферты на выполнение переданных государственных полномочий. Их объем будет составлять 12,4 млрд руб. Это 95% к уровню 2015-го года. Однако, выросли трансферты, которые мы передаем органам местного самоуправления. На выполнение местных полномочий объем будет составлять 4,2 млрд руб. Это 103% к уровню 2015-го года. Итого доходы муниципальных образований на выполнение местных полномочий сформированы на 2016-й год в сумме 20,4 млрд руб. Это 101% к уровню 2015-го года.
В 2015-м году при принятии консолидированных бюджетов мы не принимали решения по пересмотру нормативов распределения доходов между уровнями бюджетной системы: край, район, город, поселение. Хотя были самые разные предложения в этой части. Если взять в целом налоговые доходы, то у нас в лидерах на сегодняшний день Благовещенский район - 7800 руб., Змеиногорский - 6200 руб., Белокуриха - 9300 руб. на жителя, проживающего на данной территории. Это максимальные доходные территории. В то же время Ключевской район 2041 руб., Новичихинский - 4361 руб. Среди городов в аутсайдерах город Рубцовск - 2413 руб.
Главным источником доходов был и остается налог на доходы физических лиц, который характеризует в целом экономику данной территории. В лидерах по-прежнему Благовещенка - 6017 руб., Змеиногорск - 4273 руб. Самые низкие показатели - Быстроистокский район - 1596 руб. и Крутихинский район - 1753 руб. Мне бы хотелось, чтобы мы в 2016-м году очень большое внимание обратили на контроль за администрированием данного вида налога, вернулись еще раз к тем комиссиям, которые у нас созданы как при администрации, так и при представительных органах местного самоуправления. Хотелось бы, чтобы мы обратили внимание на уплату данного вида налога сельхозтоваропроизводителями, которые получают большой объем субсидий из краевого и федеральных бюджетов.
По специальным налоговым режимам по итогам 2015-го года в лидерах у нас Петропавловский район - 1443 руб. на человека, Поспелихинский район - 1011 руб., для примера - Заринский район - 202 руб., Каменский район - 197 руб. Я думаю, что с 1 января 2016-го года в Каменском районе все поправится в связи с объединением их территорий.
В 2015-м году, выполняя федеральное законодательство, в том числе и Послание Президента РФ, мы внесли очень много положительных изменений в наш закон о системе патентного налогообложения. Всю территорию края поделили на 4 и значительно снизили базовую доходность, в части которой предприниматели производят уплату за патент. Я бы хотел, чтобы все поработали в части исключения теневого бизнеса, привлечения предпринимателей, которые на сегодняшний день не регистрируются. По факту 2015-го года в Алтайском крае приобрели патенты всего 68 предпринимателей. Большая часть в Барнауле, Бийске, Рубцовске. В Новосибирской области их более тысячи.
Мы не стали принимать решение по единому налогу на вмененный доход в части упрощенной системы налогооблажения, прекрасно понимая, что это главные источники вашей доходной части.
В первом чтении рассмотрен законопроект, внесенный комитетом АКЗС по экономической политике, промышленности и предпринимательству о введении налоговых каникул на территории Алтайского края для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в определенных видах деятельности.
Следующий налог, который в большей степени поставляет средства в местные бюджеты - это земельный налог. В лидерах у нас Романовский - 900 руб. на жителя, Панкрушихинский - 831 руб., в аутсайдерах Угловский - 122 руб., Залесовский - 162 руб.
Достаточно весомым сегодня источником пополнения местных бюджетов являются неналоговые доходы. В их числе - арендная плата за земли, государственная собственность на которые не разграничена. В связи с тем, что сегодня есть разные подходы, в том числе и в судебных инстанциях, к администрированию и ставкам данного земельного налога, нужно осуществлять передачу в аренду муниципального имущества земельных участков в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством с принятыми решениями представительных органов местного самоуправления, через проведение торгов по продаже права аренды земельных участков.
Из всего количества муниципальных образований (районов и городов) порядка десяти на сегодняшний день предоставили земельные участки именно на этих основаниях. Сегодня, если мы говорим о том, что хотим в каких-то вопросах поспорить с судебными инстанциями, мы должны строить свою работу именно так.
Что касается расходов краевого и местных бюджетов, несмотря на сокращение горизонта бюджетного планирования, мы продолжили системно заниматься вопросом исполнения и формирования краевого бюджета на основании программного принципа. 58 млрд руб. или 81% от общего объема расходов краевого бюджета сформировано и утверждено именно по этому принципу.
Бюджет сохраняет свою социальную направленность. Доля расходов, направленная на социальную политику, составляет почти 70% расходов бюджета. Объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств, компенсационных выплат по услугам ЖКХ на 2016-й год, определен в сумме почти 14 млрд руб. Это деньги, которые люди будут получать на руки ежемесячно. Объем фонда труда - 27 млрд руб.
Как по краевому бюджету, так и по бюджетам муниципальных образований заработная плата работникам бюджетной сферы должна быть одной из основных защищенных статей бюджета. Отрадно, что несмотря на сложности, бюджет Третьяковского района был принят на 2016-й год с объемом 100% фонда заработной платы работникам бюджетной сферы. У нас не такая высокая заработная плата, чтобы мы сегодня принимали решение о ее снижении или невыплате.
Объем расходов по подразделу «Образование» включает субвенцию муниципального образования на общее образование в сумме 8 млрд 252 млн руб. Фонд оплаты труда педагогов -8 млрд 161 млн руб. Ко второму чтению по инициативе фракции «Единая Россия» было принято решение, и мы добавили 100 млн руб. Был сформирован общий объем средств, который пойдет на заработную плату педагогам в части инновационной деятельности в прежнем объеме, как это было в 2015-м году в объеме 200 млн руб.
Объем расходов по отрасли здравоохранения составляет 15,7 млрд руб. Это несколько ниже первоначального уровня 2015-го года за счет снижения размера межбюджетного трансферта федерального фонда ОМС, который планируется в будущем году в объеме 11,2 млрд руб. Всего с учетом средств ОМС объем финансирования отрасли составляет 27,4 млрд руб. Объем территориального фонда ОМС мы сформировали отдельным бюджетом в объеме 22,9 млрд руб. Он прирастает к уровню 2015-го года на 1,2%.
По разделу «Сельское хозяйство», - а это основной элемент государственной поддержки в нашем бюджете, - запланировано 3,5 млрд руб. Предусмотреный в законопроекте объем бюджетных ассигнований на госпрограмму, по сравнению с объемами утвержденными на 2015-й год, увеличен почти на 1 млрд руб.
Финансовая помощь городам и районам на выравнивание бюджетной обеспеченности сформирована в 2015-го года на уровне 900 млн руб. Методика носит строго формализованный характер. Главным показателем, по которому распределяется данный вид финансовой помощи, является численность населения данной территории, второй показатель - критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов. На 2016-й год сформирована норма в объеме 5011,57 руб. на жителя.
Кроме того, в бюджете представлены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений в объеме 200,1 млн руб. Ко второму чтению по инициативе комитета АКЗС по местному самоуправлению и фракции «Единая Россия» было утверждено и принято решение в 2016-м году оказать еще один вид финансовой помощи в виде дотации на сбалансированность в объеме 100 млн руб.
Данный вид помощи не носит формализованный характер. Главным показателем, который мы применяем при распределении, является выполнение собственных показателей по наращиванию налогового потенциала и по недопущению снижения кредиторской задолженности в течение финансового года с другой стороны.
Важным источником финансовой помощи мы считаем компенсационные выплаты за услуги теплоснабжения коммунальных предприятий по отоплению организаций бюджетной сферы, причем строго муниципальных организаций. Такой объем на 2016-й год сформирован в объеме 520 млн руб. В этой части главным показателем распределения данных средств является реализация мер по обеспечению своевременных расчетов в полном объеме за потребленные муниципальным учреждением коммунальные услуги и уголь.
Согласно закону в полном объеме был сформировали дорожный фонд. Он несколько ниже, чем это было в 2015-м году - 7,3 млрд руб. Также 10% согласно нормативам будет формировать муниципальный дорожный фонд муниципальных образований. Капитальные вложения сформированы в объеме 2,2 млрд руб. Из них 300 млн руб. будут составлять источники финансирования газификации территорий Алтайского края.

Источник: Пресс-служба администрации Алтайского края

Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи