АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

"Полит.ру". Эксперт Наталья Зубаревич: что бюджеты регионов России надорвутся, было предопределено

"Полит.ру". Эксперт Наталья Зубаревич: что бюджеты регионов России надорвутся, было предопределено 11.12.2015
Возникновение государственного долга у регионов было предопределено с 2012 года, когда на их бюджеты были возложены дополнительные расходы. Об этом «Полит.ру» заявила специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии, доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Института управления социальными процессами НИУ-ВШЭ Наталья Зубаревич.
«Эта история очень долгая, она длится с 2012 года. Связана она с указами федеральных властей о распределении дополнительных расходов бюджета. Основная тяжесть этих решений была возложена на субъекты Федерации – в 2013 и 2014 году 70% всех дополнительных расходов несли бюджеты регионов. Они надорвались, они дестабилизированы. Указы, тем не менее, не отменили. В этом году регионы несут 80% расходов во исполнение этих указов. Поэтому было предопределено, что бюджеты надорвутся.
Долг региональных бюджетов начал расти с конца 2012 года, потому что у регионов расходы были больше, чем доходы. В 2013 году 77 регионов имели дефицит бюджета, в 2014 – 75 регионов. А дефицит чем-то надо покрывать – вот они и занимают, у них просто выбора нет. Причем критичность ситуации была уже ясна в 2013-2014 годах, а на январь 2015 года долг регионов составил 2,4 триллиона рублей – гигантская сумма. Он неравномерный: у одних регионов больше, у других меньше. Если смотреть с учетом их доходов, но без трансферт (то есть без того, что федералы передают безвозмездно), то у нас есть регионы, у которых этот долг зашкаливает за 100% их собственных доходов, и два десятка регионов, в которых он выше 70%. И эта картина с 2014 года почти не меняется.
В 2015 году долг до сентября рос очень медленно, потому что регионам добавили денег, которые позволяли переоформлять кредиты коммерческих банков на бюджетные кредиты. Бюджетные кредиты – те, что дает Минфин; это дешевые кредиты. Коммерческие – те, что дают Сбербанк, ВТБ, например, где вы занимаете деньги под гораздо более высокие проценты.
Ну, вот, помогли регионам на 310 миллиардов рублей. В сентябре выдали уже 260 из 310 миллиардов. Это затормозило рост долга в целом и улучшило его структуру. Потому что долге на начало года было 45% коммерческих кредитов, а сейчас из 38%. А кредиты бюджетные были 35%, сейчас 38%.
К сожалению, долг в основном нарастает к концу года, и в октябре он начал расти. Уже на 1 октября – плюс 5%, а на 1 сентября он был – плюс 1% с небольшим. Все, долг пошел расти, и пошел потому, что к концу года идут основные расходы по госбюджету. Вы платите по госконтрактам, вы отчитываетесь по выполнению всех этих указов. И, скорее всего, к концу года рост еще добавится. Основа этого – выполнение регионами назначенных сверху указов без соответствующего финансирования. А попробуй не выполни!», – объяснила Наталья Зубаревич.
Итоги анализа данных Счетной Палаты России об объеме государственного долга регионов и планируемом объеме доходов на 1 ноября 2015 года опубликовала 7 декабря газета «Известия».
Согласно ее сообщению, к концу третьего квартала в 2015 году в 55 регионах госдолг превышает 50% утвержденных доходов (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений). Из них в 7 регионах долг превышает 100% – так обстоят дела в Северной Осетии, Мордовии (156,1%), Белгородской области (103,6%), Костромской области (124,6%), Смоленской области (102,9%), Астраханской области (151,7%) и Чукотском автономном округе (119,2%). 

Источник: http://polit.ru/


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи