АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Новосибирская область. Тонкости земельного вопроса

08.12.2015
Депутаты Законодательного собрания рассмотрели вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности.
Инициатором вопроса стало правительство Новосибирской области, вынесшее на обсуждение законодателей проект закона «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесение изменение в Закон Новосибирской области 484-ОЗ «Об отдельных вопросов организации местного самоуправления в Новосибирской области».
Как пояснил руководитель областного департамента имущества и земельных отношений Роман Шилохвостов, разработка законопроекта обусловлена тем, что 1 марта 2015 года вступили в силу изменения Земельного кодекса, согласно которым полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешла от муниципальных районов к городским и сельским поселениям, где утверждены правила землепользования и застройки поселений. Однако по информации, полученной департаментом имущества и земельных отношений, большинство муниципальных образований Новосибирской области заявляют о неготовности распоряжаться земельными участками данной категории по финансовым, организационным и кадровым причинам. Анализ деятельности сельских поселений региона за период с 2011 по 2014 годы показывает, что данные полномочия сельскими поселениями осуществляются, как правило, с грубыми нарушениями законодательства. При этом все доходы от аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, поступают в бюджеты муниципальных районов, а не поселений.
Роман Шилохвостов отметил, что федеральное законодательство предусматривает возможность перераспределения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, от органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта федерации. Именно на это и направлен законопроект. Как пояснил глава департамента имущества и земельных отношений, проект закона касается 52 муниципальных образований региона, которые войдут в Новосибирскую агломерацию. Такое перспективное направление территориального развития как агломерация требует единых подходов в распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также в реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности. Данным законопроектом с целью централизации управления земельными ресурсами агломерации, а также во избежание дальнейших случаев нарушения законодательства в сферах земельных отношений и градостроительства, предлагается объединить осуществление полномочий по распоряжению упомянутыми земельными участками, , и в градостроительстве на территории агломерации на уровне государственных органов Новосибирской области.
Законопроект предлагает следующую схему. В сфере земельных отношений полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в Новосибирскую агломерацию, по распоряжению земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, будет осуществлять уполномоченный орган государственной власти Новосибирской области, за исключением четырёх случаев: предоставление земельного участка, на котором расположено здание (сооружение); использование земельных участков без предоставления таковых и установление сервитутов; формирование земельных участков, на которых расположен многоквартирный дом; предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства.
В области градостроительной деятельности законопроект предлагает установить, что полномочия по подготовке и утверждению документов территориального планирования, внесению в них изменений, по утверждению правил землепользования и застройки, по утверждению документации по планировке территорий поселений, входящих в состав Новосибирской агломерации, будут осуществляться уполномоченным органом государственной власти Новосибирской области. Предусматривается, что закон вступит в силу с 1 января 2016 года. При этом уставы муниципальных образований подлежат приведению в соответствие с требованиями данного закона.
Как заметил на заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив, исполнительная власть предлагает своего рода аутсорсинг для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена – при том, что доходы продолжат поступать в бюджеты муниципальных районов.
По мнению депутата Юрия Зозули, после принятия предлагаемого законопроекта: говорить о полномочиях муниципальных районов вообще не приходится: «Это фиговый листок – право предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства. Получается, что всё будет решать администрация в Новосибирске. Почему муниципальный уровень недостаточен для того, чтобы принимать решения?»
Министр финансов Новосибирской области Виталий Голубенко пояснил – речь идёт о сельских поселениях, у которых для выполнения возложенных функций нет ни финансов, ни кадров. По мнению Виталия Голубенко, речь должна идти о централизации полномочий для единого центра принятия решений. «Или мы должны создать профессиональные команды в десятках сёл, или создать одну на уровне области», - пояснил глава областного Минфина.
«Означает ли это, что в случае принятия закона, у перечисленных муниципальных образований волевым порядком забираем часть их полномочий, не особо спрашивая, хотят они этого, или нет?» - задал риторический вопрос вице-спикер Владимир Карпов.
Дискуссия продолжилась на заседании комитета Законодательного собрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям. Депутат Юрий Бугаков выразил опасения, что при передаче распоряжения земельными участками на уровень госвласти снизится оперативность принятия решений.
Депутат Анатолий Жуков не согласился с мнением, что в муниципальных поселениях отсутствуют грамотные профессионалы в сфере землеустройства: «Зачем вводить новые штатные единицы в правительстве, когда в сельсоветах уже есть специалисты, занимающиеся земельными отношениями, - отметил Анатолий Жуков. – В конце-концов, даже на три сельсовета одного специалиста хватит. Почему мы всё управление переводим на Красный проспект?»
«Хочу подчеркнуть, законопроект ни в коем случае не касается земель сельскохозяйственного назначения, а также земель, которые в собственность уже оформлены, - напомнил депутатам предселатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Олег Подойма. - Земли городских округов сюда тоже не вошли. Прошу принять законопроект в первом чтении, и хорошенько перед вторым чтением доработать».
Профильный аграрный комитет рекомендовал очередной сессии Законодательного собрания принять в первом чтении законопроект «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области».

Источник: http://www.zsnso.ru


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи