02.12.2015
Представители экспертного сообщества продолжают обсуждать решение Конституционного Суда о признании законным избрания мэра Иркутска из состава городской Думы. Свой вердикт КС обнародовал сегодня, 1 декабря – текст решения зачитывали около двух часов. Недаром более полутора месяцев (с момента проведения слушаний) судьи КС готовили этот документ.
Зампредседателя Законодательного собрания Иркутской области Андрей Лабыгин заострил внимание на том, что Иркутск - город особый, и как областной центр, столица региона, требует особого подхода в формировании органов власти:
- Конституционный Суд рассмотрел закон Иркутской области, устанавливающий способ избрания мэра Иркутска, и сегодня, буквально спустя полтора месяца после судебного заседания, на котором я представлял интересы Законодательного собрания, суд вынес обоснованное решение. Поэтому все доводы об антиконституционности и антинародности канули в Лету. Выше Конституционного Суда нет ничего, решение окончательное, обжалованию не подлежит.
Я хотел бы заострить внимание на том, что Конституционный Суд рассматривал жалобы депутатов Государственной Думы РФ в количестве 90 человек, которые поставили пять вопросов, в том числе касающийся закона Иркутской области. Они говорили о том, что новым законом нарушаются права органов местного самоуправления и населения. На сегодня суд чётко определил, что нарушения прав нет, есть особый статус областных центров. К ним приравниваются и закрытые административные территориальные образования.
Такой статус продиктован тем, что, наряду с исполнением местных полномочий, муниципалитет несет ещё и часть функций государственной власти, в связи с нахождением на его территории органов региональной и федеральной власти. Поэтому способ избрания власти, который устанавливает законодательный орган, может быть отличен от других. Может быть установлен конкретный и безальтернативный порядок, чем, не нарушая охраняемых законом интересов жителей Иркутска, и воспользовалось Законодательное собрание.
Все остальные муниципальные образования, на что также указывал Конституционный Суд, мы не тронули и там порядок избрания глав городских округов и городских поселений остаётся всеобщим. Иркутск особый город в области, поэтому к нему особое отношение - исходя из сложности поставленных задач не только перед органами местного самоуправления, но и государственных интересов в целом.
Сегодня это прозвучало. Я удовлетворён. Именно об этом мы и говорили, выступая на заседании Конституционного Суда. Конечно, необходимо ещё изучить текстовую часть постановления. Его оглашение шло около полутора часов. Как любое решение Конституционного Суда, оно подлежит серьёзной юридической проработке.
Хотелось бы выразить особую благодарность коллегам-депутатам, правовому управлению Законодательного собрания, и, безусловно, поддержке представителя Президента в Конституционном Суде, представителям Совета Федерации и Государственной Думы. У нас был единый подход, поддержанный, в том числе, Генеральной прокуратурой и Министерством юстиции. Это серьёзное юридическое решение.
Доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ, политолог Сергей Шмидт уверен, что Конституционный Суд, принимая сегодняшнее решение, руководствовался не только правовыми нормами, но и соображениями целесообразности:
- Я не юрист и стараюсь не комментировать юридические вопросы. Но от профессиональных юристов мне приходилось слышать, что дело об отмене действующего порядка избрания мэра Иркутске не имеет перспективы в КС. Могу предположить, что Конституционный Суд ориентировался не только на букву закона, но и на определенную политико-юридическую целесообразность. Признание неконституционным иркутского случая создало бы прецедент, который мог бы вызвать что-то вроде эффекта домино по всей стране. Напомним, что прямые выборы мэра заменены различными альтернативными моделями не только у нас. Кроме того, следует помнить, что сам вопрос был инициирован в рамках избирательной губернаторской кампании. Сугубо политические задачи, которые ставили перед собой его инициаторы – создание новостийности, увеличение узнаваемости, демонстрация приверженности политическим ценностям народовластия – были решены. Политическое и юридическое могут существует в разных плоскостях, вот и в данном конкретном случае они не пересеклись.
По мнению председателя Общественной палаты Иркутска, профессора права Сергея Шишкина, в мотивировочной части решения КС заложена возможность выстраивания конструктивного диалога между мэром областного центра и губернатором:
- В своё время мы с Борисом Говориным стали авторами закона об областном центре. Тогда мы исследовали набор функций Иркутска, как столицы региона в экономическом и финансовом планах, во взаимоотношении с областным правительством, а точнее, с администрацией Юрия Ножикова. С огромным удовлетворением вижу, что Конституционный суд в политической и правовой плоскостях выделяет особенности столиц субъектов РФ. Очень важна мысль высшей судебной инстанции относительно консолидации уровней власти при сохранении основ местного самоуправления. Никто не взламывает компетенцию муниципальных образований. Но допускается правовая возможность, которая зафиксирована в законодательстве о местном самоуправлении, определять модели управления городскими округами.
Стоит отметить, что выбор модели для Иркутска, несмотря на то, что законодательную инициативу в областной закон вносили депутат ЗС Андрей Лабыгин и представители партии ЛДПР, всё-таки изначально обосновали депутаты городской Думы.
Нельзя сегодня представлять дело таким образом, что модель управления была навязана Иркутску кем-то сверху. Я помню все наши дискуссии на этот счёт. Первичная инициатива всё-таки шла от самого города.
К слову, избранная модель управления в Иркутске себя неплохо зарекомендовала. Поэтому, именно с такими акцентами, я, конечно, удовлетворён решением суда. При этом, заметьте, это решение не обостряет отношения между заявителями и ответчиками. Думаю, если внимательно прочесть мотивировочную часть решения КС, можно найти и возможности конструктивного диалога между мэром столицы Иркутской области и новым губернатором.
Там сказано об особой нагрузке, которая ложится на Иркутск в части расположения здесь органов федеральной и областной администрации. В этом смысле на мэрии лежит дополнительная ответственность. Иркутск выполняет много переданных государственных полномочий. И это аргументы в пользу той модели, которую мы выбрали весной этого года и зафиксировали в уставе Иркутска.
Поэтому я, как председатель Общественной палаты города, удовлетворён фактом обоснованности и законности наших умопостроений. Но самое главное, я думаю, мы должны спокойно воспринимать этот импульс высшей судебной инстанции для того, чтобы продолжать конструктивный диалог между городом и областью. Что для нас, считаю, сейчас чрезвычайно важно.
Источник: ИА «Телеинформ»