АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Совет Федерации. Вопросы контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления стали темой семинара-совещания в верхней палате парламента

16.11.2015
В Совете Федерации состоялся семинар-совещание на тему «О практике осуществления контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления».
Мероприятие провел председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров.
Как отметил сенатор, задача повышения результативности и эффективности контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц МСУ является в настоящее время одной из приоритетных в сфере совершенствования системы местного самоуправления.
Законодатель, возглавляющий Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС), напомнил, что Президент РФ Владимир Путин на встрече с участниками ВСМС в ноябре 2013 года заявил о необходимости радикально ограничить возможности органов государственного контроля и надзора вмешиваться в работу муниципалитетов, чтобы контролеры не затрудняли их нормальную работу избыточными и необоснованными проверками.
Парламентарий подчеркнул, что за прошедшие два года органами государственной власти всех уровней проведена большая нормотворческая и организационная работа по совершенствованию системы контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц МСУ.
«Следует также отметить последовательную работу Генеральной прокуратуры по совершенствованию прокурорского надзора за деятельностью органов местного самоуправления, в частности, приказ Генерального прокурора РФ «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями», - сказал Дмитрий Азаров.
Вместе с тем, отметил парламентарий, по информации органов МСУ, при осуществлении государственного контроля имеются проблемы, негативно влияющие на функционирование органов местного самоуправления. В частности, надзорные структуры нередко не принимают во внимание отсутствие финансовых возможностей у органов МСУ для выполнения их требований, а также не учитывают действующие планы и программы муниципальных образований, в которых уже запланировано выполнение соответствующих работ.
Кроме того, контрольными органами нередко устанавливаются чрезмерно малые сроки выполнения предписаний по результатам проведенных проверок, недостаточное внимание уделяется профилактике нарушений органами МСУ требований законодательства.
«Одной из основных причин возникновения проблем в этой сфере является то, что законодательство Российской Федерации, регулирующее осуществление государственного контроля за деятельностью органов МСУ, в недостаточной мере учитывает публично-правовую природу органов местного самоуправления», - считает законодатель.
Также, по его мнению, методологически не проработаны и нормативно не определены показатели результативности контроля за деятельностью органов МСУ. «Общие показатели, применяемые для оценки результативности надзора за деятельностью органов МСУ не учитывают их существенные особенности».
Дмитрий Азаров отметил положительный опыт взаимодействия органов контроля и надзора с органами местного самоуправления, который необходимо обобщать и распространять.
В целях развития этого взаимодействия, по мнению парламентария, органам контроля и надзора целесообразно проводить семинары-совещания на муниципальном уровне, в ходе которых разъяснять представителям органов местного самоуправления наиболее частые административные правонарушения, а также механизмы их предотвращения, отвечать на возникающие вопросы.
Также Дмитрий Азаров сообщил участникам мероприятия о принятых недавно изменениях в законодательстве о противодействии коррупции и комплексе антикоррупционных мер, получивших определение «национализация элит». Антикоррупционные правовые нормы, отметил председатель Комитета, начали действовать в отношении муниципальных депутатов всех уровней, в том числе работающих на непостоянной основе. Не менее важные нормы были введены и в части предотвращения конфликта интересов.
В ходе семинара-совещания выступили член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин, начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Алексей Пухов, директор Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции РФ Андрей Корнеев, помощник Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Алексей Журавлев, представители органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, Всероссийского Совета местного самоуправления и других общественных объединений, научных организаций, специалисты, эксперты.
По мнению участников семинар-совещания, законодательное регулирование и организация контроля и надзора за деятельностью местного самоуправления нуждаются в продолжении последовательного совершенствования, в том числе в пересмотре подходов к мерам ответственности, налагаемым на органы МСУ, а также в повышении ответственности органов контроля за нарушение законодательства при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
По итогам мероприятия подготовлены рекомендации профильным комитетам палат Федерального Собрания РФ, Правительству России, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ.


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи