АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Находка. Мэр замахнулся на властную вертикаль

12.08.2015
Муниципалитеты Приморья, поспешившие внедрить двуглавую модель управления, предполагаемую первоначальным вариантом прошлогодней реформы МСУ, столкнулись с ожидаемым появлением противостояния между двумя центрами местной власти. Политический конфликт между мэром и сити-менеджером в городе Находка перешел в публичную плоскость. В Думе города, возглавляемой главой округа Михаилом Пилипенко, обсуждают введение ограничений для главы администрации занимать должность после 60 лет. Эксперты считают, что объективных причин для такого решения нет, а появление инициативы связано лишь с желанием устранить сити-менеджера, бывшего единоначального мэра Олега Колядина. Такая риторика идет вразрез с установками федерального центра, где делают ставку на опытных руководителей, и может подорвать столпы властной вертикали, достроенной до муниципального уровня, сообщает РИА PrimaMedia.
В Думе Находки продолжается обсуждение изменений порядка проведения конкурса на должность главы администрации. На июльское заседание представительного органа, напомним, вопреки отсутствию положительного решения профильной комиссии, вынесли предложение установить предельный возраста для сити-менеджера на уровне 60 лет. Были и другие версии. Так, член комиссии по законности и регламенту, зампред Думы Алексей Макаров (ЕР) предложил допускать к руководству городом граждан от 30 до 65 лет.
- По положению, к кандидату предъявляются требования: человек должен быть с высшим образованием, со стажем работы. В 18 лет этим требованиям кандидат отвечать не может, поэтому предложил минимальную планку на уровне 30 лет. А верхняя планка – 65 лет. Это предельный возраст для работы на муниципальной службе, - пояснил свою позицию агентству депутат.
Однако на голосование попала лишь одна инициатива – ограничить 60-ю годами. Дискуссии среди народных избранников на заседании не случилось – председатель Думы Михаил Пилипенко (ЕР) предложил депутатскому корпусу сразу же перейти к голосованию. Высказался лишь прокурор города Дмитрий Стовбун, который повторил позицию, ранее озвученную на заседании комиссии: "в случае принятия поправки в таком виде, со стороны прокуратуры сразу же последует протест".
"За" проголосовало 13 депутатов из 28-ми. Среди сторонников "возрастного ценза", как ни странно, оказался главный единоросс Находки Василий Лобода, который считается протеже действующего главы администрации Олега Колядина. Три депутата высказались "против" (среди них - Рита Подкорытова и Алексей Макаров) и еще трое воздержались. Остальные - отсутствовали. Аргументы о том, что необходимо дать дорогу молодым (а это не означает, что опытным), по всей видимости, не возымели действия. Тем паче, все понимали, что рождение этой инициативы обусловили отнюдь не здравый смысл или желание повысить качество управления городом. Основная причина находилась в том же зале: руководящий городом вот уже 11 лет Олег Колядин, которому в декабре этого года исполнится 61 год, только что представил депутатам отчет о деятельности администрации, и получил положительную оценку своей работе.
Несмотря на то, что инициатива не получила поддержки Думы, на этом тема себя не исчерпала. Как рассказал источник агентства, близкий к администрации Находки, сразу же после заседания поступило предложение вернуться к рассмотрению вопроса. Сначала его обсудят на комиссии, и в сентябре, по инициативе руководителя фракции КПРФ в Думе Находки Леонида Зеленова, депутаты вернутся к рассмотрению "возрастного ценза" уже на заседании.
Такая ситуация, по словам экспертов, вполне ожидаема.
"Конфликт сити-менеджера и главы-спикера – это, если угодно, классика жанра", - отмечает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики, доцент НИУ ВШЭ Александр Кынев.
Это связано, главным образом, с разделением полномочий при двуглавой системе. Как правило, все финансовые потоки и исполнение бюджета – в руках сити-менеджера, а главе городского округа остается политическая функция и контроль над работой администрации. При этом о здоровой конкуренции между двумя руководителями говорить не приходится. На это ранее указывал и губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.
"Когда "глава муниципального района – председатель думы" кроме представительских функций по большому счету другими полномочиями не обладает, а сити-менеджер является главой, то это странно. Люди этого не понимают. У них (двух глав – прим. ред.) возникают между собой споры – а кто же главнее, кто пойдет, например, учителей или врачей поздравлять. Это же смешно", - комментировал издержки двуглавой системы Владимир Миклушевский.
К этому и подошла Находка. Однако "нападающая сторона" взяла на вооружение совершенно непопулярный инструмент. Во-первых, Колядин – фактически "народный сити-менеджер". Перед тем, как стать главой администрации по новым правилам, он победил на всенародных праймериз "Единой России" в Находке, набрав более 80% голосов.
Во-вторых, ставка на "возрастной ценз" явно расходится с общероссийским трендом и позицией краевых властей. Как пояснил вице-спикер Заксобрания Приморья Джамбулат Текиев, в краевом законе рекомендаций по ограничению по возрасту не содержится.
"И федеральное законодательство не ставит ограничений – только по госслужбе, и то там возраст повысили. Но это не касается муниципального уровня. Мы только установили требования к профессиональным навыкам и опыту руководителей, ограничений по возрасту в модельном проекте контракта нет", - сказал зампред краевого парламента.
По словам руководителя "Политической экспертной группы" Константина Калачева, с учетом того, что есть федеральный тренд, пенсионный возраст наоборот нужно повышать. "Медведевские нововведения" по омоложению чиновничьего корпуса давно ушли в прошлое.
"Этот фактор был признан негодным, и сейчас мы видим обратную реакцию – лучше человек возрастной и опытный, который знает проблемы по вверенной ему должности, чем человек, который может наломать дров. Если говорить о сегодняшнем дне, то опыт является очевидным конкурентным преимуществом. Это можно сказать и по губернаторскому корпусу, где достаточно людей старше 60 лет, - отмечает политолог Константин Калачев.
Что же касается ситуации в Находке, то собеседник агентства считает, что в нынешнем "походе" уже обозначился проигравший, да и сама инициатива стратегически неграмотная.
Чем завершится нынешняя вспышка конфликта в Находке, покажет время. Однако на этот сигнал стоит обратить внимание краевым властям. Ведь под ударом оказался не столько сити-менеджер, который в силу опыта, авторитета и характера способен расставить всех по местам. Уязвимое место проявилось в самой властной вертикали, которую весь прошлый год в стране достраивали до муниципалитетов.
Одним из способов выхода из этой ситуации является элементарное применение действующего законодательства в области МСУ. В марте 2015 года в Приморье вступил в силу краевой закон, согласно которому, глав муниципалитетов второго уровня избирают депутаты местных дум из перечня кандидатов, прошедших отбор конкурсной комиссии, формируемой губернатором и депутатским корпусом на паритетных началах. Такую схему уже апробировали в городе Артеме - там сейчас городом управляет единоначальный глава Владимир Новиков. Единственное, на что обращают внимание эксперты, может возникнуть ситуация конфликта статуса легитимности. "Ведь депутаты избраны населением и его представляют, а сити-менеджер фактически назначается регионом", подытожил Александр Кынев.

Источник: http://old.primamedia.ru/


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи