АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Государственная Дума. Развитие местного самоуправления обсудили на совещании Советов муниципальных образований

09.07.2015
В Госдуме состоялось общероссийское совещание Советов муниципальных образований субъектов Федерации, в котором приняли участие представители 73 регионов России, включая Крым и Севастополь.
Приветствуя участников совещания, заместитель Председателя Госдумы Сергей Неверов подчеркнул, что перед российским местным самоуправлением в настоящее время стоит важная задача - стать властью, которой будут доверять и которую будут поддерживать люди, а Конгресс муниципальных образований должен превратиться в авторитетную организацию.
Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований Виктор Кидяев отметил, что в настоящее время во всех регионах России сформированы Советы муниципальных образований, созданы условия для активизации деятельности Конгресса. Для этого предлагается сформировать в структуре Конгресса палаты по видам муниципальных образований и комитеты по видам деятельности, а также новую структуру исполнительной дирекции – эти изменения будут внесены в Устав Конгресса на Общем собрании, проведение которого назначено на октябрь 2015 года.
В ближайших планах – создание системы подготовки ежегодного Доклада о состоянии местного самоуправления в стране, а также формирование системы регулярных общероссийских и межрегиональных мероприятий по проблематике местного самоуправления.
Конгресс считает необходимым развитие системы правового, информационного, научно-методического и экспертного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, а кроме того намерен принимать активное участие в совершенствовании системы подготовки и переподготовки муниципальных служащих.
Значительное внимание уделяется развитию международных контактов, причем не только традиционным – с муниципальными сообществами стран СНГ или в рамках Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, но и по таким новым направлениям, как страны БРИКС и ШОС.
Не менее важным для Конгресса является взаимодействие с российскими организациями, такими как Всероссийский совет местного самоуправления и иными институтами гражданского общества.
Все эти мероприятия должны, по мнению В.Кидяева, сделать Общероссийский Конгресс муниципальных образований «третьей палатой» парламента - активным участником политики в сфере местного самоуправления, площадкой для взаимодействия муниципальных образований и продвижения муниципальных инициатив на федеральный уровень.
Заместитель министра финансов Леонид Горнин отметил как положительные тенденции сбалансированное исполнение муниципальных бюджетов по данным 2015 года, а также рост поступлений по местным налогам. Тем не менее, остается острой проблема муниципального долга, в структуре которого более 60% приходится на коммерческие заимствования. По мнению представителя Минфина, здесь могла бы помочь уже зарекомендовавшая себя практика замещения банковских кредитов бюджетными. Также Л.Горнин представил ряд инициатив, призванных повысить бюджетную обеспеченность муниципальных образований и бюджетную правоспособность органов местного самоуправления. В их числе передача муниципальным образованиям неналоговых доходов, распространение на них дотаций на сбалансированность бюджета и единой субвенции.
Заместитель министра юстиции Дмитрий Аристов отметил как положительный факт принятие поправок к закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которые регламентируют передачу органами власти субъектов Федерации своих полномочий органам местного самоуправления. Эта легитимизация важна тем, что теперь муниципалитеты получат не только полномочия и обязанности, но и финансовое обеспечение для их осуществления.
Аудитор Счётной палаты Владимир Катренко призвал представителей органов местного самоуправления активнее сотрудничать с муниципальными контрольно-счетными органами. По его мнению, такое сотрудничество было бы особенно эффективно в таких вопросах, как, например, исследование возможных источников доходов местных бюджетов, аудит эффективности местных бюджетов, аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, экспертиза муниципальных программ.
Вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Роальд Бабун призвал к расширению компетенции Конгресса, предлагая воспользоваться опытом действовавшего в 1995-1997 годах Совета по местному самоуправлению при Президенте. Также эксперт высказался за формирование на федеральном уровне комплексного органа, ответственного за взаимодействие органов государственной власти с муниципалитетами и выработку нового документа, определяющего стратегию развития местного самоуправления в стране.
В своих выступлениях участники совещания рассказывали о работе по организации системы местного самоуправления в своих регионах. По их наблюдениям, местное самоуправление наиболее успешно развивается в тех регионах, руководители которых имеют собственный опыт работы в муниципалитетах, и многие выступающие высказывались за разработку такой организации органов местного самоуправления, которая не зависела бы от личных качеств губернаторов.
Говоря о регулировании вопросов местного самоуправления в федеральном законодательстве, многие участники совещания отмечали часто встречающуюся в нормативно-правовых актах формулировку «на усмотрение субъекта Федерации». Этот порядок, по их мнению, неудачен, необходим единый подход.
Значительное внимание было уделено вопросу организации взаимодействия Советов муниципальных образований с органами власти субъектов Федерации. Делясь опытом, участники обсуждения приходили к выводу, что наибольшую эффективность в этой сфере показала практика заключения специальных соглашений. По их мнению, работа в рамках подобных соглашений не только помогает грамотно решать проблемы, но и предотвращать их возникновение, избегать невольных ошибок. Хорошо зарекомендовало себя и заключение соглашений с территориальными подразделениями федеральных органов госвласти. Многие высказывались за распространение этой практики на федеральный уровень – заключение Конгрессом соглашений с федеральными министерствами, ведомствами, а также экспертными организациями.
В сфере непосредственного решения вопросов местного самоуправления положительно зарекомендовало себя формирование в региональных Советах по местному самоуправлению специализированных палат по видам муниципальных образований. Представители малого сельского поселения и городского округа в мегаполисе с трудом находят общий язык, у них просто нет общих задач, общих вопросов. Палатная работа позволяет объединить единомышленников и найти решение проблемы в конкретных условиях.
В качестве важной задачи участники обозначили обобщение успешных региональных практик, в том числе и неоднократно упоминавшихся на совещании, что позволило бы муниципалитетам подобрать подходящую для решения своих проблем систему работы, а не заниматься изобретением очередного велосипеда. Подобная работа могла бы вестись на специализированных конференциях или методических семинарах.
Остается острой проблема финансирования. По мнению участников, необходимо законодательно закрепить финансирование обязательств муниципальных образований либо оговорить, что главы муниципальных образований несут ответственность в пределах установленного бюджета территорий. Определенные надежды в этой сфере связываются с практикой «обратного самообложения», то есть привлечения финансовых средств жителей муниципальных образований при одновременном софинансировании со стороны субъекта Федерации. При такой системе возникает непосредственная личная заинтересованность – чем больше вложил ты, тем больше добавят «сверху». Кроме того, это позволит разбудить социальную активность граждан, привлечь их к решению своих проблем, без чего невозможно эффективное местное самоуправление. 

Источник: http://www.duma.gov.ru/


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи