АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Уфа. Об уплотнении, расселении и градостроительной политике

01.07.2015
Как застраивать город, в чём причина дороговизны жилья, какой общественный транспорт нам нужен? На эти и другие вопросы отвечает Александр ФИЛИППОВ, первый замглавы уфимской администрации.
Порядок на смену хаосу
- Какой вы видите градостроительную политику в Уфе? Местные власти отказались от точечной застройки. Но сегодня вновь заговорили о необходимости уплотнения Уфимского полуострова. В чём разница?
- Она кардинальна. Точечная застройка – это возведение здания в квартале, без проекта межевания и учёта нормативов. Мы сегодня комплексно разрабатываем для Уфы проекты планировки. В идеале, согласно российскому Градостроительному кодексу, вся площадь муниципалитета должна быть покрыта такими проектами. Чтобы любой гражданин чётко понимал, где будет детсад, жилой комплекс или бассейн. Но на такую работу требуются миллиарды рублей. У города их нет. Некоторые территории межуем сами, а основную работу поручаем застройщикам. Они, понимая, что Уфа должна развиваться, делают это за свой счёт. В итоге появляется документ, который упорядочивает и узаконивает все строительные объекты на данной территории. Он не может быть принят с нарушением нормативов. От норм освещенности до наличия инфраструктуры: школ, поликлиник, магазинов, скверов и т.п. А главное, мы получаем не хаотическую, а чёткую и последовательную застройку города. Обязательно организуются публичные слушания, на которых граждане имеют право внести свои коррективы. Отправить проект на доработку или вообще сказать: «Нас это не устраивает».
Но бывает, когда люди начинают спекулировать. Показательна ситуация в Дёме. В одном из её районов заложили квартал. Построили многоэтажку, рядом получился огромный двор. Но возведение второго дома не устроило жителей первого. Третьим строением были уже недовольны жильцы двух домов…. А всё законно. Конечно, людям неудобно, когда рядом стройка. А как город развивать? Воплощение проекта остановить уже невозможно. Да и логика таких жильцов, честно говоря, несколько эгоистична: «Я въехал в квартиру, принеся неудобства соседям по кварталу. Теперь стоп. В радиусе километра ничего не стройте».
- Раньше был другой порядок выделения земельных участков?
- По актам выбора на трёхлетний срок. И, к сожалению, такой порядок породил злоупотребления. Выдали их много не только нормальным застройщикам, но и недобросовестным предпринимателям. Они аренду земли не оформляют, налоги в городскую казну не платят. У них одна цель – перепродать участки. Против таких мы боролись. Федеральный законодатель прежний порядок выделения земель отменил. И с 1 марта участки распределяются только по результатам торгов.
- Вам вменяют раздачу земель под гостиницы к саммитам без торгов…
- Да, да. Правда, никто не стал обращать внимание на то, что все эти земли переданы инвесторам задолго до того, как я поступил на муниципальную службу. Уж не говорю о том, что не было в нашем законодательстве обязательного требования, чтобы земля предоставлялась только по торгам. Невозможно было без торгов предоставление земли под жилую застройку, но и то есть исключение: компенсация за строительство домов для обманутых участников долевого строительства. Эти земли, согласно законодательству, получили муниципальные предприятия. И проверяли нас неоднократно. Всё законно. В своей работе я всегда этого придерживаюсь, поэтому, видимо, и остаюсь на должности до сих пор, несмотря на «громкие разоблачения» (улыбается). Глупостей много выдумывают. Если бы за 2,5 года хоть что-то подтвердилось, думаю, мы бы с вами сегодня не разговаривали (смеётся).
Ни квадратом больше
- По расселению из ветхого жилья есть недовольные люди…
- Многие путают это с улучшением жилищных условий, когда согласно законодательству на человека по социальным нормам должно приходиться 14 кв. метров жилплощади. Но она не работает при выселении из аварийного жилья. Здесь главный критерий – защита жизни, что не подразумевает увеличение размера квартиры. Таков закон. Квадрат на квадрат. Да, бывает в комнате 9 кв. м прописаны 10 человек. Они умножают себя на соцнорму, рисуя в уме пятикомнатные хоромы. Но это только их фантазии. Есть один нюанс. Муниципалитетам разрешается добавлять участникам программы до 20% дополнительной жилплощади. И идём на увеличение, пусть небольшое. Другая проблема – местоположение выделяемого жилья. Но и это объяснимо. Законодатель установил его стоимость за кв.м 33 тыс. руб. В центре такие квартиры нельзя купить или построить. Ищем варианты. Часть людей расселяем в Глумилино. В Сипайлово выделили участок под социальное жильё. С другой стороны, люди, которые не могут самостоятельно выехать из трущоб, радуются квартирам с чистовой отделкой и в Дёме, Инорсе и Шакше. А возмущаются, в основном, те, кто в развалюхах уже не живёт, а просто ждёт сноса и надеется так пополнить семейный бюджет.
О развалюхах
- Южный склон обещают обустроить уже который год…
- Чтобы удовлетворить там аппетиты всех собственников, надо изыскать более 2 млрд руб. За баню в 9 кв. м просили 30 млн рублей. Застройщик предлагал за неё 1,5 млн или однокомнатную квартиру. Хозяин не согласился. Через суд оценили и оплатили по реальной цене - 158 тысяч. Благоустройство Южного склона, своеобразных въездных ворот в наш город, будем проводить комплексно. Готовится проект. Думаю, к его реализации сможем приступить в конце года. Здесь нужна сугубо целенаправленная работа без кампанейщины.
- Возвращаясь к квартальной застройке. А она не усугубит и так непростую транспортную проблему в городе?
- Необходима определённая плотность населения на гектар, чтобы развивать общественный транспорт и достичь его рентабельности. В Москве метро не убыточно из-за большого пассажиропотока. А в Казани - скорее просто городская достопримечательность. И денег едва хватает на зарплату и поддержание объектов и подвижного состава. У нас плотность населения на Уфимском полуострове очень низкая. Вам странно? Сегодня более 1 млн 100 тысяч уфимцев проживает на 720 кв. км. У Москвы территория в два раза больше, а население свыше 14 млн. Плотность в 10 раз больше. А значит, пользователей общественным транспортом тоже больше. У нас очень разрежённый город, в котором электротранспорт нерентабелен. В нём некому ездить.
- Во многих семьях по две машины. Зачем им трамваи?
- Если мы сделаем общественный транспорт удобным, люди пересядут на него. Представьте. Вы сидите в пробке в самой замечательной машине (а мимо вас бесшумно пролетает современный трамвай), пробиваетесь в центр и паркуетесь на дорогой стоянке. Конечно, останутся те, кто ни на что не поменяет своё авто, но большинство выберет автобус, троллейбус или трамвай. Других вариантов нет. Мы никогда не создадим в Уфе такую сеть дорог, чтобы все с удобством ездили на машинах. Для этого город надо снести и заново его отстроить с широченными улицами (смеётся). Но даже это бесполезно, как показывает опыт западных городов.
Сколько за метр?
- А насколько справедлива стоимость жилья в Уфе? Почему мы входим в пятёрку самых дорогих городов по этой характеристике?
- С одной стороны, хорошо, что в одном ряду с Москвой и Санкт-Петербургом. Но лучше быть лидером в других вопросах (улыбается). Спрос рождает предложение. За последние 20 лет в Уфе очень мало вводилось жилья. Сложился его колоссальный дефицит. Сегодня мы в российских лидерах по вводу, но по-прежнему в шестом десятке по обеспеченности квадратными метрами на душу населения. А у строителей сегодня из-за экономических условий подорожала себестоимость строительства. Отдадим им должное. Цену они держат прежнюю. Прибыли в 10-15 тысяч за кв. м теперь у них нет. Они ориентируются на возможности покупателя, а не на свой доход.
- Не утихают споры о том, как сохранять уфимскую старину…
- Как историческую среду. Старый деревянный особняк странно выглядит на фоне высоток из бетона. Это скорее издевательство над историей. Улица или квартал из памятников архитектуры предпочтительнее. Такое сохранение говорит о том, что мы бережно относимся к исторической ткани. Нельзя возводить в абсолют то, что вот это надо сохранить только потому, что здесь жил данный купец. Задача памятника в установлении связи между поколениями, жившими века назад, и нынешней молодёжью. Упор надо делать на ряд исторически достоверных кварталов, а не на разбросанные по городу отдельные объекты. Но это не значит, что эти отдельные объекты не надо стараться сохранить.
- А где такие кварталы видятся?
- Дома на ул. Октябрьской революции. Кусочек ул. Мустая Карима от Гостиного Двора до ул. Кирова. Восстановить здесь всё, вплоть до брусчатки. Организовать пешеходную зону. А на Софьюшкиной аллее, напротив музея Аксакова, возродить уфимские дворики, воспетые Юрием Шевчуком.
ДОСЬЕ
Александр Филиппов.
Родился в 1971 г. в г. Бирске. Закончил Уфимский авиационный институт. С 2012 г. первый заместитель главы администрации Уфы.

Источник: http://u7a.ru/


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи