АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Республика Башкортостан. Почему главы сельсоветов в Башкирии стали заглядываться на землю

29.06.2015
В Башкирии один из председателей сельсовета, недовольный тем, что урезают финансирование местного самоуправления (далее – МСУ), решил рассказать Proufu.ru правду о ситуации на селе. Но попросил оставить его имя неизвестным. Информация, рассказанная им, показалась нам достойной того, чтобы вынести ее на страницы нашего издания для обсуждения.

В прошлом году Госдума приняла поправки в федеральный закон № 131 и в Бюджетный кодекс. Идея была простая: освободить сельские поселения от излишних полномочий, не обеспеченных деньгами. Из 38 полномочий предлагалось оставить только 13. Вместе с лишними полномочиями надо было отдать и часть местных налогов. Что же в итоге из этого вышло?

«Нам оставили 2% налога на доходы физических лиц вместо 10% (хотя предусмотрено от 2% до 8%, конкретный процент определяет регион), а 100% арендной платы и доходов от продажи земли передали районам, – рассказывает наш источник. – Теперь только поступления по НДФЛ сократились в нашем сельском поселении почти в пять раз. Многие недотационные сельсоветы стали дотационными».

При этом в Башкирии забирать вместе с финансами большую часть полномочий сельских поселений не стали.

Деньги нам, а ответствен­ность – вам

«Наш Курултай принял решение, что районы забирают у поселений только одну их обязанность – это содержание поселковых дорог, – рассказывает собеседник. – Функции мы передали, но район, не имея техники, вновь их нам вернул. Соглашение по содержанию дорог с нами заключили без подробной расшифровки, что именно мы должны делать. При этом финансирование урезали в 6 и более раз. Нет денег – не будет и уборки, многие главы сельских поселений думают уже о расторжении соглашений по содержанию дорог внутри населенных пунктов: ведь скоро придет осень, а за ней – зима, и, не имея достаточных средств, нельзя организовать своевременную расчистку дорог от снега».

«На содержание дорог идут целевые деньги – от акцизов на нефтепродукты, – утверждает глава сельсовета. – Но почему­-то одним дают по 7 тысяч рублей на километр дорог, а в Благоварском районе – по 35­-38 тысяч. Этим денежным мешком распоряжается глава района. Будешь с ним дружить – даст денег».

В результате нововведений зарплата сотрудников сельсовета резко упала. Сегодня специалист второй категории получает 7000 рублей вместо прежних 12000. Это обусловлено тем, что, после того как сельсоветы стали дотационными, в сельских поселениях не могут делать дополнительные выплаты и в их бюджете заложен лишь фонд оплаты труда, то есть зарплата плюс две материальные помощи к отпуску.
«Я свою экономику строил с 2006 года, – рассказывает наш герой. – Собрал депутатов и говорю: нам надо переходить на самофинансирование. Работали с землей. От ее продажи 50% шло в сельсовет. Теперь нам не оставляют ничего, то есть смысла работать в этом направлении нет. Единственное, что нам теперь осталось, чтобы выйти на самофинансирование, – это оформить в собственность землю».

Если земля находится в собственности сельского поселения, то все доходы от ее аренды или продажи остаются в его распоряжении. Те главы сельсоветов, кто это понял и решил действовать, начали процесс по оформлению земель. Конечно, это сложно и вызывает противодействие, но на это толкают заданные обстоятельства.

Хорошо или плохо?

Почему так происходит? По мнению источника, последние 5­-7 лет это исходит из позиции минфина. Логика проста: надо найти деньги, а сделать это проще, сконцентрировав финансы. «Идет централизация финансовых средств, централизация управления, – рассуждает наш собеседник. – В сельских поселениях ликвидируются бухгалтерии, и при районах создаются централизованные. Через них осуществляются все финансовые потоки».
В Ассоциации муниципальных образований РБ об этой ситуации знают, но считают ее нормальной. «Действительно, в некоторых районах республики проведены мероприятия по централизации бухгалтерий сельских поселений, что соответствует законодательству о местном самоуправлении», ответили там на наш официальный запрос.
В министерстве финансов реформы объясняют оптимизацией расходов бюджета. «На начало 2015 года из 54 муниципальных районов республики в 24­-х бухгалтерский учет поселений ведется централизованно, – ответили нам в минфине. – Это общепринятая практика и одно из основных направлений оптимизации расходов бюджета, рекомендованных письмом минфина России от 1 декабря 2014 года». И перечислили плюсы: экономия на приобретении программных продуктов, обслуживании компьютерной техники, на содержании служебных помещений, решение проблемы кадров. При этом, по данным минфина, в Башкирии имеется 818 сельских поселений, бюджетную поддержку из республиканского бюджета получают все, а высокодотационными (более 70% доходов - межбюджетные трансферты) являются 355 поселений (42,7% от общего числа).

«А у России две напасти: внизу – власть тьмы, вверху – тьма власти» – эти слова журналиста Владимира Гиляровского, сказанные еще в 1886 году, до сих пор остаются актуальными. Где много власти, там много и соблазнов. Поэтому обществу важна дискуссия о том, как работают местные органы самоуправления, как они мотивированы, чтобы на местах развивать деревню или город. И пусть первый шаг к этому сделал герой-­аноним, который решил оформить землю в собственность сельсовета, чтобы иметь рычаги для управления территорией.

Источник: http://proufu.ru/


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи