18.06.2015
В Новосибирске в рамках ежегодного отчетно–выборного собрания Ассоциации сибирских и дальневосточных городов состоялась конференция руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока на тему «Современная ситуация в местном самоуправлении России и задачи АСДГ». Читу представлял заместитель председателя Думы городского округа «Город Чита» Александр Зенков.
- Александр Петрович, как известно, на конференции был сделан анализ действующих моделей органов местного самоуправления, структур управления городов. Каков главный вывод?
- На сегодняшний день структура управления муниципалитетами может быть представлена пятью моделями. Первая – та, что и раньше работала: избранный горожанами мэр и избранные депутаты на основе разных систем выборов . Со временем появились и другие модели, структуры органов местного самоуправления . Главное, участники конференции пришли к выводу: какие бы модели ни появлялись, все равно со временем произойдет возврат к самой первой модели: избранные горожанами мэр и представительный орган власти , то есть, избранные депутаты по одномандатным округам. Вот эта модель была признана лучшей моделью во все времена. Лучшей, прежде всего, для самих горожан, ради которых и работает власть, эта модель требует действительно участия жителей города , а не так, как сейчас: действующие сегодня управленческие структуры внедрены в практику муниципалитетов под сильным давлением государственной власти, об этом говорили многие. Пройдут годы, и мы вернемся к первой модели.
- Но как тогда быть со стратегией сильного независимого самоуправления, которая определялась высшим эшелоном власти несколько лет назад?
- Вокруг этой проблемы и выстраивались все дискуссии. В частности, ссылались на майские Указы Президента страны, в которых говорилось не только об укреплении позиций местного самоуправления , его самостоятельности и независимости, но и о том, что для этого государство обеспечит должную финансовую основу.
- Но этого не произошло….
-Не хочу, чтобы у читателей складывалось мнение, что весь сарказм данного интервью направлен в адрес Президента России. Цели и задачи, поставленные в программных посланиях Владимира Путина, были правильными и ожидаемыми органами местного самоуправления. Задачи были поставлены. Но как они исполнены? Дело, все –таки, в реформаторах , принявших Федеральный закон №136 в дополнение ФЗ № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления». Если принять корректирующие меры, местное самоуправления из автономного института публичной власти постепенно перейдет в территориальную структуру региональной власти.
- В чем основные просчеты корректирующего базовые законы местного самоуправления Федерального закона № 136?
-Действительно, он вызвал разочарования. Участники конференции подвергли резкой критике этот закон, существенно урезавший конституционные права местного самоуправления. За полгода его действия практически на всей территории Российской Федерации внедрена такая управленческая структура: глава города избирается депутатами из своего состава, а руководитель администрации – конкурсной комиссией . И многие подвергают сомнению такую схему на основе практических примеров.
Вместо обещаний по поводу сильного местного самоуправления, напротив, за полгода муниципалитеты стали более слабыми, у них изъято множество ключевых полномочий. Всем известен печальный пример с муниципальным здравоохранением…Его попросту разрушили, передав в подчинение краю, и, что хуже всего, процесс продолжается. Или взять другую архи проблему: по –прежнему в большинстве городов у органов местного самоуправления нет права распоряжаться землями, собственность на которые не разграничена. Получается трагикомическая ситуация: «cапожник без сапог». Но есть и положительные примеры: Хабаровский край, Новосибирская область вновь эти полномочия «отвоевали», сделав вывод, что ситуация, когда не разграниченными землями распоряжались субъекты федерации (в нашем случае – правительство края) –ошибочна. Это заявление на конференции сделали и руководители государственной власти, и руководители муниципалитетов. Мне тоже довелось выступать по этому вопросу, высказался однозначно: хозяином земли, на которой расположен городской округ и должен быть сам городской округ. Это мнение отражено в резолюции конференции.
Обсуждали также такую проблему: у некоторых муниципалитетов, помимо здравоохранения, даже были отобраны права ведения дорогами, рынками, наружной рекламой и даже кладбищами. Полномочия были переданы субъектам, крутятся достаточно большие деньги, и все это было признано ошибочным.
- Как на совещании была оценена новая схема власти в большинстве муниципалитетов?
- Как говорили коллеги на совещании, руководители администраций, избранные на конкурсной основе, - практически люди губернатора. При этом можно найти и положительные примеры, где есть нормальное взаимодействие администрации города с государственной властью –субъектом федерации, хотя таких случаев совсем немного. Сегодня деятельностью муниципалитетов практически « дирижируют» через инструмент финансирования субъекты федерации. Заставляя их жить по остаточному принципу. Никто не смог на совещании поделиться опытом бюджетом развития, практически все из выступающих вынуждены жить на средства бюджетов выживания.
В резолюции отразили необходимость увеличить долю налоговых отчислений и сборов, которые собираются на территории того или иного муниципалитета в пользу самого муниципалитета. А не так, как происходит сейчас: большее из того, что зарабатывают российские города, питает бюджеты вышестоящих уровней. В ответ же мы получаем субвенцию, которая удовлетворяет нужды муниципалитета лишь в мизерной части. О какой независимости муниципалитетов в такой ситуации можно вести речь?!
- На конференции речь шла и о проблемах, связанных с военведом. Упреков в его адрес много, но военвед не принимает кардинальных действий…
- И здесь уже не срабатывают просто эмоции: ах, как не прав военвед, нужны кардинальные меры, Вы правы. Например, своим коллегам я рассказал об истории «с бородой»: в поселке Антипиха нам переданы в оперативное управление военведом жилые дома, социальные объекты, но земля под этими домами принадлежат не нам, городскому округу. И мы не можем построить детский сад или произвести благоустройство, ведь министерство обороны разрешения не дает. И у многих такие проблемы. Так, мэр Новосибирска Анатолий Локоть привел такой пример: конечная остановка маршрутных такси подходит к воинской части, необходимо оформить разворотное кольцо, но это сделать невозможно: земля военведа, хотя она и не используется. В Красноярском крае, Омской области, в других регионах – такие же проблемы. Хотя земля эта никак не используется. Проблема здесь - в эффективном использовании земли: не можешь пользоваться, значит, плати за это, как все, налог за землю. Тем более, что требования межевания земель и уплаты земельного налога содержатся в Указах Президента России.
- Сказано на конференции о многом. Но близко ли до практического воплощения всех предложений, которые прозвучали на конференции?
- Думаю, что –то удастся решить, дело во времени, обозначенные проблемы объективны и есть люди, умеющие их решать. В Государственной Думе сегодня много представителей местного самоуправления . В общественном совете при Президенте страны и Председателе Совета Федерации работают и влиятельные представители Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, среди них Владимир Городецкий, Александр Соколов, Анатолий Михалев, многие другие Члены АСДГ. Тем более, что в резолюции конференции есть конкретные предложения, как укрепить позиции по местного самоуправления, названы конкретные ведомства и структуры, которые обязаны принять соответствующие меры. И об этом мы поговорим в следующий раз.
Источник: Пресс-служба Городской Думы Читы