15.06.2015
Председатель совета свердловского регионального отделения «Деловой России» Леонид Гункевич в своей колонке на сайте «Делового квартала» рассуждает о том, чем похож Мельбурн на уральскую столицу и как опыт властей австралийского города может помочь при формировании Большого Екатеринбурга, о котором недавно вновь вспомнил губернатор Евгений Куйвашев.
Тема Большого Екатеринбурга в последнее время получила новое развитие. Губернатор заявил о возможном появлении вице-премьера, отвечающего за этот проект, бизнесмены и общественники начали обсуждать возможные контуры будущего Екатеринбурга. Каким он будет? Поглотит города-спутники или появится агломерация независимых муниципалитетов, связанных одной стратегией развития? Между тем в мире накоплен определенный опыт развития мегаполисов. Что мы можем взять на вооружение при стратегическом планировании и можно ли заокеанский опыт применить на уральской земле?
Итак, Мельбурн. Сначала о том, что им удалось сделать. С 2002 года, по версии журнала The Economist, город входит в тройку лучших по качеству жизни среди мегаполисов, а с 2011-го — уверенно возглавляет этот рейтинг. С 2013 года Мельбурн опережает все австралийские города по интенсивности прироста населения (свыше 90 тыс. человек в год), причем значительный процент дают окраинные муниципалитеты, входящие в Большой Мельбурн. В общем, все хотят жить в Мельбурне. Это престижно и, видимо, комфортно.
Мне кажется, вполне корректно сравнивать Мельбурн с Екатеринбургом. Почему бы и нет. Численность населения Мельбурна с пригородами составляет около 4,3 млн человек. Екатеринбург, если рассматривать его как агломерацию, конечно же, меньше, но вполне сопоставимо. Мельбурн стал бурно расти на фоне золотой лихорадки, Екатеринбург — на металле и других полезных ископаемых.
Первый план развития Мельбурна был представлен аж в 1954 году. Потом были планы 1971 и 1981 года. В 1995 году написали стратегию «Живые пригороды», посвященную взаимосвязанности Центрального города, окраин и пригорода. В 2002 году разработали «Мельбурн-2030» и, наконец, документ под названием «План Мельбурна», работу над которым начали в 2011 году и который успешно реализуется сейчас.
К чему вся эта историческая справка? Мельбурн методом проб и ошибок прошел сложный путь к тому, чтобы выработать если не идеальную, то максимально устраивающую всех модель развития, стратегию, позволяющую городу гармонично расти, а не хаотично разрастаться.
На создание своего плана развития власти Мельбурна потратили чуть более двух лет. При этом на каждом этапе в той или иной форме план проходил процедуру общественного одобрения. В процесс были вовлечены органы местного самоуправления, бизнес-сообщество, общественность.
Кстати, параллельно с созданием «Плана Мельбурна» прошла реформа системы территориального планирования, в результате которой упростились процедуры подготовки и согласование градостроительной документации. Внимание! Время выдачи разрешения на строительство в Мельбурне в настоящий момент составляет 10 (!) дней.
Кстати, в городе нет единой администрации. Большая часть решений принимается региональным правительством. Оно отвечает за общественный транспорт, правопорядок, образование, территориальное планирование и управление городской инфраструктурой.
Теперь собственно о плане «Большой Мельбурн» (кстати, официально такого понятия нет). Среди приоритетов определены обеспечение экономического процветания, качество жизни и защита окружающей среды.
К 2050 году власти планируют сделать Мельбурн «глобальным городом возможностей и выбора». Среди целей в плане обозначены: увеличение количества рабочих мест и объема инвестиций, доступность жилья вблизи рабочих мест, эффективная транспортная система. Вот так просто, но понятно и самое главное — жизненно.
Среди ключевых инициатив — создание новых центров деловой активности и реализация концепции «20-минутный жилой район»: это когда жители должны тратить не более двадцати минут на то, чтобы добраться на работу, в магазин, культурный центр, школу, больницу и т.д. Вам уже хочется жить в таком городе?
Главным инициатором Большого Мельбурна стало правительство штата Виктория. Именно поэтому в числе прочего в плане прописаны меры по развитию других территорий региона. В первую очередь за счет транспортной доступности.
По замыслу разработчиков, именно качественное и быстрое транспортное сообщение позволит снизить темпы роста численности населения мегаполиса и даст толчок к развитию других территорий штата. То есть собирать все яйца в одну корзину никто не хочет. Мельбурн в данном случае выступает как локомотив, а не как черная дыра.
Опыт Мельбурна мне представляется крайне интересным, особенно с точки зрения организации процедуры общественного одобрения.
Взаимодействие с жителями осуществлялось на всех этапах разработки, утверждения и реализации плана и стало, по признанию инициаторов, одним из самых важных, хотя и сложных элементов всего процесса. Проводились фокус-группы, социологическое исследования, круглые столы, семинары, конференции и т.д. Была развернута широкомасштабная кампания в интернете: сайт, интернет-форумы, социальные сети. По сути, были использованы все возможные каналы коммуникаций. В результате обсуждение сделали практически всенародным.
Итоговый вариант «Плана Мельбурна» находится в открытом доступе. Существует его краткая версия, имеется интерактивная карта, позволяющая увидеть основные проекты, есть web-библиотека ресурсов, где собраны все дополнительные документы, во всех библиотеках города есть бумажная версия плана. А еще можно заказать аудиоверсию документа и вариант для слабовидящих. Вот такой пример реальной открытости, прозрачности и заинтересованности власти в обратной связи.
Источник: http://66.ru