АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Новосибирская область. Бунт стада против пастуха: перспектива отмены выборов глав муниципалитетов вызвала резкий протест

Новосибирская область. Бунт стада против пастуха: перспектива отмены выборов глав муниципалитетов вызвала резкий протест 14.04.2015
Предлагая закон об отмене прямых выборов мэров на всей территории Новосибирской области, власть кинула сахарную косточку демократии областному центру и наукограду Кольцово, надеясь, что этой подачки окажется достаточно для превентивного усмирения волны протестов. Однако чиновники не ожидали, что на защиту демократии встанут несколько городов региона.

КРЕСТ НА МОГИЛЕ ЗЕМСТВА

Когда правительство Новосибирской области ещё только готовило почву для поправок в региональный закон о выборах глав местного самоуправления, города Бердск, Обь и Куйбышев преподносились электорату в качестве трёхглавого жупела демократии. Ещё бы! – всенародно избранный мэром Бердска коммунист Илья Потапов осуждён на 10 лет лишения свободы за взятку; эсера Андрея Нешина, занявшего пост мэра Оби также в 2011 году, горсовет отправил в отставку за неудовлетворительное руководство городом, а глава Куйбышева Сергей Аверьяскин вступил в активную конфронтацию с районным главой Виктором Функом. Предполагалось, что отмена прямых выборов покончит с этим безобразием, как будто до эпохи демократии главы городов не воровали, не были некомпетентны и не грызлись меж собой.

Если уж справедливости ради приводить противоположные примеры, то можно вспомнить опыт Барабинска, население которого ещё в 2007 году потеряло право выбирать себе мэра. И что же? По словам Константина Терещенко, депутата барабинского горсовета, горожане обвиняют назначенного сити-менеджера в том, что глава города общается с народом лишь на праздничных мероприятиях, не отчитывается публично о своей работе, а на службу в одно из муниципальных предприятий в качестве юрисконсульта принял бывшего замглавы района по экономике, осуждённого за мошенничество.

Понятно, что третья модель выборов, по которой руководитель муниципалитета будет избираться из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией, не является идеальной. Это – всего лишь федеральный тренд, который упорно насаждается практически в каждом регионе, зачастую – без учёта местных политических традиций и особенностей выборных практик. По большому счёту, всем жителям России явно дали понять, что их мнение в отношении местного самоуправления никого не интересует: стадо не имеет права избирать себе пастуха.

«Отмена прямых выборов – это унижение граждан недоверием к их компетентности и разумности, – убеждён Вадим Агеенко, депутат фракции КПРФ в заксобрании. – Власть считает граждан безграмотным и безответственным быдлом, не способным принимать осознанные решения».

Выборные органы местного самоуправления, которые в дореволюционной России именовались земством, всегда отождествлялись у людей с организацией жизни по правде и совести, когда справедливость достигается через гармонию интересов всех слоёв населения. Отменив прямые выборы, государство не только поспособствовало отчуждению граждан от муниципальной власти, но и спровоцировало утрату доверия к власти в целом.

ГОЛОС ВОЛЬНЫХ ГОРОДОВ

И если сельские территории отмену прямых выборов приняли достаточно спокойно, а кое-где – как в Карасукском, Кыштовском и Колыванском районах – даже встретили аплодисментами, то как раз Бердск и Обь, неоднократно склоняемые на всех уровнях за свою неразборчивость в выборах мэров, взбунтовались против законодательной новации властей.

За сохранение прямых выборов выступили две трети совета депутатов Бердска. Народные избранники второго по численности города региона утверждают, что никто из областного правительства предварительно не проконсультировался с ними, а ведь по прошествии четырёх лет с момента выборов, когда к власти в итоге протестного голосования пришёл Илья Потапов, горожане многое переосмыслили и поняли. Депутат бердского горсовета Елена Белова даже обратилась к спикеру Валерию Бадьину с предложением провести городской референдум по выборам мэра, однако Бадьин заявил, что в ситуации, когда наверху всё решено, всякий референдум теряет смысл. В итоге попранным оказывается устав города, в котором заложены и выборность мэра, и общественные слушания, и возможность проведения референдума.
«Горсовет Бердска, как мы знаем по публикациям в прессе, подчинён определённому узкому кругу лиц, – считает Анатолий Чарганцев, два созыва подряд занимавший пост председателя бердского горизбиркома. – Получится, что горсовет, утративший на сегодня доверие многих избирателей, выберет не того, кто устроит сообщество своими руководящими качествами. Выбор будет сделан лишь потому, что кто-то подумал и «дал совет горсовету»: голосуйте за этого кандидата, потому что он мой друг, потому что мы с ним каждое утро созванивались, потому что он привёл в Бердск работать удобных людей».

Ещё более определённо выступил против законодательной новации горсовет Оби: 19 депутатов из 20 – при одном воздержавшемся – проголосовали за сохранение прямых выборов мэра, считая их гарантией самоуправления: на последних мэрских выборах в феврале текущего года явка избирателей составила около 40%, что доказывает заинтересованность электората именно в прямых выборах. Павел Буковинин, руководитель общественной организации «Инициатива» уже сообщил в соцсетях о том, что 15 апреля в Оби пройдёт пикет, призванный привлечь внимание горожан к этой проблеме и побудить их массово выступить за сохранение конституционного права на прямые выборы главы муниципалитета.
Таким образом, полностью подтверждается прогноз, ранее данный профессором Виктором Козодоем по поводу того, что отмена выборов даст толчок протестным настроениям в регионе: «Если люди не могут решать вопросы путём прямых выборов, значит, борьба будет проходить либо в закрытых формах, переходящих в криминальные, закулисные, либо в публичную плоскость – пикеты, митинги, демонстрации протеста. Другого ничего нет, весь мир уже прошёл через это. И если у нас кто-то не знает элементарных законов политологии, то это проблема отдельных управленцев».

Услышали глас народный областные власти или третью модель выборов они намерены повсеместно внедрять «огнём и мечом», должны были показать депутатские слушания по законопроекту, прошедшие 10 апреля в заксобрании. Слушания вызвали настолько сильный ажиотаж общественности, что в зале на 100 мест даже не хватило стульев для желающих участвовать в обсуждении.


СЛУШАНИЯ НЕ СЛЫШАЩИХ ДРУГ ДРУГА
Однако, вместо аргументированного обмена мнениями, которые полагалось бы услышать и учесть при окончательной доводке законопроекта, депутатские слушания превратились в действо, хорошо знакомое россиянам по заседаниям Госдумы, когда спикер заявляет неугодному оратору: «Вы превысили регламент! Отключите микрофон выступающему!».

Как считает бердский общественник Дмитрий Алексеев, депутатские слушания оказались хорошо срежиссированным спектаклем с полным набором «штатных выступающих», ратующих за отмену прямых выборов. Сразу пятеро основных докладчиков из числа глав районов и депутатов высказались в поддержку законопроекта. По их мнению, назначение сити-менеджеров позволит области сэкономить бюджетные средства на выборном процессе, а также даст гарантии того, что власть подберёт для той или иной территории хорошего управленца.

Мэр Искитима Виктор Пфейфер обвинил избранных мэров-«популистов» в том, что они «чувствуют свою ответственность только перед избирателями, а не перед депутатами». Спикер заксобрания Иван Мороз так и вовсе проявил заботу об электорате, заявив, что с назначением мэров региону потребуется меньше избирательных бюллетеней, а уставшим от выборов избирателям будет проще жить.

Однако затем начались несогласованные выступления, и это превратило оставшуюся часть двухчасовых слушателей в жаркие прения, несмотря на то, что выступавшим давали всего по 2-3 минуты на выражение своего мнения.

Коммунист Владимир Карпов заявил, что законопроект противоречит и федеральному, и областному законодательству. Представитель ЛДПР Владислав Савельев напомнил присутствующим слова президента о том, что необходимо устранять привилегированность представителей власти: чтобы принять действительно одобренный народом закон, необходимо провести референдум, в ходе которого жители Новосибирской области могли бы выразить своё отношение к отмене прямых выборов.

Наиболее взвешенным и аргументированным стало выступление барабинского депутата Константин Терещенко, которого модераторы мероприятия прерывали несколько раз, напоминая о регламенте. По мнению Терещенко, принятие нового закона нарушает принцип равноправия органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, решения конкурсной комиссии, выдвигающей кандидатов в мэры, невозможно оспорить в суде, следовательно, о верховенстве закона говорить не приходится.

В конечном итоге законопроект поддержали 14 из 20 депутатов, которые присутствовали на слушаниях в момент голосования. При этом категорично за его принятие выступила только «Единая Россия»: все оппозиционные фракции единогласно проголосовали против отмены прямых выборов. Таким образом, если расстановка сил сохранится до апрельской сессии Заксобрания, которая состоится 23 апреля, голосовать против документа будут как минимум 23 из 73 депутатов. Тем не менее, если все члены фракции «Единой России» в региональном парламенте поддержат отмену прямых выборов, это даст им право принять законопроект, набравший при голосовании две трети голосов. А если закон вступит в силу до середины июня, то часть муниципальных избирательных кампаний, запланированных на сентябрь, не состоится.

ЧЕМ СЕРДЦЕ ВЛАСТИ УСПОКОИТСЯ?

Несомненно, что третья модель избрания глав муниципалитетов призвана более жёстко выстроить вертикаль власти в стране. Это одновременно повысит оперативность в принятии решений и усилит роль представительных органов власти. Однако несомненно и то, что при подобной системе резко увеличится число случаев сговора и проявлений коррупции во властных структурах, ведь сити-менеджер не будет обязан отчитываться перед избирателями, а мандаты депутатов горсоветов, которые станут назначать муниципальных глав, резко вырастут в цене на чёрном политическом рынке.

Сегодня действующая власть достаточно неубедительно утверждает, что мэры, избранные прямым голосованием, неуправляемы и никому не подчиняются. Однако необходимо помнить, что всякий глава муниципалитета – это должностное лицо, которое действует в рамках законодательства, а принимаемые им нормативные акты находятся на постоянном контроле в органах прокуратуры. И если судебные и надзорные органы работают из рук вон плохо – это не означает несовершенство закона, а лишь указывает на бессилие исполнительной власти.

Ещё один аргумент сводится к отсутствию кадров, которые были бы способны полноценно управлять городом, районом или селом. И снова обвинение в непрофессионализме избранных глав муниципалитетов возвращается бумерангом к вышестоящей власти. Разве не она обязана заниматься формированием кадрового резерва и проблемой подготовкой кадров? Редко в каком из вузов отсутствуют сегодня специальности по муниципальному управлению, но где их выпускники – профессиональные управленцы и политические лидеры? Почему для избранных прямым голосованием мэров не организуются хотя бы ускоренные курсы по управлению вверенными им территориями?

А самый убийственный аргумент в пользу отмены в Новосибирской области выборов глав муниципалитетов изыскал исполняющий обязанности мэра Бердска Андрей Михайлов, который заявил: «Выборный период, по информации оперативных служб, активно предполагалось использовать западными спецслужбами для дестабилизации ситуации на территории Российской Федерации». Раскрыв страшный заговор, и.о. градоначальника многострадального Бердска, утопающего в эти дни под натиском вешних вод, призвал противостоять «внешней угрозе» и строить «вертикаль управления», ибо только она поможет не допустить во власть людей случайных и некомпетентных. К слову, совсем недавно Михайлов выступал за прямые выборы мэра в своем родном Бердске.
Защитники прямых выборов утверждают, что законопроект, предлагаемый правительством Новосибирской области, противоречит части 1 статьи 131 Конституции РФ, согласно которой «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». Если это так, то что мешает сегодня общественникам, дерущим глотки на депутатских слушаниях и стоящих в пикетах на площадях, обратиться с соответствующим запросом в Конституционный суд, чтобы тот дал мотивированное заключение о правомерности внедрения третьей модели выборов?

Как всегда – вопросов больше, чем ответов.

Мы можем лишь констатировать, что бурление народных масс на местах вряд ли приведёт к серьёзным изменениям в предлагаемом законопроекте. Видимо, демократические традиции и политическая культура менее сильны в Новосибирской области, чем в соседней Томской, где право на прямые выборы глав муниципалитетов оставлено за всеми территориями региона.

Ранее на нашем сайте была опубликована статья «Третья модель в процессе сборки», в которой мы предсказывали, что прямые выборы в областном центре и нескольких городских округах могут быть оставлены, а в мелких муниципальных образованиях система выборов с высокой долей вероятности будет реформирована. 

Так оно и случится, вот разве что действующая власть пойдёт на минимальные уступки протестующим, оставив прямые выборы в Бердске и Оби. Это означает, что право демократического выбора останется у 60% населения почти трёхмиллионного региона, тогда как оставшиеся 40% будут тем самым бессловесным стадом, безоговорочно поддерживающим решения своего пастуха. А разве не то же самое происходит сегодня во всей нашей стране, где 84% населения безоговорочно принимает любую инициативу федеральной власти?

Источник: http://54novosti.ru/politika/2015/04/14/bunt-stada-protiv-pastuha/


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи