АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Республика Крым. Крымские власти наступили на рекламную мозоль

30.01.2015
Бизнесмены ломают голову, как не прогореть, а чиновники готовы закручивать гайки, зарабатывая на этом миллионы
Государственный совет провел круглый стол по вопросам наружной рекламы в Республике Крым. Депутаты и чиновники предупредили, что предприниматели попали в жесткие рамки российских законов и любые нарушения буду пресекаться на корню. А представители рекламных фирм попросили создать санаторные условия для ведения бизнеса, ссылаясь на отсутствие денежного «жирка» и двукратное уменьшение числа клиентов. Подробности – в материале «ФедералПресс.Крым».

О том, какой бардак творится с наружной рекламой на полуострове, никому не надо объяснять. Гости республики вынужденно страдают от ее обилия, пока проводят отпуск у Черного моря, а сами крымчане страдают от нее круглый год. Огромные бигборды вдоль дорог сплошным забором закрывают южнобережные пейзажи, от растяжек на троллейбусных линиях рябит в глазах, ситилайты отвлекают водителей – и машины вылетают на обочины. Владельцы рекламных конструкций не следят за их состоянием и содержанием «расклейки». В украинских реалиях такое могло продолжаться и дальше, но теперь о беспечности в рекламном бизнесе крымским компаниям и частным предпринимателям придется позабыть. На это недавно намекнул глава республики Сергей Аксенов.

«Позор с таким количеством рекламы в Симферополе нужно прекратить. Должны остаться только те носители, которые подходят по всем нормативам. Нужен единообразный стиль и эстетический вид. Главное, чтобы не было лиц политиков, потому что все уже от них устали. За 23 года все завесили лицами, и, к ужасу крымчан, до сих пор просвечивают лица бывших президентов. Их быть не должно!» – процитировала крымского лидера его пресс-служба.
Республиканский парламент (будто в унисон с Сергеем Аксеновым, а на самом деле – запланировав еще осенью минувшего года) по инициативе Комитета по информационной политике, связи и массовым коммуникациям организовал круглый стол, пригласив представителей органов власти и рекламщиков. Им предложили поговорить «за жизнь», ответив на два вечных вопроса: кто виноват и что делать?
Депутат-единоросс Анна Рубель напомнила о том, что Совет министров РК еще 21 октября 2014 года принял постановление «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы», утвердив примерные правила размещения наружной рекламы и сборник рекламных конструкций, однако они требуют изменений и дополнений. При этом возникают проблемы из-за отсутствия технического регламента для конструкций и мест их размещения (на него имеется ссылка в федеральном законе «О рекламе»), но Государственная дума до сих пор не утвердила его, хотя муниципалитеты и ссылаются на техрегламент как официальный и обязательный документ.
«Если соблюдать все требования и государственные стандарты, то количество рекламных щитов и конструкций в Республике Крым сократится в десятки раз, – отметила парламентарий. – В России существует обширная практика, когда арбитражные суды признают требования и ГОСТы обязательными к исполнению, – и рекламодатели проигрывают судебные процессы по делам, связанным с этими вопросами. Сейчас перед органами местного самоуправления Крыма стоит непростая задача разработать и утвердить до 1 марта 2015 года схемы размещения рекламных конструкций на своих территориях, примерные правила установки и эксплуатации рекламных конструкций, а также демонтажа конструкций, порядок проведения аукционов на размещение конструкций. Процесс не одного дня. Кстати, 23 крымских муниципалитета уже приняли примерные правила установки и эксплуатации рекламных конструкций. Затем муниципалитеты должны решить, как определять владельцев, указанных в схемах размещения мест для рекламы, – либо аукцион, либо конкурс».

К рекламщикам – с кнутом и пряником

По словам прокурора управления прокуратуры РК Татьяны Виховской, рекламные вопросы находятся под контролем надзорного ведомства и в феврале начнется повсеместная проверка законности размещения рекламных объектов в Крыму. По ее словам, это делается не ради наказания кого-либо, а для того, чтобы «найти правильные пути – и в нашей республике чтобы все вопросы размещения рекламных объектов четко и строго соответствовали федеральному законодательству».

Заведующий отделом внешней рекламы министерства внутренней политики, информации и связи РК Сергей Зырянов упомянул о другой проблеме – состоянии наружки, чей вид вызывает шок. «Я помню свое детство, 60-е годы прошлого века, когда я в первый раз увидел крымские горы при спуске по дороге в Алушту: красивейший пейзаж, горы Южная и Северная Демерджи – запомнил на всю жизнь. А сейчас, когда я вижу эту порванную бумагу на бигбордах, закрывающих живописные ландшафты, у меня пропадает дар речи», – посетовал депутат-элдэпээровец Сергей Шувайников, возглавляющий комитет по информационной политике, связи и массовым коммуникациям.
Исполняющий обязанности начальника управления Федеральной антимонопольной службы по РК и Севастополю Тимофей Кураев отметил, что в Крыму основной проблемой наружной рекламы является в первую очередь отсутствие порядка в этом бизнесе: конструкции угрожают жизни и здоровью людей, размещается реклама алкоголя и табака, владельцев конструкций не всегда можно установить. «С нашей точки зрения, сейчас важен и процесс определения правообладателя на размещение рекламы. При организации торгов всегда предпочтительнее проводить аукционы, и муниципалитеты должны ввести конкурентные процедуры, исходя из принципа «кто больше заплатит и больше пополнит бюджет». Кроме того, многие участники крымского рекламного рынка просят руководство республики предусмотреть квоты для малого и среднего бизнеса, ведь прямого законодательного запрета на это нет», – сказал Тимофей Кураев.

Миллион за рекламу в Ялте

Начальник отдела эстетики, городской среды и рекламы администрации Ялты Михаил Осипчук описал то, на что готовы пойти муниципалитеты ради наведения порядка в сфере наружной рекламы, – вплоть до закручивания гаек. Российское законодательство дает уникальный шанс очистить южный берег Крыма от происходящей два десятилетия рекламной вакханалии – туристы вместо любования природой вынуждены «любоваться» отвратительными бигбордами, заметил чиновник. По его словам, власти курортного города в декабре прошлого года приняли правила размещения наружной рекламы, сейчас разрабатывается схема ее размещения; ее хотят утвердить к 1 марта. «У нас получилось, что от Гурзуфа до Фороса, вдоль автомобильной дороги, не будет ни одного рекламного носителя типа бигборда. В самом городе вдоль улиц тоже не будет ни бигбордов, ни ситилайтов. На набережной длиной 800 метров – маленькой и небезразмерной – мы сможем установить 16 ситилайтов, на которых и можно будет размещать рекламу. За это мы установим цену – может быть, 100 тысяч рублей, может быть, 200 тысяч рублей, может быть, миллион рублей», – поделился планами Михаил Осипчук.

Он предупредил о том, что с 1 по 30 марта все собственники рекламных площадей в Ялте должны будут самостоятельно убрать конструкции, в противном случае с 1 по 30 апреля оставшиеся конструкции будут принудительно демонтированы и уничтожены.

Ялтинский предприниматель Андрей Придьма задал вполне резонный вопрос: как будут принудительно демонтироваться и уничтожаться конструкции, владельцы которых имеют действующие разрешения на наружку, если они выданы еще в украинский период и действуют до окончания указанного в них срока согласно федеральному конституционному закону о принятии Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации? Завотделом внешней рекламы министерства внутренней политики, информации и связи РК Сергей Зырянов пояснил: управление Федеральной антимонопольной службы по РК и Севастополю готовит обращение в центральный аппарат ФАС с просьбой объяснить, как законно поступать в таких случаях.

Малый и средний бизнес просит квоты

Рекламщики вяло реагировали на выпады представителей власти, готовой полностью зачистить их бизнес и загнать в четкие рамки российских законов. Так, глава Гильдии предприятий внешней рекламы Крыма Виктория Яворская фактически поддержала ужесточение порядков. «Мы изучили постановление Совета министров от 21 октября 2014 «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы», в итоге мы сделали более 100 замечаний, направив их в правительство РК. Хотелось бы, чтобы учитывалось наше мнение в дальнейшей работе. Кроме того, муниципалитеты принимают – без обнародования и общественного обсуждения – свои правила размещения наружной рекламы, противоречащие федеральному законодательству. На материке тоже существуют проблемы с разработкой схем, формированием лотов для продажи рекламных мест, применением правил размещения рекламы, защитой малого и среднего бизнеса. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, аукционы по продаже рекламных мест начали проходить в 40 % муниципалитетов страны, а 60 % муниципалитетов даже не вошли в этот процесс. Послушайте, Москва готовилась к аукционам около пяти лет, так почему мы гоним лошадей, если толком не вошли в финансовую систему России?» – поинтересовалась Виктория Яворская.

По ее информации, крымские рекламщики в прошлом году потеряли половину заказов на свои услуги и вряд ли в 2015 году им стоит ждать крупных клиентов, опасающихся санкций Европейского союза и США. Депутат Сергей Шувайников высказал опасение, что крупные российские монополисты рекламного рынка при желании, получив зеленый свет, могут задавить крымских рекламщиков, которые проиграют борьбу за место под солнцем.
«Весной прошлого года во время исторических событий – присоединения Крыма к России – мы проявили полное единение с народом и поддержали стремление крымчан быть единым целым с нашей Родиной. Мы показали всему миру, что власть в Крыму – вместе с крымчанами. За прошедшие несколько месяцев новой жизни предпринимались шаги и меры, направленные на изменение коренным образом жизни всего Крыма, многие из них – жесткие и принципиальные. К таким мерам мы относим решение правительства Крыма о наружной рекламе. Эта сфера деятельности практически всегда была коррумпированной при предыдущей власти, предприниматели не имели своего голоса, рынок интенсивно делился и перекраивался без оглядки на закон. Но произошло то, на что мы не надеялись, – постановлением правительства Крыма начаты чистка нашего полуострова от незаконной и опасной рекламы и приведение деятельности в законные рамки. Мы поддерживаем это решение... ищем возможность мягче провести процесс перестройки огромного пласта деятельности крымчан и хотим помочь сохранить людям легальный заработок. Мы согласны заново отстраивать бизнес – на позициях закона и профессионализма участников», – зачитал обращение к руководству КФО от Союза операторов рекламы Республики Крым его глава Роман Чегринец.

Он добавил, что рекламный бизнес в Крыму монополизирован большими компаниями, чьи финансовые возможности нельзя сравнивать с возможностями малого и среднего бизнеса, который не раз в кризисы вытягивал экономику полуострова. Поэтому необходимо для них создать особые условия работы, к примеру, распределять между ними 35 % рекламных мест на конкурсах, введя такую льготу для предпринимателей с суммарным доходом до 400 тысяч рублей в год. Но эта просьба вызвала недоумение депутата Анны Рубель: «Опыт Москвы и Московской области показывает, что малый бизнес пользуется добротой и, участвуя в торгах, выкупает по дешевым ставкам рекламные места, а потом перепродает их крупному бизнесу».

В итоге участники круглого стола рекомендовали парламентскому комитету по информационной политике, связи и массовым коммуникациям вместе с исполнительной властью создать рабочую группу для улучшения правил игры при размещении наружной рекламы. Министерству внутренней политики, информации и связи – вместе с рекламщиками разработать требования о единых видах конструкций к предприятиям, занимающимся наружной рекламой. Муниципалитетам – подготовить требования о демонтаже конструкций. Рекламщикам – привести в нормальный вид наружную рекламу, а также наладить сотрудничество с властями. Что будет дальше, сказать трудно, поскольку все зависит от желания политиков.

Источник: ИА "ФедералПресс"

Возврат к списку новостей