АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

"Муниципальная Россия". О порядке формирования представительного органа власти муниципального района

12.01.2015
Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» привнес в организацию местного самоуправления значительные изменения, отчего при реализации его норм на практике возникает множество вопросов, требующих компетентных ответов.

Председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор КИДЯЕВ:

Частями 4 и 5 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) определен порядок формирования представительного органа муниципального района и городского округа с внутригородским делением соответственно. 
Согласно пункту 1 части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.
Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может быть установлена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать одну треть от установленной численности представительного органа указанного муниципального района. В случае, если в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ в состав территории муниципального района входят поселения, полномочия представительных органов которых осуществляются сходом граждан, избрание депутатов от таких поселений в состав представительного органа муниципального района осуществляется сходом граждан в порядке и на срок, которые установлены уставом такого поселения.
Обращаем ваше внимание на то, что указанные выше положения статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ означают, что в состав представительного органа муниципального района, сформированного делегированным способом, в обязательном порядке входят все главы поселений муниципального района (независимо от способа их избрания) и как минимум по одному депутату от всех без исключения поселений муниципального района, то есть не менее двух представителей от каждого поселения.
В случае если при принятии закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок формирования представительного органа муниципального района, численность депутатов, установленная уставом района, не будет соответствовать норме представительства от поселений, установленной субъектом Российской Федерации, необходимо будет привести устав муниципального района в соответствие с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом соответствующего муниципального образования может формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов может быть установлена норма представительства внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением, в представительном органе данного городского округа исходя из численности населения внутригородских районов. При этом норма представительства одного внутригородского района, входящего в состав городского округа с внутригородским делением, не может превышать одну треть состава представительного органа указанного городского округа.
Указанные выше нормы пункта 1 части 5 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ предполагают, что в состав представительного органа городского округа с внутригородским делением, сформированного делегированным способом, могут в соответствии с уставом внутригородского района или по решению представительного органа внутригородского района входить не только депутаты представительных органов внутригородских районов, но и главы этих муниципальных образований. Возможно это в двух случаях. Во-первых, когда глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа муниципального образования, исполняет полномочия его председателя (пункт 3 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ). Во-вторых, когда глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя (пункт 2 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).
Что касается части 5.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, то в ней регулируются вопросы, связанные с принятием закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок формирования или избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением (приведение устава муниципального образования в соответствие с указанным законом, проведение выборов). При этом эти нормы не затрагивают непосредственно сам порядок формирования представительного органа муниципального образования делегированным способом. В связи с этим их следует применять в координации, а не отдельно от норм Федерального закона №131-ФЗ, которые данный порядок устанавливают.
В отношении возможности законом субъекта Российской Федерации предоставить органам местного самоуправления муниципального района (уставом муниципального района и в соответствии с ним уставами поселений) права осуществлять выбор определения вариантов формирования представительного органа муниципального района (равной независимо от численности населения поселения нормой представительства или исходя из численности населения поселения) необходимо отметить, что Федеральным законом № 131-ФЗ это не предусмотрено. Опережающее регулирование этого вопроса (до принятия закона субъекта Российской Федерации) также невозможно.

Источник: Журнал "Муниципальная Россия"


Возврат к списку новостей