АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

"Муниципальная Россия". О перераспределении полномочий между государственными и муниципальными органами власти

12.01.2015
Одной из основных новелл, привнесенных Федеральным законом от 27 мая 2014 года №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», стала возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Теперь согласно части 1.2 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ оно может осуществляться региональными законами.
Такие законы уже приняты в двух субъектах Российской Федерации — это закон Московской области от 24 июля 2014 года № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и закон Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 года №95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа». Вопрос об изъятии у муниципальных образований отдельных полномочий рассматривается и в других регионах. К примеру, в Ульяновской области обсуждается необходимость передачи органам государственной власти полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительства и землепользования.
При подготовке указанных законов возникают сложности, связанные с толкованием части 1.2 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ. В частности, на практике возникают следующие вопросы о том, могут ли законами субъектов Российской Федерации перераспределяться полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные в отраслевом федеральном законодательстве? Или данный порядок распространяется только на те муниципальные полномочия, которые перечислены в части 1 статьи 17 ФЗ-131? Также на практике возникает вопрос о том, допускает ли часть 1.2 статьи 17 ФЗ-131 возможность фактической передачи на региональный уровень вопросов местного значения, перечисленных в статьях 14, 15, 16 и 16.2, путем перераспределения всех полномочий, составляющих правовую суть соответствующих вопросов местного значения?
Следует отметить, что на данный момент в Госдуму группой депутатов и членов Совета Федерации внесен проект закона № 616939-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации», которым предусматривается включение в ряд отраслевых законов нормы о возможности передачи закрепленных в них полномочий органов МСУ органам государственной власти субъектов РФ. Это, в частности, касается похоронного дела, обращения с отходами, земельных отношений, градостроительной деятельности, регулирования тарифов, рекламы, торговли, теплоснабжения, водоснабжения.
Председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор КИДЯЕВ:

Нормы статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) определяют компетенцию органов местного самоуправления только по решению вопросов местного значения.
Согласно нормам части 1.2 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Полагаем, что в силу указанного положения законами субъекта Российской Федерации возможно осуществлять перераспределение только собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципальных образований, поскольку наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, исполнение данных полномочий этими органами, а также прекращение исполнения таких полномочий органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации в особом законодательном порядке.
В соответствии с нормами части 1.2 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 данного Федерального закона. Положениями Федерального закона №131-ФЗ не предусмотрено иных ограничений относительно объемов и пределов возможного перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения от органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации могут быть переданы путем перераспределения отдельные или все установленные федеральными законами полномочия по решению того или иного вопроса местного значения, предусмотренного в статьях 14, 15, 16 и 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ (если такая возможность допускается в самом федеральном законе, устанавливающем соответствующие полномочие), за исключением полномочий, перечисленных в части 1.2 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ.
В соответствии с частью 1.1. статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 этого Федерального закона к вопросам местного значения, как федеральными законами, так и уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 данного Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.
Перераспределение законами субъектов Российской Федерации полномочий по решению вопросов местного значения от органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, установленных иными федеральными законами, возможно лишь в том случае, если такая возможность допускается в самом федеральном законе, устанавливающем соответствующие полномочия, поскольку федеральный закон является нормативным правовым актом более высокой юридической силы, чем закон субъекта Российской Федерации, и изменение последним норм федерального закона противоречило бы этому факту.
Из прямого предписания статьи 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, следует, что вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти. Такая правовая позиция была выражена Конституционным судом Российской Федерации в постановлениях от 30 ноября 2000 года № 15-П, от 15 января 1998 года № 3-П, от 24 января 1997 года № 1-П. Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Что касается перераспределения законами субъектов Российской Федерации полномочий по решению вопросов местного значения от органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, установленных исключительно уставом муниципального образования, то такое перераспределение полномочий, осуществляемое нормативным правовым актом (законом субъекта Российской Федерации) более высокой юридической силы, чем устав муниципального образования, правомерно. При этом следует иметь в виду, что установление, отмена, срок действия упомянутых полномочий не может зависеть от процедуры принятия, отмены и срока действия законов субъектов Российской Федерации о перераспределении таких полномочий, поскольку их установление, отмена, срок действия зависят исключительно от волеизъявления населения муниципальных образований (референдум, сход граждан) или решений органов местного самоуправления, принимаемых от имени населения муниципальных образований.
Однако в любом случае при перераспределении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления необходимо руководствоваться нормами Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года №55-ФЗ, являющейся составной частью российской правовой системы и нормативным правовым актом более высокой юридической силы, чем федеральный закон (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации), и прежде всего установленным ей принципом субсидиарности (части 3, 4 статьи 4): осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам; передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии; предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными; они могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом.

Источник: Журнал "Муниципальная Россия"


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи