АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Новосибирск. В городе состоялась научно-практическая конференция «Территориальное общественное самоуправление города Новосибирска как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления: опыт и перспективы»

20.11.2014
18 ноября 2014 года состоялась научно-практическая конференция «Территориальное общественное самоуправление города Новосибирска как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления: опыт и перспективы».
В конференции приняли участие представители органов территориального общественного самоуправления, мэрии города Новосибирска, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, Совета депутатов города Новосибирска, Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, руководители органов местного самоуправления г.г. Набережные Челны, Томск.
Участники конференции отметили, что в городе сложилась устойчивая развернутая система территориального общественного самоуправления, действующая в соответствии с нормами федерального и регионального законов, местными нормативными актами, а также на основе ведомственной целевой программы «Муниципальная поддержка общественных инициатив и развития институтов гражданского общества» на 2014 – 2016 годы». 
Сегодня в Новосибирске действует 129 ТОС с охватом более 80% городской территории, актив ТОС составляет десятки тысяч человек.
Сложился качественный кадровый состав, определились целевые установки, направления, формы и методы деятельности органов ТОС, охватывающие основные сферы жизнедеятельности города: благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная поддержка населения, работа с детьми и молодежью, формирование здорового образа жизни, содействие общественной безопасности, информирование и просвещение граждан в решении вопросов местного значения.
Система ТОС опирается на устойчивые партнерские взаимоотношения с исполнительной и представительной властью города. Спектр этих отношений сложился исторически и представляет собой разнообразные формы поддержки конкретных ТОСов, начиная от обучения актива и совместных действий по обустройству территории и жизни горожан до содействия налаживанию партнёрских отношений и формированию объединений с муниципальными учреждениями, общественными организациями, а также предпринимательскими структурами, в деле реализации планов и программ деятельности ТОС. 
Для поддержки и развития процессов взаимодействия органов городского самоуправления и органов ТОС под руководством мэра действует консультативный Совет, который рассматривает актуальные проблемы и перспективные направления развития ТОС.
Вместе с тем, требованием времени является дальнейшее совершенствование системы социальных институтов на основе современных подходов к участию граждан в жизни города. Территориальными общественными самоуправлениями наиболее эффективно реализуются общественно значимые инициативы граждан, формулируются стандарты городской культуры.
Конференция заостряет внимание городского сообщества на следующих проблемах: имеют место некоторые признаки стагнации, одним из которых является тиражирование прошлого опыта без проектирования нового; недостаточно используются возможности потенциала творческих, профессиональных сообществ, представителей креативных групп и бизнеса, назрела необходимость осмысления мотивации граждан, особенно молодежи, в общественно полезной деятельности по месту жительства; формирования кадрового резерва. 
Постановка задач, разрешающих вышеперечисленные проблемы и противоречия, по убеждению участников научно-практической конференции, возможна лишь при строгом соотнесении стратегии развития территориального общественного самоуправления со стратегией развития города.
Конференция РЕКОМЕНДУЕТ:
1. Разработать и принять в 2015 году Концепцию развития ТОС на долгосрочную перспективу с учетом современных тенденций и динамики развития гражданского общества; сформировать комплексный план мероприятий.
2. Мэрии города Новосибирска и Совету депутатов города Новосибирска продолжить работу по повышению эффективности взаимодействия с территориальным общественным самоуправлением в решении задач социально-экономического развития города Новосибирска, совершенствованию форм и механизмов системной работы по поддержке ТОС, а также рассмотреть возможность разработки комплексной программы развития территорий, на которых действует ТОС, в том числе с индивидуальной жилой застройкой; развивать механизм взаимодействия структурных подразделений мэрии с целью координации целей и задач власти и городского сообщества, закрепив его положение программным документом.
3. Обеспечить постепенный переход на программно-целевой подход к развитию территорий, на которых действует ТОС, принимая активное участие в составлении и реализации планов социально-экономического развития районов города и города в целом, сохраняя комплексный характер деятельности ТОС. Разработать с привлечением представителей науки стандарт паспорта территории.
4. Рекомендовать создание совместных проектов органов ТОС, творческих, спортивных, досуговых, профессиональных сообществ, представителей креативных групп, бизнеса; предложить бизнес-сообществу, депутатскому корпусу провести общегородское собрание по обобщению опыта совместной с органами ТОС деятельности, привлечь к обсуждению представителей бизнеса.
5. Проанализировать и продолжить формирование представлений о мотивации участия различных категорий населения в работе по месту жительства, обратив особое внимание на молодежь, молодежные и подростковые сообщества.
6. Совершенствовать информационную и методическую работу органов ТОС, организовать комплекс методических мероприятий (создать методический кабинет на базе управления общественных связей, информационные стенды обеспечить регулярный выпуск методических пособий, развить практику выездных круглых столов на базе различных ТОС и др.).
7. Организовать совместно с мэрией города Новосибирска в рамках реализации Федерального Закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» работу по участию органов ТОС в осуществлении общественного контроля в решении вопросов местного значения.
8. Проводить совместно с представителями организаций собственников жилья, ассоциацией управляющих компаний и другими заинтересованными организациями при поддержке мэрии города Новосибирска работу по информированию жителей в сфере ЖКХ: рассмотреть возможность разработки проекта программы «Партнерство в сфере ЖКХ», школ молодого собственника жилья, управдома и др.; обучать актив ТОС формам общественного контроля в сфере ЖКХ; распространять лучшие практики по участию ТОС в сфере ЖКХ через средства массовой информации, социальной рекламы и пр.; содействовать организации конкурсов по темам: «Инновации в ЖКХ», «Самоуправление по месту жительства», «Прозрачное управление многоквартирным домом», «Как сократить расходы в ЖКХ», «Ресурсосбережение в ЖКХ» и т.д.
9. Продолжить практику совершенствования форм взаимодействия ТОС с органами социальной поддержки населения в оказании помощи малоимущим, одиноким и престарелым гражданам, многодетным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе по формированию социальных паспортов. Активизировать информационно-разъяснительную работу среди населения, распространять информационно-методические материалы о деятельности учреждений соцзащиты.
10. Продолжить совместно с Главным управлением образования мэрии города Новосибирска, департаментом культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска работу по совершенствованию форм культурно-досуговой, спортивной деятельности, взаимодействия с муниципальными бюджетными учреждениями, в том числе МБУ «Спортивный город». Разработать комплексные планы спортивно-оздоровительной работы по месту жительства с учетом инфраструктуры и кадрового состава микрорайона, используя инициативы инструкторов-общественников, родителей, энтузиастов, ветеранов спорта. Совершенствовать работу с детьми и подростками по месту жительства, в том числе по организации летних трудовых отрядов в рамках обеспечения системного подхода к развитию и воспитанию подрастающего поколения.
11. Развивать формы взаимодействия органов ТОС с правоохранительными органами по содействию в поддержании общественного порядка на территории Новосибирска. Обратиться в Законодательное собрание Новосибирской области для рассмотрения вопроса о принятии закона «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Новосибирской области».
12. Разработать комплексный план освещения в средствах массовой информации деятельности ТОС; организовать работу по созданию городского портала ТОС.
13. Делегировать ответственность за исполнение настоящей резолюции консультативному Совету по территориальному общественному самоуправлению города Новосибирска.



Принято научно-практической конференцией
«Территориальное общественное самоуправление города Новосибирска
как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления:
опыт и перспективы»

18 ноября 2014 года Новосибирск

Источник: Пресс-служба АСДГ

Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи