АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Республика Саха (Якутия). Гульсум Бейсембаева: МСУ - необходима последовательность и целесообразность

Республика Саха (Якутия). Гульсум Бейсембаева: МСУ - необходима последовательность и целесообразность 24.10.2014

Вопросы организация местного самоуправления стали предметом очередного обсуждения широкой общественности на парламентских слушаниях, проведенных Комитетом по вопросам МСУ Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Рассказывает народный депутат Якутии, заместитель председателя профильного Комитета Гульсум Бейсембаева.
- О том, что вопрос является актуальным для нашей Республики, говорит количество участников слушаний – более 100 человек. Среди них парламентарии, главы муниципальных образований, председатели собраний, представители министерств и ведомств, Совета муниципальных образований республики, регионального отделения ВСМС (Всероссийского Совета Местного Самоуправления), ветераны муниципальной и государственной службы. Всего на слушания прибыли представители 20 органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в их числе 5 глав районов и городских округов, 30 глав сельских поселений, 12 председателей и 14 депутатов представительных органов. Думаю, состав говорит сам за себя.
- Предметом обсуждения слушаний стали два законопроекта. Один «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» (авторы Г.Бейсембаева и В.Местников). Другой «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения» (внесен Главой РС(Я)). Необходимость вынесения данных законопроектов основана на реализации Федерального закона от 27 мая 2014г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно этому закону (№ 136-ФЗ)в срок до 27 ноября субъекты РФ должны принять законы, определяющие систему самоуправления на местах. 
- Что касается законопроекта о полномочиях сельских поселений, то здесь участники слушаний согласились с предложением Главы республики об объявлении переходного периода до 01 января 2016г. Это значит, что сельские поселения будут исполнять те же полномочия, что были определены ФЗ-131 в редакции, действовавшей до принятия изменений 27 мая т.г. А это время необходимо использовать для урегулирования правовых, финансовых и организационных вопросов, вытекающих из закона № 136-ФЗ. И в более широкомформате обсудить предложения с муниципальными образованиями именно сельских поселений.
- А вот законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» вызвал бурные обсуждения участников слушаний. Надо отметить, что обсуждение вопроса, каким должно быть самоуправление, всегда проходит активно и эмоционально. Так было и до принятия нововведений в Федеральный закон № 131-ФЗ. И наша республика – не исключение. Основным вопросом здесь является – избирать или назначать глав? Итогом обсуждений до принятия закона № 136-ФЗ стал вывод: Якутия – за выборность глав! Это было подтверждено и при встрече в Якутске с одним из авторов нашумевшего законопроекта сенатором В.С.Киричуком. Эта же позиция республики была озвучена мной на парламентских слушаниях в Москве, организованных профильным Комитетом Государственной Думы. В итоге, позиция большинства представителей муниципального сообщества России была услышана законодателем. И принятый 27 мая т.г. Федеральный закон № 136-ФЗ отдал на откуп субъектам вопрос определения системы местного самоуправления. На принятие соответствующих законов субъектам отвели полгода – до 27 ноября.
- Исходя из этой логики и позиций последовательности, нами был подготовлен законопроект, подтверждающий сохранение принципа выборности депутатов представительного органа муниципального района и глав муниципальных образований. Как говорится, «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Именно сохранение выборности мы отстаивали при обсуждении проекта федерального закона весной этого года.
- Как я уже отметила, законопроект бурно обсуждался, на то и парламентские слушания, чтобы были высказаны и обоснованы точки зрения. И не обязательно, что они будут одинаковыми. Тем более, что участникам были розданы предложения в части избрания главы муниципального образования на сходе граждан в поселениях с количеством жителей не более 100 человек и избрания главы муниципального образования, численностью не более 1000 граждан, из числа депутатов представительного органа. 
- Выступали как народные депутаты, так и представители муниципалитетов. Причем, модератор слушаний 1-ый заместитель спикера парламента А.Добрянцев вполне справедливо отдал предпочтение муниципалам, предложив в первую очередь выслушать приехавших с улусов и районов. И в основе своей они подтвердили свою приверженность выборам, а не назначениям глав из числа депутатов. 
- Для меня очень важными были выступления В.Сапсая, и.о. руководителя Департамента по вопросам МСУ, Д.Горохова, в недавнем прошлом народного депутата и председателя Комитета МСУ Госсобрания, ныне исполнительного директора Совета муниципальных образований РС(Я), А.Саввинова, председателя Якутской окружной Думы и руководителя регионального отделения ВСМС.Поддерживая наш законопроект, Дмитрий Николаевич Горохов справедливо отметил несостоятельность идеи разделения муниципальных образований республики, ведь 337 из них имеют население не более 1000 человек. А один из выступающих подчеркнул, что если пойти по пути дифференциации, то вольно или невольно республика разделится «на белых и черных», назначаемых и избираемых.
- В своем выступлении я отметила, что проект подготовленный мной в соавторстве с В.Местниковым, отражает мнение муниципального сообщества Якутии в лице Совета МО РС(Я) и регионального отделения ВСМС, это позиция Главы республики, наконец, который обозначал ее при вступлении в должность, при встречах с парламентариями. Это логичное и последовательное подтверждение наших действий. Поскольку, нашу позицию знают в Государственной Думе и Совете Федерации. А самое главное, эта позиция поддерживается на местах. Потому вполне логичной стала поддержка участниками слушаний именно нашего законопроекта , сохраняющего выборность депутатов и глав, как основного принципа самоуправления.
- Хотелось бы напомнить вот о чем. Самоуправлению Якутии более 20 лет. С 2003 года, более 10 лет, в стране реализуется основной закон, регулирующий вопросы местной власти, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наша Республика прошла за эти годы долгий непростой путь. На этом пути было много трудностей. Приведение нормативной правовой базы в соответствие федеральному законодательству. Республиканский референдум 2002 года. Выборы по его итогам. Затем переход на поселенческий уровень самоуправления согласно федеральному законодательству. Опять выборы и появление по их итогам 445 муниципальных образований. Хотим мы этого или нет, но это движение вперед. Я в этом уверена. Потому как именно местное самоуправление – основа государственности с одной стороны и развития гражданского общества с другой стороны. И сегодня лишать население выборов самой приближенной к нему власти, при том, что с перерывом в 12 лет мы избрали Главу Республики – Ил Дархана, выглядело бы, в лучшем случае, не логично. Ведь именно через выборы рядовой гражданин имеет возможность участвовать в решении вопросов государственного и местного уровня. И глубоко символично, что Президент России В.В.Путин, определяя основную суть самоуправления, называет его «школой ответственности граждан».Ведь из ответственности за конкретную территорию - село, поселок, город - зарождается большая ответственность за республику и страну.



Источник: Пресс-служба АСДГ

Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи