АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

"УралПолит.ru". Реформа МСУ дошла до выборов

12.09.2014
Челябинск стал первым мегаполисом России, в котором муниципальные выборы уже в ближайшее воскресенье пройдут по новому принципу. Инициируя реформу местного самоуправления, чиновники заявляли, что она позволит, с одной стороны, максимально приблизить власть к избирателю и, с другой, даст простому челябинцу возможность принимать участие в управлении своим районом. Между тем эксперты утверждали, что реформа несет в себе риск потери управляемости городом и полного отказа от демократических процедур выборов в органы местного самоуправления. За три дня до выборов эксперты «УралПолит.Ru» делают вывод о беспочвенности общественных страхов, связанных с реформой.

Подробности – в материале экспертного канала.

По словам политолога Александра Мельникова, основные опасения, вызванные реформированием в Челябинске местного самоуправления, были связаны с непонятными механизмами деятельности райсоветов и их управляемостью. «Есть связанный с этим страх по поводу того, получим ли мы эффективно работающий орган. Возникает вопрос, будут ли районные Советы представлять некое единое целое городской власти или это будут удельные княжества внутри большого муниципального образования, контролируемые разными группами влияния, – отмечает он, поясняя, что, поскольку проект для Челябинска пилотный, понять это можно будет только спустя время и на практике. – Для начала хотя бы посмотреть и проанализировать результаты самой выборной кампании. Если предположить, что во всех районных Советах большинство получит «Единая Россия», то, наверное, в каком-то смысле это уже будет минимальным залогом для изначальной управляемости».

Что касается разговоров о недемократичности, то, по мнению эксперта, текущая выборная кампания «показывает максимальную приближенность кандидатов к избирателям и возможность для каждого избирателя сделать максимально осмысленный выбор». «Масштабное участие практически всех активистов разных взглядов и разного политического опыта показывает нам, что некий избирательный ценз снизился и все, кто хочет, могут попробовать свои силы», – комментирует он.

Председатель Законодательного собрания Челябинской области и секретарь ЧРО «Единая Россия» Владимир Мякуш, комментируя ход муниципальной реформы, подчеркнул, что сложившаяся накануне выборов ситуация подтверждает правильность и целесообразность принятого решения. «Думаю, что мы не зря прислушались к установкам президента, который говорил, что нужно приблизить власть к народу. Подтверждением этого служит то, что резко возросла активность жителей города в формировании органов местной власти на уровне районов. Сегодня на один мандат претендуют в среднем семь-восемь человек в каждом избирательном округе, и эта система дает рядовым гражданам возможность активно баллотироваться в органы МСУ», – поясняет он.

Мякуш отмечает, что изначально был сторонником реформы МСУ, так как работу аналогичных органов оценил еще в конце 80-х – начале 90-х годов, когда был депутатом Совета Металлургического района. Опасения по поводу потери управляемости в районах парламентарий называет беспочвенными. «Управляемость практически не нарушается, а наоборот укрепляется, потому что раньше депутаты гордумы принимали решения, а выполняли их только назначенные главы администраций районов. Сейчас через районные советы можно решать вопросы, через главу района, через все районные общественные комиссии. Поэтому увеличивается и круг людей, ответственных за решение вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности горожан», – замечает Владимир Мякуш, добавляя, что принятый закон уменьшил нагрузку на депутатов в работе с избирателями. В частности, если в Челябинской гордуме на одного народного избранника приходились 22 тыс. избирателей, то сейчас будет в среднем 3,5–4 тыс. человек. «Сегодня избиратели имеют возможность непосредственно общаться со своим депутатом. Тот, имея значительно меньший круг обязанностей, будет эффективнее решать их вопросы. Этим людям во много раз легче добраться до районного собрания и главы района», – уверен спикер ЗСО.

Спикер законодательного собрания опровергает распространенное мнение, что в городскую думу попадут лишь единороссы и поддерживаемые партией власти кандидаты. «Это надуманные избирательные технологии. Наоборот, мы облегчили участие в выборах всех политических партий, которые являются нашими оппонентами. Сегодня мы дали им возможность попробовать и проявить себя. Если ты успешный и эффективный, но не имеешь больших денег для участия в избирательной кампании, все зависит от тебя. Ты можешь встретиться с каждым избирателем и провести активную кампанию. В связи с изменением схемы выборов сегодня борьба идет не за политическую партию, а за личность. Если «Единая Россия» выдвинула того человека, которого люди поддержат, значит, мы правильно кандидата выбрали. Если где-то проиграем, и будет представитель другой партии, но лучше нашего, мы только это будем приветствовать. Здесь равные условия для всех», – отвечает на это лидер южноуральских единороссов Владимир Мякуш.

«С точки зрения попадания кандидатов от КПРФ в районные советы у нас появилось больше шансов, и мы их используем. На текущих выборах мы выдвинули 100 кандидатов из 170. Надеемся, что избранные кандидаты смогут реально участвовать в жизни района и города и помогать своим избирателям», – комментирует лидер челябинских коммунистов Константин Нациевский.

Руководитель отделения ЛДПР на Южном Урале Виталий Пашин также уверен, что создание районных дум, с одной стороны, позволит приблизить представительскую власть на городском уровне к избирателю, а с другой – повышает шансы на прохождение во власть оппонирующих партии власти политических сил и общественных объединений, что позволяет говорить о демократичности реформы. «Депутаты районных муниципальных образований будут ближе к народу, так как снижается количественный порог избирателей, которые будут выбирать своего депутата. Если возьмем Челябинск, то на миллионный город у нас сейчас есть 37 депутатов, будет – 170. Раньше в округе было 20 тысяч избирателей, теперь – от 3,4 до 6 тысяч. Согласитесь, достучаться со своими проблемами до депутата теперь будет проще. И он может войти в каждый подъезд и пешком обойти каждый двор. Да и на прием к депутату не надо будет ехать в центр города. Вообще практика показывает: многие вопросы проще решать на месте. Другое дело, что избранный депутат мало что может, пока не сформированы бюджеты районов и нет финансовых и административных рычагов», – поясняет Пашин.

Он уверен, что проводимая реформа выгодна оппозиции. «Если при старой системе в депутаты проходили представители практически одной партии, то теперь есть возможность проявить себя и другим объединениям. В целом это хороший шанс для кандидатов от ЛДПР, других партий и самовыдвиженцев. Но очевидно, что только депутаты, избранные при поддержке партий и имеющие за спиной поддержку на федеральном уровне, имеют шанс всерьез заявить о себе на районном и городском уровнях. Всем прочим, вероятнее всего, придется довольствоваться ролью статистов, потому что, как известно, один в поле не воин, – считает лидер ЛПДР. – Сама избирательная кампания прежде была доступна только для состоятельных людей, сейчас она же уже не требует каких-то значительных средств. И потому среди тех, кто идет сегодня на выборы, много людей, получивших прекрасных жизненный опыт, образование и не связанных прежде с властью».

С тезисом о повышении демократичности процедуры выборов согласен и представитель несистемной оппозиции, сопредседатель «РПР-Парнас» Алексей Табалов. «Формально были созданы такие условия, когда в принципе любой житель города мог участвовать в этих выборах. Но с другой стороны, нужно понимать, что если ты идешь на выборы и серьезно рассчитываешь на них, ты должен обладать определенными ресурсами, чтобы не просто быть статистом, а претендовать на серьезный результат. Поэтому реальную кампанию ведут люди, у которых эти ресурсы есть», – поясняет он.

Пожалуй, все эксперты «УралПолит.Ru» в числе нерешенных на сегодня вопросов «муниципальной революции» упоминают финансовое обеспечение райсоветов в переходный период. По мнению Константина Нациевского, решение этой проблемы будет в значительной степени зависеть от качества работы районного депутатского звена. Сразу после формирования, считает коммунист, районные думы должны в кратчайшие сроки принять соответствующие нормативные документы и начать работу с заксобранием, Челябинской гордумой и Федеральным Собранием РФ.

Источник: http://uralpolit.ru/


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи