АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Ленинградская область. Районы Ленобласти попали в градостроительную ловушку

06.06.2014
Разработанный в администрации Ленобласти проект регионального закона передает от муниципалитетов в областное правительство полномочия по утверждению генпланов городских поселений, схем территориального планирования районов («генплан» района), правил землепользования и застройки (ПЗЗ), градостроительных планов земельных участков, проектов планировки и межевания территорий (ППТ), местных нормативов градостроительного проектирования (МНГП), а также полномочия по выдаче разрешений на строительство и вводу в эксплуатацию объектов, подлежащих экспертизе. Разработка всех этих документов остается прерогативой муниципалитетов. Обо всем этом строительный вице-губернатор Ленобласти Георгий Богачев сообщил на встрече с журналистами 5 июня.

До сих пор у правительства Ленобласти была лишь возможность отказать в согласовании проекта генплана, что не мешало некоторым главам местного самоуправления (МСУ) тем не менее их утверждать (так поступили, например, власти поселка Новое Девяткино). И они формально вступали в силу со всеми вытекающими последствиями (принятие ПЗЗ, утверждение ППТ, выдача градплана и разрешений на строительство). «А потом народ бежал к нам в область жаловаться на строительный беспредел в их муниципалитете, -- резюмировал последствия нынешнего порядка присутствовавший на встрече председатель Комитета Госстройнадзора по Ленобласти Михаил Москвин. – Из-за которого на границах города и области постоянно возникает транспортный коллапс, новостройкам не хватает дорог, инженерной и социальной инфраструктуры».

Отменить несогласованный генплан, как, впрочем, и другие градостроительные документы, нарушающие законодательство, область могла только через суд. Но пока длится судебный процесс, застройщики успевали открыть продажи своего жилья и начинали вместе с муниципалами шантажировать областные власти угрозой появления обманутых дольщиков, если начать исполнение полученного к тому времени судебного решения и сносить незаконные постройки. Которые, в общем-то даже и законны сами по себе, а просто осуществлены на основании некорректных документов – тоже формально законных, но принятых с нарушениями процедуры (без согласования в области) и некоторых норм законодательства (из-за чего область, собственно, и не выдала согласование).

Возможность разорвать этот порочный круг предоставил подписанный 26 мая президентом Путиным ФЗ-136, который внес очередные поправки в федеральный закон о местном самоуправлении (ФЗ-131), а также в закон об организации власти в субъектах РФ (ФЗ-184). Согласно этим поправкам субъекты РФ получили право своими законами перераспределять полномочия между органами МСУ и органами госвласти субъектов РФ. Впрочем, за муниципалитетами сохранены «неснимаемые» полномочия, конкретно перечисленные в новом пункте 6.1 статьи 26.3 ФЗ-184. Они касаются сугубо внутренних дел муниципалитета – управления муниципальной собственностью; формирования, утверждения и исполнения местного бюджета; установления структуры органов местного самоуправления и др. Но те полномочия, исполнение которых затрагивает интересы и обязанности соседних муниципалитетов, районов и органов власти субъекта РФ, ФЗ-136 разрешает перераспределять. К таким полномочиям относятся в том числе и градостроительные. Разрешение перераспределять полномочия Георгий Богачев считает «революцией в организации государственного и муниципального устройства страны, по крайней мере, в градостроительной сфере».

Вице-губернатор называет «принуждением к сотрудничеству» новый этап реформы местного самоуправления, стартовавший с принятием ФЗ-136. «Мы не собираемся вовсе отстранять муниципалитеты от решения градостроительных вопросов, -- заявил Георгий Богачев. – Мы только хотим заставить их сотрудничать с властью субъекта Федерации, чего сейчас нет. Они по-прежнему будут разрабатывать все местные градостроительные документы. А утверждаться эти документы будут региональной властью. В законопроекте мы предлагаем, чтобы генпланы и схемы террпланирования, а также МНГП утверждало правительство Ленобласти. Документы следующего уровня – отраслевые комитеты правительства. Например, ПЗЗ, ППТ и градпланы земельных участков – Комитет по архитектуре и градостроительству, а Комитет строительного надзора и экспертизы будет выдавать разрешения на строительство всех объектов, которые подлежат экспертизе, и разрешения на их ввод в эксплуатацию». Таким образом, у властей Ленобласти появятся те же полномочия (за исключением разработки документов), которые имеет сейчас Смольный. «Я надеюсь, что принятие нашего закона позволит нам избежать транспортной катастрофы, вроде той, что уже произошла на границах Москвы с Московской областью», -- говорит Богачев.

«Принуждение к сотрудничеству» в первую очередь коснется муниципалитетов, еще не принявших свои генпланы или ПЗЗ. Среди них поселок Бугры, а также ряд других поселений на границе Петербурга и области – Лаголово, Виллози, Рощино, пос. им. Тельмана, где планируется построить в общей сложности несколько миллионов квадратных метров жилья примерно для 1 млн новых жителей.

Георгий Богачев отвергает ехидное предположение скептиков, что суть реформы сводится к перераспределению «права на произвол». «Мы не собираемся отказывать в утверждении документов по надуманным причинам. В подзаконных актах будет содержаться исчерпывающий перечень оснований для такого отказа, -- утверждает вице-губернатор. – В него в первую очередь войдет соответствие современным СНиПам, СП, региональным и утвержденным местным нормативам градостроительного проектирования и так далее. То есть, федеральному и региональному законодательству». Впрочем, также и возможностям бюджета Ленобласти по обеспечению новостроек социальной, дорожной и инженерной инфраструктурой в той части, за которую отвечают областные власти. А также, наверно, и интересам соседних поселений и районов, которые планы конкретного МСУ могут ущемлять.

«Разрешение на строительство должно, конечно, выдаваться автоматом, как это происходит, например, в Финляндии, - считает Георгий Богачев. - Только все забывают, что финны для каждого участочка детально прописали все условия – что и как там можно построить. Поэтому разрешение на строительство у них стало простой формальностью».

«Ничего разрушать мы не будем – то, что уже согласовано, останется. Те проекты, которым уже выданы разрешения на строительство, за редчайшими исключениями, вроде проекта «Дальпитерстроя», которому вероятно отменят разрешение на строительство в судебном порядке, останутся так, как есть, - пообещал вице-губернатор. – Да даже и для «Дальпитерстроя» это не означает полной остановки строительства, просто придется построить поменьше жилья».

Сельские поселения уже 27 мая, когда ФЗ-136 вступил в силу, потеряли полномочия в сфере архитектуры и градостроительства - они переданы на уровень районов прямой нормой ФЗ-136. При этом больше всех «попали», как выражается Богачев, Новое Девяткино, Мурино, Бугры, почти все поселения Ломоносовского района и МО «Заневское сельское поселение», в состав которого входят деревни Янино-1, Янино-2, Кудрово, Новосергиевка и другие. «То упорство, с которым они не хотели преобразовываться в городские поселения (чтобы иметь возможность совмещать должности главы поселения и руководителя администрации – прим. РБК-Петербург), сейчас им аукнулось», - не без злорадства отметил Георгий Богачев.

Районы и городские округа лишатся градостроительных полномочий с 1 января 2015 года, когда начнут действовать нормы специального областного закона, если его примут. По словам Георгия Богачева, законопроект уже подготовлен и направлен на согласование в комитеты областного правительства. Если до 9 июля, когда областной ЗакС уйдет на каникулы, все согласования будут получены, то губернатор внесет проект в областной парламент. И тогда уже в сентябре, когда ЗакС возобновит свою работу, законопроект будет приниматься депутатами. Трудности на пути его принятия в областном правительстве ожидают, поскольку в регионе существует довольно крепкое муниципальное лобби.

Источник: РБК


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи