АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

"Московский комсомолец". Выборы в новом формате

29.05.2014
В Волгоградской области дан законодательный старт реформе местного самоуправления.

Принять за 60 секунд

Надо сказать, что базовый для регионального госустройства законопроект был рассмотрен очень оперативно. Он был внесен на прошедшем 22 мая заседании облдумы с голоса, и, судя по реакции, многие законодатели даже не успели с ним толком ознакомиться. Председатель профильного комитета по госвласти Леонид Титов объяснил спешку необходимостью «встроиться в избирательный процесс». Президент Владимир Путин в понедельник, 26 мая оперативно подписал закон о реформе местного самоуправления, отметив при этом, что " полномочия муниципалитетам должны передаваться только вместе с финансовыми средствами на их реализацию". При этом, считает президент, возможен и обратный процесс – возврат полномочий в юрисдикцию региональных властей вкупе с финансами на их реализацию. На брифинге, Путин также призвал все регионы "гарантировать муниципалитетам стабильность установленных правил", пояснив, что "губернаторы должны оказывать содействие при делегировании полномочий и передаче финансовых ресурсов" муниципалитетам.

Напомним, закон приятный Госдумой и одобренный Советом Федерации, вносит принципиальные изменения в устройство местного самоуправления и взаимоотношения муниципального и регионального уровней власти. Ключевая задача – создать максимально широкие возможности для того, чтобы и та, и другая власть эффективно решали вопросы жизнеобеспечения и развития вверенных им территорий и без конфликтов сотрудничали в интересах населения. Закон разработан в свете послания Президента России Федеральному Собранию, где Путин, отметил необходимость уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.

Как пояснил зампредседателя Госдумы Сергей Неверов, после широкого обсуждения с субъектами РФ и муниципалитетами был подготовлен и внесен законопроект, в котором предполагается закрепить те модели устройства МСУ, которые снимали бы наиболее типичные проблемы и противоречия в этой сфере. Прежде всего – проблемы внутриэлитных конфликтов и подмены самоуправления откровенным самоуправством чиновников или "политиков", приходящих к власти на волне предвыборной демагогии, а впоследствии нередко оказывающихся за решеткой из-за коррупционных нарушений.

Выбор сделан

Модель, предложенную для реализации на территории Волгоградской области, представил руководитель Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области» Николай Семисотов. Один из авторов проекта пояснил, что согласно документу, представительные органы муниципальных районов Волгоградской области формируются из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава.

– Мы предлагаем установить, что главы муниципальных районов и городских округов Волгоградской области избираются представительными органами муниципальных районов и городских округов соответственно из своего состава и исполняют полномочия председателей представительных органов муниципальных районов и городских округов, – отметил Семисотов. – Главы поселений Волгоградской области избираются на муниципальных выборах и возглавляют местные администрации. Уставами сельских поселений может быть предусмотрено, что главы сельских поселений, возглавляющие местные администрации, исполняют полномочия председателя представительного органа сельского поселения.

Один, но не единственный

Таким образом, если предложенные Ассоциацией нормы закона будут приняты, уставы муниципальных образований Волгоградской области должны быть приведены в соответствие с ним в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

– Федеральный закон предусматривает шесть вариантов формирования органов власти в муниципальных образованиях, – пояснил председатель думского комитета по госвласти Леонид Титов. – В нашем прописан один из них, но это не значит, что мы уходим от обсуждения и не даем возможности общественности предложить другие варианты.

Мнение общественности, которую приглашают включиться в обсуждение законопроекта, пока неизвестно, но стоит отметить, что модель МСУ, предложенная для реализации на территории Волгоградской области, устроила далеко не всех депутатов. В частности противники убеждены, что такие изменения наносят серьезный вред формированию гражданского общества, потому что людей лишают права выбирать исполнительную власть.

Сторонники указывают, что и прямые выборы не всегда приводят к власти эффективных управленцев.

– Трижды избирался главой района. И хотя всегда считал, что прямые выборы наиболее рациональное решение, к сожалению, у нас есть масса примеров, когда в районах через каждые четыре года менялся глава на прямых выборах, и сейчас территория находятся в депрессивном состоянии, – отметил депутат Сергей Булгаков. – Система сити-менеджера не снимает всех проблем, но сегодня по факту муниципальные районы и поселения в нем разорваны друг от друга. Главы поселений и районные власти не взаимодействуют должным образом. Поэтому эта концепция закона, где всенародно избранные главы поселений войдут в состав представительного органа, приведет к «взаимоувязке». Местное самоуправление объединится и выйдет на одноуровневый подход взаимодействия. Двухуровневый, я считаю, уже себя дискредитировал.

У Волгограда свой путь

Отметим, что обсуждаемый документ пока не затронет систему формирования власти в городе Волгограде, хотя она не раз уже подвергалась здравой и конструктивной критике. Этот закон коснется областного центра в том случае, если городской округ примет решение о территориальном делении, усилив полномочия районов.

Ведь для крупных городов с ярко выраженным внутригородским территориальным делением в федеральном законе предложена специальная модель местного самоуправления – предусматривается возможность создания в крупных городах нового уровня МСУ в городских районах. Сейчас эта возможность не используется, в результате чего возникает ситуация, когда интересы жителей отдельных городских территорий недостаточно представлены в муниципалитете. Районы в крупном городе могут стать самостоятельным муниципальным образованием, со своим бюджетом, главой, депутатами, полномочиями. При этом будущим законом опять же предусматриваются несколько вариантов на выбор региональных и городских властей: можно формировать общегородской парламент из глав и депутатов внутригородских муниципалитетов (что свяжет эти два уровня местной власти), а можно сохранить систему прямых выборов. Решать этот вопрос депутаты региона и города будут с учетом мнения населения. Где-то это может быть городское голосование, а где-то – публичные слушания или массовый опрос.

Отметим, что в Волгограде уже реализуется прообраз будущего МСУ пилотный проект – Общественная дума Волгограда. Он предложен и проходит обкатку в качестве новой модели местного самоуправления и общественного контроля. Общественная дума сформирована из числа общественных депутатов общественных дум районов города, которые избираются тайным голосованием на собраниях жителей соответствующих районов из числа кандидатур, выдвинутых общественными объединениями, представляющих интересы различных профессиональных сообществ и социально-профессиональных групп, а также самовыдвиженцев. Успех или неуспех проекта, как ожидается, должен продемонстрировать эффективность новой системы комплектования муниципальных представительных органов власти и их возможности. 

Источник: "Московский комсомолец"


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи