АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

"Московский комсомолец". Нашла коса на реформу

15.05.2014
Чуть помедленнее, кони

Координационный совет (КС) Союза парламентов городов России по итогам своего очередного заседания в Элисте внес в протокол неожиданный резолютивный вывод: «Считать проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» преждевременным и отозвать его на доработку». Профсоюз российских законодателей поставил под сомнение результат большой работы авторов реформы МСУ, так как считают, что главная концептуальная норма законопроекта – отмена прямых выборов мэров преждевременна и ее необходимо пересмотреть.

Напомним, что 15 апреля Госдума в первом чтении приняла законопроект, согласно которому главы городов, разделенных на районы, внутригородских районов, муниципальных районов и городских поселений будут избираться из состава депутатов местных парламентов. Они будут возглавлять парламенты, а за хозяйство будут отвечать сити-менеджеры. В свою очередь законодательные собрания городов будут формироваться из депутатов, делегированных районами.

В Волгограде такая управленческая модель, предусматривающая разделение ответственности двух ветвей власти, действует с сентября прошлого года, но для многих регионов такая система управления – новинка. Свое решение члены КС объяснили тем, что опасаются, что введение двухуровневой модели МСУ в городских округах приведет к дополнительным «ненужным затратам» и низкому уровню администрирования бюджетных средств. Многие делегаты, среди которых были и главы городов, избранные из состава депутатов, на примерах своих территорий доказывали необходимость сохранения единого городского бюджета и рассказывали о преимуществах отказа от районирования городских территорий.

Утром деньги, вечером стулья

После содержательных дискуссий, парламентарии большинством голосов приняли решение обратиться к руководителям федеральных органов власти с предложением отложить реформу и выступили за то, чтобы одновременно с законопроектом, реформирующим органы муниципальной власти, был принят закон, уточняющий в том числе финансовые полномочия МСУ.

Эту резолюцию координационный совет намерен направить президенту, в Госдуму и Совет Федерации, а также вице-премьеру Дмитрию Козаку, возглавляющему правительственную комиссию по перераспределению полномочий между федеральными, региональными и муниципальными властями.

Хотя Союз парламентов городов РФ не настолько влиятельная организация, чтобы застопорить реформу МСУ, тем не менее «элистинский демарш» парламентариев не остался незамеченным рядом влиятельных региональных структур, таких как Госсовет Татарстана, мэрия Казани, гордума Екатеринбурга, глава Екатеринбурга. К тому же протестный голос Союза не одинок. Фактически все ассоциации муниципалитетов в той или иной мере выступили с критикой проекта реформы. А ассоциация дальневосточных и сибирских городов заявила о ненужности и даже вредности такой реформы МСУ, а также о необходимости доработать проект и провести до начала реформы в некоторых городах соответствующий эксперимент. Впрочем, добиться, чтобы рассмотрение в Госдуме законопроекта было отложено или добиться его отмены, практически невозможно: реформу МСУ одобрил Владимир Путин.

Время решает все

Поэтому главный вопрос, который сегодня будоражит региональные элиты, – в какие сроки будет проведена реформа. Многие губернаторы считают, что процесс реформирования МСУ можно запустить сразу с момента принятия федерального закона. Если законопроект примут до конца мая этого года, то регионы вполне успевают провести досрочные выборы в Единый день голосования 14 сентября. Это означает, что осенью, помимо плановых выборов, во всех городах будут избираться еще и районные Думы, а действующие мэры потеряют свои посты.

Ряд экспертов полагают, что с реформированием спешить не стоит, так как регионы к реформе МСУ просто не готовы. Поспешность и неподготовленность может привести к фатальным ошибкам уже на старте и серьезно дестабилизировать политическую ситуацию в регионе. Тем более для спешки нет причин. Законопроект не предусматривает точной даты перехода всех регионов на новую схему выборов. Регионы смогут сами решать, с какого года им наиболее удобно переходить на новую систему выборов – с 1 января 2015 года или отложить переход на более поздний период.

Не исключен также «мягкий» – поэтапный переход к новой системе выборов. К концу этого года федеральный центр может волевым решением определять ряд «пилотных» регионов, где опробуют выборы по новой системе. Хотя Кремль прямо говорит, что заинтересован в оперативности реформирования, но, вполне возможно, что первыми на реформу пойдут те регионы, где в 2015 году истекают полномочия гордум. Досрочно прекращать полномочия избранных в 2013 году законодательных органов, как, например, Волгоградскую городскую думу, не станут. Ведь чтобы закон заработал эффективно, параллельно должна быть выстроена не только новая система выборов, но и системы управления, распределения полномочий, создана необходимая финансовая база для переходного периода.

Таким образом, несмотря на единодушно критичное отношение к реформе, активных демаршей со стороны городских властей ожидать не стоит. Сработает инстинкт самосохранения. Если городские власти начнут саботировать и перегибать палку, у губернаторов, которым вменен контроль за ходом реформы в регионе, всегда под рукой необходимые финансовые и административные рычаги, чтобы пресечь волюнтаристские настроения и обеспечить беспроблемное прохождение реформы.

Экспертное мнение:

Александр Стризое, профессор ВолГУ:



– Считаю, что необходимо сохранить и сами посты мэров, причем не заменять, а дополнять их сити-менеджерами, прежде всего потому, что демократия в политической жизни страны наиболее значима на муниципальном и региональном уровне. Здесь сохраняется контакт избранных лиц: мэров, глав администраций, депутатов с населением управляемых территорий. Здесь сосредоточено множество проблем, прежде всего, ЖКХ и социальной сферы, решать которые весьма болезненным для граждан способом должны люди, открыто и гласно получившие общественное доверие. В городах сосредоточена основная часть протестного электората, которая хочет активно участвовать в политике. Уровень гражданской зрелости и активности таков, что такое участие наиболее продуктивно именно на муниципальном (городском) уровне. Участие на федеральном уровне, как правило, формализовано и не создает у избирателя настроения сопричастности власти. Отказ от выборов будет воспринят гражданами как боязнь властью своих граждан, усилит установку на неформальный протест, не позволит своевременно выявлять общественных лидеров, "засвечивать" их перед общественным мнением и направлять их активность в конструктивное русло. Было бы хорошо, если бы с сохранением выборов мэров городов власть узаконила муниципальный референдум по вопросам организации жизни управляемой территории. В первую очередь это надо сделать в городах-миллионниках.

Источник: "Московский комсомолец"


Возврат к списку новостей