АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Уссурийск. Выбирать мэра должны сами жители

22.04.2014
Новые поправки к закону "Об общих принципах организации местного самоуправления", которые приняты в первом чтении Госдумой, наделали много шума на местах. Затрагивают они интересы и жителей Уссурийска. Если поправки утвердят в нынешней редакции, то выборов главы администрации не будет. Граждан лишат этого права. О нововведениях, которые предусматривает данный законопроект, в интервью рассказал депутат Думы Уссурийского городского округа Николай Литвинов.

- Николай Илларионович, Госдума рассматривает законопроект реформы местного самоуправления. Сейчас эти поправки к закону бурно обсуждаются. А каково ваше отношение к предстоящим изменениям в законодательстве?

- На мой взгляд, несмотря на то, что в документе стоят солидные подписи, в том числе и нашего президента совета муниципальных образований России Степана Киричука, этот законопроект абсолютно не продуман, не взвешен и не подготовлен.

Потому что при детальном его изучении видны полные противоречия с действующим законодательством. Противоречат поправки и международному законодательству, что вообще недопустимо. А самое основное - в очередной раз нам "навязывают" реформы сверху.

Любая реформа, любое изменение должно пройти какое-то апробирование. С мест должны поступить хорошие предложения. Их необходимо "просеять": эти, к примеру, - популистские, а значит, не наши; эти необходимо дополнить; а вот эти принимать чуть рановато, над ними можно поработать позже. А сегодня исследовательский институт, о котором раньше никто не слышал, выдал концепцию, под которой подписалась целая плеяда депутатов Госдумы и Степан Киричук, который был мэром Тюмени, но они никогда не касались проблем поселения. А в предложенных поправках 2/3 вопросов касаются именно работы поселений, их полномочий. Кстати, до принятия закона в первом чтении в Госдуму поступило более 800 поправок к нему. Поэтому, на мой взгляд, данный законопроект сырой, непродуманный и невзвешенный. И его еще рано принимать.

- Все плюсы и минусы необходимых поправок к 131 закону рассматривались и обсуждались на всероссийском съезде муниципальных образований, который прошел в городе Суздале 8 ноября 2013 года. Так почему же разработчики не учли мнения участников съезда? И почему так активно продвигают свой документ?

- Потому что не хотят слышать мнения тех, кто действительно потом будет работать с этим законом и кто сейчас с ним работает. Первое, что нужно сегодня сделать - рассмотреть вопросы полномочий местного самоуправления всех уровней. Все ли сегодня смогут выполнять поселения и районы? Что-то можно передать выше на субъект Федерации, что-то наоборот. Часть можно передать от поселений районам в связи с тем, что они не располагают даже специалистами, которые должны выполнять определенные функции. Второе - даже при таком перераспределении должна быть финансовая обеспеченность для исполнения возложенных на территории полномочий.

А сегодня с глав спрашивают по полной, забывая об одном, - где глава под исполнение этих полномочий возьмет деньги, ведь их в бюджете попросту нет? Если бы была наполняемость бюджета в соответствии с полномочиями, тогда был бы спрос.

А когда нечем распоряжаться, а мы с него требуем, чтобы были улицы заасфальтированы, чтобы было освещение, чтобы колодцы были почищены и работали, была качественная вода, т.е. весь комплекс коммунальных и социальных услуг. Это неправильно.

Причем, я должен отметить, что на съезде звучали разные мнения. Были предложения отменить 131 закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" и принять абсолютно новый. Но мы согласились с тем, что отменять его полностью не надо. Он свое назначение выполнил и продолжает выполнять. Хотя уже назрела необходимость его пересмотреть с учетом сегодняшнего времени. Мы ожидали, что наши предложения будут услышаны и приняты, однако, этого не случилось.

- Николай Илларионович, те изменения, которые предлагают разработчики внести в 131 закон фактически лишают права население участвовать в выборах мэров. Главы будут выбираться из состава Думы депутатами и, кроме того, согласно новому законопроекту, на территориях появится еще один руководитель – сити-менеджер. Для чего такие новшества? Зачем крупным городам два градоначальника?

- Сити-менеджеры себя в России абсолютно не оправдали, об этом тоже говорилось на съезде. Есть единичные успешные примеры, а в 95% случаев эта форма управления никакого эффекта не дала. Кстати, отрицательные примеры есть и в Приморье: Красноармейский район, Лесозаводский городской округ. Вечные конфликты между двумя этими руководителями: кто главнее и у кого статус выше. Ни к чему хорошему это не привело. Я считаю, что должна быть та система единоначалия, которая в полной мере оправдала себя и в районом звене, и городском звене.

- Будут ли нести ответственность при такой системе выборов из числа депутатов и назначенные свыше мэр и сити-менеджер?

- Если мэр города будет избран из числа депутатов, то он несет ответственность перед своими избирателями, а вот сити-менеджер никакой ответственности перед населением нести не будет.

Для его назначения должна быть сформирована конкурсная комиссия, где половина членов ее состава будут представители губернаторов. А губернатор - это представитель органов государственной власти. И поэтому получается, что сити-менеджер будет назначаться госвластью, и отвечать он будет только перед руководством региона.

Если это завуалировано и подводится к продолжению вертикали госвласти на местном уровне, то тогда давайте не будем лукавить, – поменяем все от Конституции и до нормативных актов местного самоуправления и скажем, что у нас будет одна власть – государственная. Как это было при советской власти.

- Данные нововведения в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления" обсуждали на совете муниципальных образований Приморского края. Намерены ли территории куда-нибудь обращаться, чтобы не допустить принятие нашумевшего законопроекта?

- Специально на Совете мы этот вопрос не рассматривали, но вот буквально на днях мы получили интересный документ по линии Ассоциации Дальневосточных и Сибирских городов. Эта ассоциация динамичная, по моему мнению, она объективно оценивает ситуацию, всегда прислушивается к мнению с мест. Они запрашивали и нашу точку зрения, а мы, в свою очередь, делали рассылку по всем городам края. В перечне городов, которые откликнулись и дали свои отзывы на этот законопроект, оказались наши земляки. Это Владивосток, Артем, Лесозаводск и Уссурийск.

По данному законопроекту ассоциация дальневосточных и сибирских городов предлагает отклонить в первом чтении этот документ, как противоречащий ряду основополагающих конституционных принципов организации местного самоуправления, не совпадающих с позицией президента РФ. Кстати, президент четко сказал о том, что мэры должны только избираться, а не назначаться.

- Получается, что разработчики законопроекта с мест не услышали не только руководителей, но и даже президента?

- Еще президент говорил о том, что надо рассмотреть вопрос финансовой поддержки местного самоуправления. Сегодняшнего финансирования недостаточно. Это тоже не было услышано. Нам говорят, что реформа будет проходить в три этапа, и вопросы, связанные с упорядочением полномочий всех уровней местного самоуправления и их финансовым обеспечением, переносятся соответственно на второй и третий этапы. Только вопрос остается открытым: когда по срокам наступят эти этапы?

- Поправки в законе, кстати, касаются и крупных городов России. Они вносят коррективы в их административное формирование. Что предлагают разработчики?

- Деление на внутрирайонные зоны ответственности. То есть в городе предлагают сделать не одну администрацию, а несколько администраций по районам. По этому поводу мы тоже высказывались.

Мы говорили, что предлагаемые изменения в законе повлекут и дополнительные расходы из бюджетов всех уровней. Ведь если крупный город поделить внутри на районные администрации, то это влечет расходы буквально на все. От создания печатей и табличек с новыми названиями структур до содержания зданий и заработной платы, тем, кто там будет работать.

Плюс ко всему, необходимо будет заменить и вывески на различных учреждениях. Остается непонятным, как сегодня разорвать полномочия по районам? К примеру, город - транспортная составляющая. Транспорт идет через все его районы. Кому из них отдать полномочия обеспечения населения транспортными услугами? Какому району? Это городская функция, вот пусть он ею и занимается. И так далее.

- Николай Илларионович, скажите, есть ли какие-нибудь расчеты предполагаемых затрат, которые могут понести крупные города при административном делении их по районам?

- Ассоциация Дальневосточных и Сибирских городов приводит пример Красноярска: как подсчитали специалисты, если сделать внутри города полноценное административное деление, то им необходимо дополнительно 390 млн рублей ежегодно. Это и на содержание, и на функционирование, а плюс еще и регулярные выборы депутатского корпуса и глав этих районов. Это тоже дополнительные и немалые суммы денег.

- И в завершении разговора вернемся к Уссурийску. В сентябре этого года состоятся выборы депутатов Думы и главы Уссурийского городского округа. Николай Илларионович, как вы считаете, состоятся ли у нас прямые выборы мэра или уже граждан к тому времени могут лишить их законного права проголосовать за того кандидата, который им больше нравится?

- Я не хочу ничего прогнозировать. Эта вещь неблагодарная. Я могу только высказать собственное мнение: мне бы хотелось, чтобы выборы остались. В этом и заключается демократия.

Выбирать мэра должны только жители города. Но, исходя из складывающейся ситуации, на внеочередном заседании Думы депутаты приняли в первом чтении поправки в Устав УГО, определяющие, что главу будут выбирать из состава депутатов. Впереди еще общественные слушания и рассмотрение поправок во втором и третьем чтении.

А то, что выборы эти будут сложными и напряженными - они всегда такими были в Уссурийске. Потому что претендентов хватало. Желающих стать мэром много, а подготовленных к этой должности мало. Но надо выбирать именно из тех, кто оправдает наше доверие. Я бы действительно хотел, чтобы выборы были таковыми. Ну а что касается выборов депутатов, то надо отметить, что последние созывы Думы доказали свою работоспособность. Люди набрались опыта, все решения принимают взвешено. Кто пойдет на выборы, каждый из моих коллег будет решать самостоятельно. Наверняка придут в Думу и новички. Мне бы хотелось, чтобы они брали пример с тех, кто работает сегодня. Без суеты и популизма. Без громких лозунгов и призывов.

Источник: http://primamedia.ru


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи