АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Чита. Местному самоуправлению - быть

Чита. Местному  самоуправлению - быть 27.02.2014
Александр Зенков, Председатель Думы городского округа «Город Чита».

Рад, что на недавнем заседании участники расширенного заседания забайкальского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления поддержали меня в том, что базовый для местного самоуправления федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » уже не обеспечивает правовую основу для деятельности власти на местах. За 10 лет в документ внесено более 500 поправок, которые ничтожно мало помогают на практике, говорят о том, что нужна новая редакция базового закона. . Своими предложениями по совершенствованию законодательства мне довелось поделиться и во время расширенного заседания Совета Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, состоявшемся в Барнауле. В том числе, высказать свою точку зрения на то, что предполагается сделать с местным самоуправлением. Этим кратко поделюсь с читателями далее. 

Не ломать, а укреплять

То, что новой моделью реформы местного самоуправления предлагается устранить муниципалитеты как таковые, перейти к огосударствлению власти, разбив мегаполисы на районы, а местное самоуправление оставить лишь на уровне поселений, вызвало негативную оценку коллег – участников совета АСДГ. Действительно, ломать – не строить, и хотя раздаются отдельные голоса из Брянска, Калуги , одобряющие предложенные модели институтом социально- экономических, политических исследований, все же большинство из муниципального сообщества рассуждает здраво и категорически против того, чтобы разрушить в одночасье сложившуюся, стройную систему местного самоуправления. Что касается оптимизации структуры органов местного самоуправления, то по опыту нашего города скажу: практикой доказано, что сложившаяся за 10 лет структура себя оправдывает, является, на мой взгляд, оптимально дееспособной для выполнения возложенных на местное самоуправление задач. Итак, это представительный орган муниципального образования, Мэр города Читы – глава муниципального образования, избираемый на муниципальных выборах по мажоритарной системе выборов относительного большинства и возглавляющий исполнительный орган муниципального образования – администрацию городского округа, а также другие органы местного самоуправления: контрольно-счетная палата и орган регулирования цен и тарифов. 

Не решать чужих задач

Что еще необходимо изменить в федеральном законодательстве? Исключить расплывчатость формулировок и уточнить правовое содержание употребляемой в законе терминологии.
Такие формулировки как «создание условий, «оказание содействия», «обеспечение условий», «участие в осуществлении», «обеспечение выполнения работы» достаточно обтекаемы. На плечи местного самоуправления неоправданно возлагается ряд полномочий, которые носят по своей природе общегосударственный или региональный характер: профилактика терроризма и экстремизма; гражданская оборона; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, деятельность аварийно-спасательных служб и формирований; предоставление участковому уполномоченному полиции и членам его семьи жилого помещения, а также помещения для работы на закрепленном за ним участке и т.д.. До настоящего времени не решен вопрос о механизме осуществления конституционной обязанности органов местного самоуправления по охране общественного порядка. Закон о муниципальной милиции не разработан и не принят. Не определен механизм осуществления полномочий органов местного самоуправления в осуществлении международных и внешнеэкономических связей. 
Существует ошибочное мнение о том, что полномочия можно разделить на обязательные для исполнения и не обязательные, которые можно исполнять только при наличии средств. Считаю, это в корне неверно. Неисполнение тех или иных полномочий местной властью приведет к тому, что эти полномочия будет вынуждена осуществлять государственная власть. Значит, она правомерно поставит вопрос: а зачем нужно такое местное самоуправление, которое перекладывает на другие плечи свои обязанности? И только в этом случае модели , которые предложил ИСЭПИ, предлагая в том числе устранение мэров городов и представительной власти ,станут актуальными. Вывод? Местному самоуправлению нужны четко сформулированные полномочия, подкрепленные законодательно прописанными источниками финансирования. 

Обеспечить финансовый фундамент 

Но полномочия четко прописать мало, необходимо обеспечить их должным финансированием, определив доходные источники бюджетов муниципальных образований. Представители муниципального сообщества похожи, без вины виноватые, на дон- кихотов, сражающихся с ветряными мельницами: : сколько лет уж трубим об этой проблеме, а все зря. Поступление от местных налогов и сборов не обеспечивает полное финансирование расходных обязательств муниципальных образований. Недостаточно средств поступает в местные бюджеты от региональных и федеральных налогов. На федеральном уровне необходимо разработать минимальные социальные стандарты и нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения определение на длительный период (не менее 3 лет) источников доходов муниципальных образований, обеспечивающих эту гармонию.
Необходимо ввести норматив отчислений от налога на имущество организаций в местные бюджеты; увеличить норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований до 50 процентов; ввести в качестве местного налога транспортный налог в отношении физических лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, с зачислением поступлений от данного налога в муниципальные дорожные фонды; закрепить за местными бюджетами отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 100 процентов.
Следует принять на федеральном уровне закон о муниципально-частном партнерстве, поскольку в настоящее время эти взаимоотношения органов местного самоуправления с бизнесом не имеют четко ограниченных рамок и возможностей.

Укрепить муниципальный контроль

В некоторых административных центрах субъектов Российской Федерации до настоящего времени не установлено право муниципальной собственности на все земли в пределах территории муниципального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной, государственной собственности или иной собственности. Необходимо ускорить решение этого вопроса в ближайшей перспективе.
Несовершенство законодательного регулирования сферы муниципального контроля не позволяет органам местного самоуправления использовать этот административный ресурс в достижении поставленных целей. В законодательстве Российской Федерации отсутствует единый перечень контрольных полномочий органов местного самоуправления. 

Вовлечь горожан в управление

Активность жителей муниципального образования в решении вопросов местного значения напрямую зависит от открытости, прозрачности публичной власти, продуктивной деятельности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Чтобы каждый избиратель мог «дотянуться рукой» до публичной местной власти ,необходимо на местном уровне депутатов представительных органов муниципальных образований избирать исключительно по мажоритарной избирательной системе по одномандатным избирательным округам, отказавшись от системы пропорционального представительства по партийным спискам. Следует устранить неопределенность статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Статья 40 № 131-ФЗ не содержит четких определений их прав, обязанностей и ответственности. При этом на федеральном уровне необходимо, на мой взгляд, принять закон «Об отзыве депутата представительного органа муниципального образования и выборного должностного лица местного самоуправления». Чтобы избиратель получил реальное право не оправдавшего доверия избирателей депутата, выборного должностного лица отозвать и решить вопрос об избрании другого кандидата, который смог бы реализовать все наказы избирателей.
Следует законодательно предусмотреть меры стимулирующего характера такой формы общественного самоуправления как территориальное общественное самоуправление. Возможность его финансирования из бюджетов муниципальных образований в настоящее время не увязана с действующим законодательством. 
Таким образом, Федеральный закон №131 сыграл значительную положительную роль на этапе формирования органов местного самоуправления. Но при этом базисная проблема финансовой обеспеченности не была решена. В связи с этим необходима существенная корректировка федерального законодательства о местном самоуправлении, но без разрушения его базовых основ и принципов. 
Изложенную мною позицию о реформе местного самоуправления поддержали и другие участники заседания, также большинство представителей муниципального сообщества России. По информации "Всероссийского Информационного бюллетеня местного самоуправления" это коллективное мнение услышали и в Государственной Думе.



Источник: Пресс-служба Городской Думы Читы

Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи