АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

СГЦСЗР. Об итогах годового отчетного общего Собрания Союза и заседания «круглого стола»: «Предстоящая реформа местного самоуправления. цели, варианты, ожидания»

20.02.2014
В Великом Устюге 14 февраля 2014 года состоялось очередное общее Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России. Делегации из 16 муниципальных образований прибыли в древний город, построенный на перекрестке речных путей, где река Юг впадает в Сухону, и вместе они образуют Северную Двину. Слово «Великий» Устюг получил во времена Ивана Грозного за упорный, самоотверженный труд жителей, их стойкость и терпение, отвагу и мужество при защите российских рубежей. 
В программу Собрания вошло заседание «круглого стола» на тему: «Предстоящая реформа местного самоуправления. Цели, варианты, ожидания», что явилось откликом на призыв Президента РФ к обсуждению в свободной дискуссии вопросов «развития общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах». 
С целью более полной реализации предложения В.В. Путина о том, «чтобы люди поговорили об этом открыто и высказали свои аргументы "за" или "против" определенных решений», участники Собрания отклонились от строгих формальных требований заседания высшего органа управления Союзом, и, на время круглого стола, управление было передано модераторам. Эту функцию квалифицированно выполнили Валерий Кирпичников и Александр Пузанов. 
Валерий Александрович имеет большой опыт не только в реализации местного самоуправления в России, но и в организации развития и становления этого института в нашей стране. За плечами опыт муниципального руководителя, Депутата Государственной Думы, вице-губернатора Ленинградской области, Министра региональной политики РФ, Президента Союза Российских городов.
Александр Сергеевич – известный эксперт в области социальной и жилищной политики, регионального и городского развития. Автор более 30 публикаций. Кандидат наук, профессор Высшей школы урбанистики, заведующий кафедрой экономики города и муниципального управления высшей школы экономики. Генеральный директор Института экономики города.
В дискуссии приняли участие представители всех городов и приглашенные эксперты и специалисты. Все высказались за сохранение местного самоуправления в городах, за выборность депутатов и мэров городов. Большинство поддержало прямые выборы Мэров и одномандатную мажоритарную систему выборов депутатов. В защиту института сити-менеджеров прозвучало немного голосов. Нужна или не нужна двухуровневая система местного самоуправления на уровне районов и поселений – однозначной позиции не прозвучало. Вопрос требует дополнительной проработки. В выступлениях в очередной раз отмечено несоответствие финансовых источников и полномочий, отмечены слишком частые изменения правил игры, отсутствие системы стимулирования развития. Вновь прозвучали предложения о закреплении нормативов отчислений на долговременной основе, о необходимости единых социальных стандартов. Прозвучал и риторический вопрос – неужели в стране все так плохо с финансами, с кадрами, что необходимо говорить о введении антикризисного управления с жесткой вертикалью и отходом от демократического развития.
Юрий Бобрышев обратил внимание на опасность тенденции снижения роли местного самоуправления и формирования у людей ощущения, что все решают и за все в ответе губернаторы и, в конечном счете, Президент. Юрий Иванович призвал не торопиться с резкими преобразованиями и выполнять поручения по ревизии полномочий и их финансированию. 
В принятом итоговом документе круглого стола отмечено, что «в рассматриваемой (в качестве концепции предстоящей реформы), аналитической записке Фонда ИСЭПИ «Реформирование системы организации МСУ в крупных городах и городских агломерациях: возможные подходы», нет полноценного анализа состояния местного самоуправления в России, нет достаточных обоснований радикального реформирования основ местного самоуправления. Нет анализа стоимости реформы и прогноза социально-экономических и политических последствий с учетом явных и скрытых угроз. Дополнительные риски могут возникнуть при реализации столь масштабных преобразований в сжатые сроки без проведения широкого общественного обсуждения в региональных органах государственной власти, органах местного самоуправления, научно-исследовательских учреждениях, общественных объединениях и иных структурах гражданского общества.
Ликвидация местного самоуправления на уровне городов не приблизит власть к населению, не сделает ее более доступной. Отмена выборов мэров городов будет способствовать снижению гражданской ответственности на местном уровне, может вылиться в недовольство федеральной властью на местах. 
Любые эксперименты, нарушающие целостность городской инфраструктуры, разрушающие систему управления городом, как единым механизмом, могут иметь разрушительные последствия, вплоть до техногенных катастроф.
Города являются точками роста экономики. Являются основой для экономики страны в целом. В условиях мирового экономического кризиса и падения роста экономики страны недопустимо подвергать рискам отлаженные городские системы, производственные комплексы, сложившиеся балансы между властью, бизнесом и населением. 
Создание агломераций не должно вторгаться в систему управления городом или иной территорией. По сути, агломерации должны стать новой формой развития межмуниципального сотрудничества. Появление агломераций должно повышать эффективность управления и улучшать условия жизни в каждом, вступающем в агломерацию населенном пункте. Недопустимо искусственное создание агломераций, исходя только из размера города и численности жителей, без достаточных социально-экономических обоснований».
Участники «круглого стола» выразили уверенность, что федеральными органами государственной власти не будут приняты решения по проведению реформы в соответствии с концепцией, изложенной в аналитической записке Фонда ИСЭПИ «Реформирование системы организации МСУ в крупных городах и городских агломерациях: возможные подходы», как не соответствующей целям и задачам, поставленным Президентом России. 
В то же время, муниципальное сообщество готово стать безусловным союзником Президента РФ в решении стратегических задач развития государства и местного самоуправления. Готово участвовать в обсуждении и поиске таких форм преобразований, которые позволят добиться роста эффективности социально-экономического развития как муниципалитетов, так и Российской Федерации в целом.
Участники «круглого стола» поддержали совместное обращение Союза российских городов, Ассоциации малых и средних городов России, Ассоциации городов Поволжья, Союза городов Центра и Северо-Запада России, Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Ассоциации «Города Урала» к руководителям федеральных органов государственной власти и поручают Президенту Союза городов Центра и Северо-Запада России Ю.И. Бобрышеву, в случае необходимости, подписать совместное обращение союзов и ассоциаций муниципальных образований к Президенту РФ (на основе проектов и итоговых документов «круглого стола» СГЦСЗР и предложений других союзов и ассоциаций).
Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России заслушало отчет о работе за 2013 год (в форме слайд-фильма), отчет ревизионной комиссии, утвердило план работы на 2014 год. Осеннее Собрание решено провести в городе Иванове. В апреле в Вологде состоится заседание Правления Союза. XIII Спартакиада Союза состоится в Петрозаводске, фестиваль зимних видов спорта - в Вологде, XIX выставка работ детского художественного творчества - в Котласе. Большое количество мероприятий запланировано в рамках работы секций Союза, которые охватывают 20 направлений деятельности.
По итогам Собрания сформирован новый состав ревизионной комиссии. Председателем избран Андрей Быков, глава Старорусского муниципального района. В состав вошли Александр Степанов (Котлас) и Александр Лазаревич (Тихвин).
По поручению Губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова перед собравшимися с докладом «Опыт Вологодской области по развитию туризма в муниципальных образованиях» выступил начальник Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области Владимир Осиповский. Собрание проходило на Вотчине Деда Мороза и участники успели ознакомиться с некоторыми объектами этого самого известного среди российских городов туристического проекта. Докладчик рассказал и о других приоритетных направлениях и брендах: Вологда – кружевная столица России, Кириллов – святая земля, Тотьма – город моряков, Белозерск – былинный город, Вытегра – обитель батюшки Онего, Нюксеница – сокровищница народных традиций, Череповец – горячее сердце Севера. В 2013 году объем инвестиций в сферу туризма в области составил 860 млн. рублей, объем туристских и гостиничных услуг – 3660 млн. рублей.
Глава Великоустюгского района Игорь Хабаров выступил с докладом «Патриотическое воспитание молодежи, как источник и средство духовного и экономического возрождения страны (опыт Великоустюгского муниципального района)». Ведущую роль в воспитании подрастающего поколения играют образовательные учреждения. Патриотическое воспитание детей в школах начинается с изучения символики России. Во всех школах нашего района оформлены стенды с государственной символикой, которая является обязательным атрибутом массовых и любых других значимых мероприятий. 

Источник: Исполнительная дирекция СГЦСЗР


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи