АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Иркутская область. Алексей Козюра: главное в реформе МСУ – поддержать поселения и города Приангарья

Иркутская область. Алексей Козюра: главное в реформе МСУ – поддержать поселения и города Приангарья 05.02.2014
Одним из главных аспектов реформы местного самоуправления (МСУ) в России и в Иркутской области должна стать поддержка первого уровня – сельских и городских поселений. Нужно обеспечить первый уровень МСУ реальными деньгами и полномочиями и создать все условия, чтобы люди поняли смысл местного самоуправления, считает заместитель председателя комиссии по регламенту, депутатской этике Законодательного собрания, член фракции партии "Единая Россия" Алексей Козюра. О своем видении проблем муниципалитетов депутат рассказал в интервью.

- Тема, которую после послания президента все очень активно обсуждают, - это реформа местного самоуправления. Что, по Вашему мнению, нужно изменить в Иркутской области на муниципальном уровне?

Мне кажется, что реализуя эту часть послания президента, мы, прежде всего, должны поддержать первый уровень.
У нас большое количество муниципальных образований относится к четвертой форме дотационности. Нужно создать все условия, чтобы вывести их из этой формы, чтобы они смогли участвовать в программах, чтобы почувствовали возможность приступить к собственному развитию и чтобы люди поняли смысл местного самоуправления. А когда дали огромное количество полномочий, но не обеспечили деньгами, специалисту сложно работать главой.
Он скажет: "Вы мне денег не дали, а полномочий навешали, на меня люди кричат, что я не могу улицы вычистить, я уеду отсюда, потому что я нормальный человек, я не буду страдать…". И хорошие управленцы, патриоты, уезжают, ищут другое место приложения собственного таланта, сил.
Поэтому я убежден, что мы должны поддержать глав поселений, создать все условия для того, чтобы они смогли стать выбранными, настоящими народными руководителями тех малых поселений, где живут люди.

- А мэры в основном сводят все свои предложения к тому, что им нужны деньги…

- А мэры по-другому и не могут говорить. Они выбраны и им необходим результат. То, что нужно реформировать систему местного самоуправления, причем не ломать ее, не отменять, не разрушать, а модернизировать, понятно всем.
Мы создали двухуровневую систему самоуправления. Первый уровень – главы и депутаты дум городских и сельских поселений - наделены массой полномочий городских и сельских поселений, но абсолютно лишены бюджетов и денег. Второй уровень – это мэры, которые управляют, но не имеют полномочий или имеют минимум полномочий, но у них есть деньги. Эти два уровня между собой каким-то образом договариваются, и на этом договоре зиждится система местного самоуправления.
Но суть системы местного самоуправления не в договоре первого и второго уровней, не в реализации полномочий или выборности мэров, которая сейчас активно обсуждается. Проблема в том, что местное самоуправление уже по своему названию перестало быть таковым, люди перестали принимать участие в решении собственных проблем. По многим вопросам граждане сидят и ждут, когда власть решит их проблему, разочаровались в депутатах Думы, почти разочаровались в мэре и т.д. Вот человек идет в Общественную приемную лидера партии и пишет письмо, например, "включите мне свет" или "помогите с ремонтом квартиры".
Эти уровни с каждым годом теряли доверие человека. Смысл самоуправления в том, что люди сами организуются и управляют. Поэтому Иркутское региональное отделение партии "Единая Россия" предложила реализовать проект "Народные инициативы", чтобы из областного бюджета деньги передавались напрямую на первый уровень, чтобы люди сами собрались, нашли свои проблемы в сельском или городском поселении, проголосовали за выделение этих денег на решение этой конкретной проблемы. В первый год реализации программы на нее было выделено 500 млн рублей, в 2013 году силами губернатора удалось увеличить до 1 млрд рублей. В этом году бюджет опять 500 млн при известных проблемах с бюджетом, он сохранен, потому что за три года на эти 2 млрд рублей многое удалось сделать, решено огромное количество проблем местного значения, например, освещение, водовод и т.д. Причем когда начинался этот проект, некоторые мэры второго уровня были против, они говорили: "Вы что там играете в эту самую демократию! Мы сами знаем, что нужно этим людям, вы нам денег дайте, и мы их проблемы решим". Но практика главный критерий истины, жизнь показала эффективность проекта.
Кто должен решить транспортную проблему - мэр района или глава города? Конечно, глава города, он отвечает за конкретную улицу за конкретный дом, за конкретную школу. Кто должен вкрутить лампочку - мэр района или глава города или поселения? Кто должен отремонтировать водокачку? Конечно, глава города, то есть первый уровень. Он ближе к людям, он в реальной системе местного самоуправления. Уровень, который не наделен деньгами, но который наделен большим количеством полномочий.

- В местном самоуправлении крайне важны кадры. Есть примеры очень эффективных мэров, которые даже в таких условиях решают поставленные государством задачи?

Да, например, мэр Свирска Владимир Орноев. Он, хоть и мэр городского округа, второго уровня, но он, по сути, там является главой - под ним нет других муниципальных образований, он отвечает за город, за улицу, за лампочку, за школу и так далее. Свирск в четвертой категории дотационности, и эта дотационность не позволяет городу Свирску, мэру, Думе, делать самостоятельные финансовые шаги. Эта четвертая категория связывает руководителя города по рукам и ногам. Например, участие в программах по переселению их ветхого жилья и реформированию ЖКХ. По этим программам, прежде всего, требует софинансирование, а оно возможно, если у тебя в бюджете выделены на это деньги. А если денег нет, муниципалитет абсолютно дотационный, то о каких программах может идти речь? Ни о каких. Мэр сможет только платить заработную плату бюджетникам, и исполнять свои полномочия, поддерживая систему жизнеобеспечения города и ЖКХ. И все.
При этом Владимиру Орноеву удается даже при глубоко дотационном бюджете находить деньги, участвовать в программах. В этом году в Свирске сдается прекрасный жилой дом на улице Олега Кошевого по программе переселения из ветхого жилья. Этот дом не похож на те дома, которые сдавали в самое благополучное советское время. Это прекрасные подъезды, это отремонтированные квартиры, которые не нужно переделывать. Я бы в него заехал и с удовольствием бы там жил. Это сделал Орноев благодаря, конечно, областному бюджету и поддержке правительства, безусловно, и спасибо им огромное за то, что поддерживают таких эффективных мэров, как Владимир Орноев.
Это должно быть системно. Более того, не надо поддерживать, а надо давать Свирску развиваться самому. Если были бы созданы условия для того, чтобы наполнился бюджет местными налогами, то этот город благодаря таким людям, как Владимир Орноев и его команда, смог бы развиваться еще больше.

- Да, в прошлом году Владимир Орноев сделал все, чтобы нормально реализовать программу по экологии, то есть по ликвидации мышьякового загрязнения…

Орноеву удалось максимально качественно отрежессировать этот процесс. В чем честь и хвала Орноеву, у него все точно, все по времени рассчитано, кто и чем должен заниматься. Он во всем разбирается, например, в технологиях. Мэры Жигаловского и Черемховского районов Игорь Федоровский и Виктор Побойкин такие же, они не просто понимают проблему, но еще и понимают технологию решения этой проблемы. Например, при строительстве - сопротивление метала, температурный режим, вольтаж, фундамент, дорожное покрытие и т.д. Они во всем этом разбираются, поэтому многие эксперты так трогательно относятся ко второму уровню и не хотят дать его разрушить. На этом втором уровне сложилась профессиональная когорта, но они получают силу как раз от выборности: "Меня выбрали люди и поэтому я это делаю". Именно такие Вадим Семенов, Владимир Трубников, Наталья Никитина, Виталий Кириченко, да и многие другие.

- При двухуровневой системе местного самоуправления существует некое двоевластие, и на это двоевластие приходится государству тратить значительные средства…

Конечно так. 
Мы очень много денег тратим на саму организацию системы местного самоуправления. А люди, простые жители, порой не могут понять, кто за что отвечает. Например, в Ангарске они видят главу администрации и мэра города, мэра района и две Думы. То же самое в Нижнеудинске, где есть мэр и глава города, в Тайшете, в Шелеховском районе, где большая часть населения района проживает в Шелехове. У кого какие полномочия, кто за что должен перед конкретным человеком и обществом отвечать - все это должно быть урегулировано!
Но, как говорится, надо начинать сначала. А начало - это первый уровень местного самоуправления, поэтому первый уровень должен быть поддержан всецело, наделен теми полномочиями, которые конкретно может выполнить, и полностью профинансирован для обеспечения этих самых полномочий. Все остальное – вторично.
Расходы муниципальных бюджетов должны исключительно соответствовать потребностям граждан. Недопустимо расширять штаты, без особой нужды переводить на профессиональную основу председателей муниципальных Дум, покупать дорогие автомобили, выплачивать "космические" премии. Порой муниципалитету не хватает денег на разработку проектно-сметной документации на детский сад или школу, а при этом администрация или аппарат муниципальной думы расширился. Здесь не только контролирующим органам надо бы разобраться, но и местному сообществу. И в этом контроле тоже самоуправление.

- Алексей Викторович, в Иркутске и других городах области остро стоит проблема работы общественного транспорта. На протяжении последних 10 лет власти региона и города пытаются ее решить, но пока безуспешно. Будут ли депутаты ЗС второго созыва заниматься этой проблемой? Как, на ваш взгляд, можно было бы ее решить?

Я небольшой специалист в градостроительстве и в философии современного города. Но есть города в Европе, где для частного транспорта ограничен проезд в центр города - нет шлагбаумов, но въезд платный, и люди уже просто так не едут в центр. Тем самым решается проблема толкотни в самом центре и проблема парковок. Но подойдет ли это решение для Иркутска, мне сложно сказать. Может быть, проблему могли бы решить общественные школьные автобусы, потому что большое количество родителей утром возят своих детей в школу и детсады. Если был бы школьный автобус, который ходил из одной части города в другую. Это бы отчасти решило проблему. Я бы посадил своего ребенка в этот школьный автобус, если бы он доехал спокойно.
Транспортная проблема – системная, и ее одним каким-то конкретным действием не решить. И самое важное, что для этого не надо издавать какие-нибудь законы. Напротив, если мы сейчас начнем это все обсуждать, издавать какие-нибудь законы, мы можем создать такое болото, в котором умрет любая рациональная идея. А для решения конкретной хозяйственной проблемы не нужно "городить огород". Не надо придумывать новые формы - фуникулеры через Ангару или метро копать. Качественное экспертное сообщество, изучив опыт других городов России и, может быть, зарубежных стран, в состоянии предложить городской администрации хороший проект. Убежден, что Виктор Кондрашов со своей молодой командой способен на это.

- В Иркутске есть еще большая проблема транспортных развязок…

Нам нужны хорошие транспортные развязки, чтобы решить проблему пробок. Это всем известно, и мэру понятно. Отлично всем известно, что из себя представляет проблема Маратовского кольца. 
Есть еще проблема возле торгового центра "ДжемМолл" на Синюшиной горе, которая затрагивает и шелеховчан: люди по два часа едут на работу, а если это посчитать на деньги, время, бензин, то мы, наверное, взяли и выбросили на ветер те деньги, на которые можно было бы построить два подземных переезда. Нужна городская программа по развитию общественного транспорта. В этом плане должно быть обозначено в каком году будут сделаны дороги, параллельно какие появятся общественные маршруты, запустить школьный транспорт, ввести ограничение на проезд в центр города. И это приведет, например, к 2015 году к конкретному результату. Мне кажется, что это не является чем-то нереальным.

Источник: http://irkutskmedia.ru


Возврат к списку новостей