АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Совет Федерации. Игорь Зуга: мы ввели два ограничения: не трогаем 131 закон и межбюджетные отношения

Совет Федерации. Игорь Зуга: мы ввели два ограничения: не трогаем 131 закон и межбюджетные отношения 27.01.2014
В России готовится реформа местного самоуправления (МСУ), о проведении которой президент заявил в послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года. Механизмы реформы пока не определены, но Владимир Путин уже наметил ее вектор: президент назвал неэффективной двухуровневую систему МСУ и при этом заявил, что мэров нужно «только выбирать». Конкретные предложения о проведении реформы для руководства страны готовят региональные и муниципальные власти, депутаты Госдумы и представители Совета Федерации.

«СуперОмск» обратился к одному из экспертов в этом вопросе – сенатору Игорю Зуге, который возглавляет региональное отделение Всероссийского Совета местного самоуправления и в данный момент входит в рабочую группу Совета Федерации по реформированию МСУ.
Обсуждая реформу, мы также не могли обойти вниманием конкретные проблемы местного самоуправления в Омской области. Сенатор предложил «активировать» районных глав, сравнил прежнего и нынешнего губернаторов, а себя с Андреем Голушко.

- Почему федеральные власти решили реформировать систему местного самоуправления?

Игорь Зуга. Местное самоуправление - это основа всего: экономики, политических процессов, стабильности любого региона и государства. А у нас внутри этого уровня власти наблюдается нарастание проблем. По всей стране мы наблюдаем противоречия между губернаторами и мэрами, между главами районов и руководителями сельских поселений. Есть и вторая сторона этого вопроса. Запросы общества растут, а местное самоуправление формирует образ всей вертикали власти в глазах населения. Ведь человек не отличает: власть – это для него и местное самоуправление, и губернатор, и президент. Таким образом, своим действием или бездействием отдельный муниципальный глава может подорвать доверие населения к власти в целом.

- Вы считаете, что существующий 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» недостаточно хорошо регулирует этот уровень власти?

Игорь Зуга. 131 закон - это очень хороший закон, и я продолжаю на этом настаивать. Это единственный закон, который оставляет нас в поле европейского законодательства. Другое дело, что, приняв 131 закон, мы очень резко перешли к двухуровневой муниципальной системе. Это привело к высоким затратам, мы не готовы были организационно. Переход должен был проводиться в первую очередь через подготовку кадров.

- Сейчас рассматриваются различные сценарии проведения реформы муниципального самоуправления. Среди вариантов предлагается отмена выборов мэра и образование городских округов. Как вы оцениваете эти варианты?

Игорь Зуга. Мэров нужно однозначно выбирать, это же европейская хартия. Введение городских округов, на мой взгляд, это не панацея. Мы все время пытаемся организационными мерами закрыть главную проблему – качество управления процессами. Чем деление на районы хуже деления на муниципальные округа? С точки зрения управления, в обоих случаях все может быть очень плохо, в зависимости от того, кто выстраивает систему управления.

- Реформа МСУ активизировала тему пересмотра межбюджетных отношений. Например, мэр Омска Вячеслав Двораковский собирается снова поднимать этот вопрос. Сможет ли пересмотр МБО улучшить систему управления на местах?

Игорь Зуга. У нас есть две психологии: психология зарабатывать и психология тратить. Мне кажется, что все муниципальные образования пока исходят из психологии «дайте нам денег». Но как только мы начинаем разбираться, то оказывается, что с 85% муниципальных земель не платят налоги, главы не работают над формированием источников пополнения своих бюджетов.
То же самое в районах. Я в какой район ни приеду, мне показывают детский садик или школу. Редко кто может похвастаться усиленной работой с инвестором. Мы должны показывать в первую очередь внутреннюю инвестиционную привлекательность региона. Если внутреннего инвестора в сельских районах нет, то внешний в него никогда не придет.
Давайте соберем с районов предложения – все они будут затрагивать межбюджетные отношения. Если делить нечего, то вопрос не в способе дележки.
Поэтому мы в Совете Федерации изначально ввели в свою работу два ограничения: не трогаем 131 закон и межбюджетные отношения. Группа в Совете Федерации готовит для Аппарата президента предложения вне поля самих глав, опираясь на мнение экспертов в области МСУ.
Главы муниципальных образований часто все сводят к деньгам и предпочитают не говорить об ответственности. На самом деле вся проблема в том, что у многих местных глав не хватает компетенции.

- Вы сейчас говорите как о стране в целом, так и об Омской области?

Игорь Зуга. Омские главы районов редко проявляют самостоятельную активность. Раньше, при Леониде Константиновиче (Полежаеве, предыдущем губернаторе Омской области. – Ред.), глава считался полным негодяем, если где-то что-то сказал на федеральном уровне. Леонид Константинович придерживался восточной психологии. Это была его модель управления – гиперцентрализованная. 
Сейчас главам говорят: выходите на любой уровень, хоть на федеральный, хоть в ЕС, работайте! Но никакого всплеска активности я не вижу.

- Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы эту активность подстегнуть?

Игорь Зуга. Главное изменение уже произошло в омском регионе. Это отпуск административного давления. Сегодня подавление любой активности – это смерть. Назаров перестал подавлять активность, следующая задача - ее развивать. Сейчас переходный период: все поняли, что активности не подавляются, в регионе появились люди, которые что-то хотят сделать, создать. Им не надо ставить задачи, их надо поддерживать. Власти надо развивать эти активности, только тогда регион будет двигаться вперед.
Вы – журналисты - пропустили этот период и стараетесь формировать образ агрессивного губернатора. Пишете: «Он должен быть жестким». Жестким каким? У нас уже жесткие были - люди свои мысли опасаются высказывать. Вы хотите, чтобы было еще жестче?
Я понимаю, что Леонид Константинович делал. Он добился, чтобы его запомнили, построил Успенский собор, метромост. Он сделал много для региона, но его стиль управления не предполагал инициативы снизу.
Активность должна быть не только в бизнесе, но и в искусстве, и в политике. То, что сейчас губернатор немножко отходит от районных выборов, это не слабость власти. Это попытка дать возможность местным политэлитам подвигаться. Как, например, в Калачинске. На мой взгляд, это очень правильная позиция.

- Вы затронули тему выборов главы Калачинского района, которые назначены на март 2014 года. Можете дать свою оценку проходящей в районе избирательной кампании?

Игорь Зуга. Хорошо, что на эти выборы идут разные кандидаты. Хорошо, что идет Вадим Цыганков, Фридрих Мецлер, но хорошо, что идет и Валентина Суслова. Это хорошо для избирателей, потому что у них есть выбор. А у нас, как у власти, есть следующая задача: чтобы люди понимали, за кого они голосуют.
Только я не вижу у кандидатов четкой позиции, что глава района - это гарант политических и экономических интересов каждого жителя этого района. Кандидаты должны, что называется, поклясться на крови, что они обеспечат политическую стабильность в районе и будут поддерживать экономические интересы каждого жителя. Это означает, что победитель не будет притеснять бизнес.
И тогда избирательная кампания не будет войной кланов: клан на клан или группа на группу. Это, прежде всего, будет битва за избирателей.

- Хотелось бы вернуться к вашей сенаторской деятельности. Вы входите в рабочую группу по реформе МСУ. Над чем еще вы сейчас работаете в Совете Федерации?

Игорь Зуга. Я возглавлю временную комиссию Совета Федерации по разработке законодательства в инженерной сфере. Планируется, что в комиссию войдут Эдуард Россель, Виктор Кресс, Николай Рыжков – люди, о которых я раньше в газетах читал, для меня честь только поздороваться с ними. И я уверен, что закон по инжинирингу, по инженерной деятельности мы сделаем.

- У вас со вторым омским сенатором – Андреем Голушко – совершенно разные методы. Вы работаете с законодательством, а он, наоборот, очень мало внимания уделяет этой сфере. Свою помощь Омской области он строит в основном на личных связях, привозя в регион представителей федеральной власти и бизнеса. 

Игорь Зуга. Андрей Иванович много коммуницирует, много делает, чтобы сюда приезжали. У меня свои методы работы. Я системный человек. Система дает неограниченное количество коммуникаций. Как оптоволокно, которое заменило телефонный кабель. Андрей Иванович сегодня создает промежуточный этап, он обеспечивает коммуникации. Я же пытаюсь перейти на этап выше. В силу технического образования, схемотехника для меня не является абстрактной вещью. Зато у Андрея Ивановича есть другое преимущество - он очень обаятельный человек.
В любом случае вся наша деятельность идет в кассу региона. Наши сенаторы на фоне других сегодня объективно выглядят одними из самых сильных. По крайней мере, Омск в Совете Федерации уже ни с кем не путают.

Источник: superomsk.ru


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи