АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

РАРИО. Состоялась расширенная пресс-конференция «Информационное общество в России: итоги 2013 года»

19.12.2013
В Центральном доме журналиста состоялась расширенная пресс-конференция «Информационное общество в России: итоги 2013 года».
Организатор пресс-конференции – Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО» при поддержке Временной комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества. Генеральный партнер – Группа компаний «Информ Девелопмент». Партнеры – Лаборатория Касперского, Экспертный центр электронного государства, Региональный сетевой информационный центр RU-CENTER, Центр технологий электронного правительства НИУ ИТМО.
Цель пресс-конференции – освещение в СМИ основных достижений и проблем в сфере развития информационного общества, доведение до широкой общественности планов и основных задач информатизации на 2014 год.
На мероприятии выступили и ответили на вопросы журналистов: председатель Временной комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества Руслан ГАТТАРОВ, руководитель Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО», председатель президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ, вице-президент ОАО «Универсальная электронная карта» Вадим ЩЕПИНОВ, президент Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры сети Интернет Александр ПАНОВ, руководитель Экспертного центра электронного государства Павел ХИЛОВ.
В качестве экспертов – оппонентов в мероприятии приняли участие: председатель правления Центра компетенции по электронному правительству Владимир ДРОЖЖИНОВ, президент Фонда «ФОСТАС» Евгений ЗИНДЕР, секретарь Временной комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества, заместитель генерального директора Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО» Александр ШЕПИЛОВ, директор Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО Андрей ЧУГУНОВ, президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий Михаил ЭЛЬЯНОВ, министр информатизации и связи Красноярского края Алексей ТУРОВ, начальник управления информатизации Пензенской области Александр АНТОНОВ и др.
Мраморный зал Домжура с трудом вместил всех желающих. Ведущий пресс-конференции Александр АЙГИСТОВ поприветствовал собравшихся в зале около 150 представителей СМИ, общественных структур и экспертных сообществ.
Модератор также зачитал письмо начальника Управления по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Администрации Президента РФ Андрея ЛИПОВА, который выразил благодарность Российскому Агентству развития информационного общества «РАРИО» за деятельность по развитию информационного общества в Российской Федерации и улучшению взаимодействия граждан с органами власти, в том числе на независимых площадках и с привлечением экспертного сообщества и гражданских активистов. Андрей ЛИПОВ также отметил, что прошедший 2013 год запомнился усилением внимания интернет-сообщества и правительств различных стран к вопросам защиты прав и свобод граждан в сети Интернет, что подтверждается также принятием ООН в декабре этого года резолюции о праве на неприкосновенность личной жизни в цифровой век. В заключение своего обращения Андрей ЛИПОВ пожелал успехов в проведении мероприятия.
Руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ в свою очередь поблагодарил руководство Управления по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Администрации Президента РФ и отметил, что участвующие в сегодняшнем мероприятии спикеры представляют «элиту отечественного экспертного сообщества» в сфере развития информационного общества.
Затем руководитель РАРИО сделал вступительный доклад, начав без долгих предисловий и общих слов на тему глобальных продвижений в сфере информационного общества и констатировав, что, к сожалению, они не особенно касаются событий уходящего 2013 года.
Александр АЙГИСТОВ посетовал, что весь 2013-ый год нарастали тревожные сообщения о неудачном функционировании систем электронного правительства, являющегося базисным инфраструктурным элементом информационного общества. А уже с осени они стали выражаться в однозначно критических оценках ведущих экспертов и представителей общественных структур. Деньги федерального бюджета, а мы знаем, какие это гигантские суммы, вложенные в государственные программы «Электронная Россия» и «Информационное общество (2011-2020 годы)», не приносят до сих пор ожидаемого адекватного результата, направленного на улучшение качества жизни граждан. Эта оценка неоднократно была высказана на отраслевых форумах, конференциях и даже в СМИ.
Организация оказания федеральных услуг также стал вызывать всё больше нареканий. Они относились не только к громоздкой и затратной по усилиям процедуре регистрации гражданина как пользователя портала, но и к невозможности получения многих госуслуг, представленных на портале как оказываемые. Заявка гражданина могла быть принята, зарегистрирована и направлена в ответственное ведомство, но оттуда – ни информации о ходе выполнения, ни, тем более, результата могло так никогда и не прийти. Особенно часто претензии к такому обслуживанию возникали по межведомственным госуслугам.
Александр АЙГИСТОВ также напомнил, что в середине этой осени неожиданно для многих прозвучало решение о самых радикальных мерах, которые Минкомсвязи РФ предложило применить к Порталу госуслуг – более чем в 10 раз сократить число услуг, которые ближайшее время должен оказывать главный портал! На каком основании было принято такое решение, насколько оно согласуется с текущим нормативным полем (указы Президента, Стратегия развития информационного общества)?
Эксперты и находящиеся в зале представители СМИ указывали в прениях и на другие провалы. Говорили о том, что до сих пор не созданы полноценные условия для использования электронных документов во взаимодействиях как граждан с органами исполнительной власти, так и органов исполнительной власти между собой, а также о том, что не решены до конца вопросы обязательного архивного хранения электронных документов.
Представители бизнес-структур жаловались на то, что такие вопросы затрагивают не только граждан с их повседневными нуждами, но и предприятия всех типов, т.е. бизнес, который мог бы снижать накладные расходы и повышать скорость реагирования на разные ситуации за счет перехода на электронные документы. «Внутри себя» бизнес достаточно хорошо умеет это делать, осталось за малым: чтобы этому научились государственные органы и государственные системы.
Продолжая свое выступление, Александр АЙГИСТОВ отметил, что сейчас во многих речах на широкой публике можно слышать о величайшем прогрессе России в области электронного правительства, электронной демократии и развития информационного общества в целом. Но практика показывает или минимальное продвижение, или застой, стагнацию, или даже откат назад, как в случае с набором оказываемых услуг на Портале госуслуг. В этих условиях ни ИТ-специалисты, ни ИТ-наука, ни средние и большие ИТ-компании (не говоря о малых), похоже уже не испытывают уверенности в том, что стоит инициативно заниматься инновационными направлениями: ни в сфере электронного правительства, ни на стыке бизнеса и информационных технологий.
При этом известный общественный деятель констатировал и отдельные локальные успехи и продвижения. Как ни странно, их можно разглядеть на региональном и на муниципальном уровне, сказал Александр АЙГИСТОВ, в том числе, при оказании услуг в электронном виде. Но электронное правительство сильно тогда, когда каждый гражданин обладает равными возможностями, независимо от места своего проживания, нахождения, или числа ведомств, участвующих в выполнении услуги.

В заключение своего вступительного слова руководитель РАРИО отметил, что уже необратимо изменилась вся информационная среда, в которой электронное правительство составляет лишь отдельную часть. Именно поэтому нужно разрабатывать новую концепцию развития информационного общества как доктрину комплексной информационной и материальной среды обитания человека.
Но для этого, подчеркнул Александр АЙГИСТОВ, необходимо разобраться, что же сейчас происходит с отраслью информационных технологий, по крайней мере, в сфере развития информационных систем государственных и муниципальных организаций – это «всего лишь» стагнация или же провал? Или – всё в порядке, и это – затишье перед спланированным необычайным взлётом? И как быстрее «всем миром» можно сдвинуть затянувшуюся пробуксовку с места?
После достаточно критичного доклада руководителя РАРИО слово взял председатель Временной комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества Руслан ГАТТАРОВ, который выступил в своем роде защитником деятельности Минкомсвязи РФ.
В частности, сенатор, обращаясь к Александру АЙГИСТОВУ, сказал, что если бы сейчас электронное правительство в России работало, то на него пришлось бы потратить куда большие деньги, и это – миллионы и миллионы рублей. К тому же и огромное количество высвободившихся госслужащих в это кризисное время пришлось бы отправить на улицу. Минкомсвязи РФ сейчас очень сильно уменьшило расходы на электронное правительство!
Почему? Объясняю, продолжил сенатор. В первое время очень большие средства закачивались. На первом этапе это было оправдано – нужно было стартануть. Потом эти деньги деформировали рынок и по факту начали работать против основной идеи. Большие компании требовали все больше денег, а регионы были обложены «оброком» по подключению к Порталу госуслуг – 138 тысяч рублей стоила каждая услуга, просто ее опубликование, я уже не говорю о стоимости каналов связи, о плате 14 миллионов рублей за СМЭВ! А сейчас – регионы за это не платят, и это большая заслуга Минкомсвязи РФ.
Однако, есть вопросы у регионов к Минкомсвязи РФ: тема ушла из передовых и теперь стало гораздо труднее отстаивать бюджет на внедрение электронного правительства и на региональные порталы госуслуг, согласился с модератором Руслан ГАТТАРОВ.
Сенатор также согласился с руководителем РАРИО, что и Портал госуслуг далек от совершенства, и его нужно быстрее совершенствовать и развивать, но особенно важно, что бы все заявленные услуги, которых более 100 тысяч опубликовано, заработали и были доступны гражданам. Считаю, добавил сенатор, абсолютно правильное решение Минкомсвязи РФ – выделить сейчас приоритетные услуги, сделать их нормально работающими, а это примерно 80% обращений, чтобы привлечь граждан на главный Портал.
Также Руслан ГАТТАРОВ выразил удовлетворение тем фактом, что взаимодействие между властью и представителями отрасли информационных технологий, а также гражданами значительно улучшилось по сравнению с началом текущего года, благодаря чему появились хорошие результаты в реализации новых законов, а также – улучшение уже существующих. Сенатор перечислил, какие законы подверглись улучшениям благодаря такому взаимодействию. 1 декабря 2013 года был принят закон «об отмене телефонного рабства», появились и первые положительные результаты работы этого закона. Руслан ГАТТАРОВ упомянул и «антипиратский закон», на тему которого было много дискуссий. В частности, он отметил, что исполнительные органы уже начали прислушиваться к представителям ИТ-отрасли, что в итоге сказалось на том, что в данный момент исполнением «антипиратского закона» довольны как представители отрасли, так и органы государственной власти, несмотря на все высказывания против закона в самом начале его принятия.
Сенатор напомнил, что недавно внесён новый закон о противодействии спаму в телекоме, который был инициирован им самим. В частности, в соответствии с законопроектом, абонент сможет обратиться к оператору с требованием прекратить рассылки от конкретного отправителя. Сложнее станет и провести рассылку. Для этого нужно будет заключить с оператором договор об осуществлении рассылки и предоставить необходимые сведения.
В качестве дополнительной меры защиты абонентов от нежелательных рассылок обязанность доказывать наличие согласия абонента на получение рассылок могут возложить на заказчика рассылки.
Законопроект, по мнению Руслана ГАТТАРОВА, позволит значительно снизить количество незаконных смс-рассылок. На отправку сообщений в личных целях изменения распространяться не будут. Не являются рассылками и массовые отправки сообщений в случаях установленных законодательством и по решению властей для своевременного информирования абонентов, например, в случаях чрезвычайных ситуаций.
С смс-спамом сталкивался почти каждый россиянин, у которого есть мобильный телефон, уверен сенатор. Иногда это просто безобидные, хоть и назойливые, сообщения, рекламирующие магазины одежды, такси, турфирмы и так далее, но часто рассылки носят мошеннический характер: содержат сомнительный ссылки, просьбы пополнить баланс незнакомого номера, отправить смс на короткий номер, чтобы помочь больному ребенку.
Так же в ближайшее время ожидается внесение корректив в 152-ФЗ «О персональных данных», который поможет сделать защиту персональных данных более эффективной, а сам закон более гибким для представителей бизнес-структур и граждан.
В заключение своего выступления Руслан ГАТТАРОВ обрушился на ситуацию в Минздраве РФ, приводя его в первых рядах собственного «анти-рейтинга».
Нет более худшего использования федеральных средств, десятков миллиардов в этом году! Ужасная ситуация сложилась с программой информатизации здравоохранения, ужасные конкурсы, ужасное исполнение, неэффективное управление процессом. Совсем скоро «дорогая карета» за 590 миллионов рублей, потраченные на аренду ЦОДа, превратится в тыкву! Государство получит ноль, граждане тоже получат ноль.
Другой конкурс – на 930 миллионов рублей: диспетчеризация скорой помощи. Идея замечательная, но зачем-то мы ее изобретаем с нуля, а эксперты уверены, что стоимость проекта – не более 100 тысяч рублей, а при правильном техническом задании это можно сделать и за 50, и за 30 миллионов рублей. Вот что я вам скажу – в большинстве регионов работают такие системы уже сейчас. Но им уже эта «новая» система будет предоставляться бесплатно. Что это означает: региону придется платить за ее внедрение, за ее оборудование, за каналы связи и многое другое, и это – миллионы рублей! Зачем все это? Кто принимает эти решения?
А ведь почти 30 миллиардов рублей уже потратили на создание электронной медицинской карты, которая не работает, разве что, кроме записи на прием к врачу. Запись есть, но очереди все-равно есть. 30 миллиардов – колоссальные деньги, я вам могу сказать, что больше таких денег выделено не будет, сказал в заключение Руслан ГАТТАРОВ.
Руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ, комментируя сказанное сенатором, высказался о необходимости обязательного обсуждения подобных дорогостоящих инициатив с экспертным сообществом и привел такой пример.
Достаточно продолжительное время эксперты профессиональной сети Gosbook обсуждали самые разные проблемы электронного правительства – от неработоспособности Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) до отсутствия реальной стыковки информационных систем федерального и регионального уровней.
К сожалению, независимые эксперты были отрезаны от возможностей проводить объективный аудит СМЭВ и Портала госуслуг. Но даже те немногие предположения и рекомендации, которые звучали на Gosbook и на других открытых форумах, похоже не учитывались в Минкомсвязи РФ и «Ростелекоме», а ведущие эксперты страны, имена которых достаточно известны, не вовлекались в работы по анализу, оценке и выработке рекомендаций.
Вместе с тем, ни Минкомсвязи РФ, ни единственный оператор электронного правительства «Ростелеком» не могли представить полного инженерного анализа причин такой ситуации, конкретных оснований отказов в обслуживании по услугам разных видов и исполнителей. Хотя, возможно, «Ростелеком» и мог бы предоставить всю информацию по названным вопросам, но в результате предпринятых действий по отлучению «Ростелекома» от проекта – практически была ликвидирована команда, многие сами уволились.
Какое предложение? В связи с этим все больше ведущих экспертов отрасли сегодня считают необходимым введение в стране специального института единого ИТ-архитектора, полностью отвечающего за реализацию Портала госуслуг, по сути назначения «хозяина» проекта. Но прежде, уверен Александр АЙГИСТОВ, важно четко определить приоритеты государственной политики, которые изменяются, потому что меняется само время, задачи и среда обитания современного человека.
Александр АЙГИСТОВ напомнил при этом слова главы государства Владимира ПУТИНА из Послания Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года о том, что современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение.
О статусе и перспективах универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации рассказал на пресс-конференции вице-президент ОАО «Универсальная электронная карта» Вадим ЩЕПИНОВ.
Цель проекта, сказал выступающий, обеспечить надежное и общепризнанное электронное удостоверение личности гражданина (ID) и удобный платежный инструмент при обращении за государственными, муниципальными и коммерческими услугами, а также создать инфраструктуру для доставки гражданам государственных, муниципальных и коммерческих услуг в электронном виде и обеспечить эмиссию микропроцессорных карт нового поколения, реализующих идентификацию гражданина и формирование его электронной цифровой подписи непосредственно на карте по российским стандартам.
Универсальная электронная карта содержит сейчас два обязательных федеральных приложения (ID и банковское), а также может содержать ряд региональных приложений, что позволяет оказывать широкий спектр услуг гражданам, формируя индивидуальные пакеты. Это – единый документ, объединяющий в себе полис обязательного медицинского страхования и реквизиты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. УЭК содержит данные, позволяющие выполнять операции, в которых требуется идентификация гражданина (квалифицированная электронная подпись), а также содержит банковское приложение ПРО100, позволяющее использовать карту как полноценный платежный инструмент.
На вопрос журналистов, сколько в Российской Федерации выдано универсальных карт, Вадим ЩЕПИНОВ сообщил, что выдача УЭК началась с 1 января 2013 года на всей территории страны, уже открыто 875 пунктов приема заявлений и выдачи карт по регионам, подано более 190 тысяч заявлений граждан, изготовлено карт – более 147 тысяч, из них более 50% с сертификатом и ключом квалифицированной усиленной электронной подписи.
Реализовано применение УЭК на Портале госуслуг, обеспечена готовность предоставления более 3000 государственных и муниципальных услуг в субъектах РФ. Уже проведена апробация безналичной оплаты проезда на транспорте с использованием УЭК во всех субъектах Российской Федерации, запущена инвестиционная программа ОАО «УЭК» и ОАО «Сбербанк России» по созданию Единых центров процессинга и биллинга в субъектах РФ. Достигнута договоренность с Пенсионным фондом России о получении СНИЛС при получении УЭК, в 10 субъектах РФ организована выдача полисов обязательного медицинского страхования в составе УЭК.
Вадим ЩЕПИНОВ также сообщил, что Правительством РФ принято решение о реализации проекта «Электронный паспорт» с учетом наработок УЭК, совместно с ФМС России начата подготовка к реализации на базе УЭК проекта «Электронный паспорт».
Отвечая на вопросы представителей СМИ, заместитель руководителя УЭК пояснил, что электронный паспорт будет включать носитель персональных данных, записанных не только визуально, но и в виде электронного ID-приложения, что позволит достоверно идентифицировать личность в электронной среде. Также в электронном паспорте буде спрятан носитель «портфеля» документов, необходимых гражданину: полисы, банковская карта, водительское удостоверение. Конечно же, там будет «ключ» и электронная подпись для получения любых государственных, муниципальных и коммерческих услуг в электронном виде, требующих идентификации, а это стимул к развитию новых электронных услуг и их безналичной оплаты, констатировал Вадим ЩЕПИНОВ.
Председатель правления Центра компетенции по электронному правительству Владимир ДРОЖЖИНОВ вновь остановился на проблемах электронного правительства.
Беда в том, заявил эксперт, что при создании электронного правительства в России представители госорганов никак не хотели знакомиться с мировым опытом. С 2006 года Евросоюз лишь только 20 услуг – 12 для граждан и 8 для бизнеса использовал в своих рейтингах для сравнения стран в области развития электронных госуслуг, для каждой услуги – 5 степеней сравнения. Система предоставления подобных услуг – социотехническая, поэтому должна быть адаптирована к любым изменениям законодательства, к внесению любых корректировок. Наша система к этому совершенно не приспособлена.
К сожалению, предположил эксперт, в новой «Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» также не предложены инновационные пути для выхода из данного тупика. В этой Концепции авторы не нашли ничего другого, как просто в ближайшее время ограничиться 34-мя электронными услугами, которые предоставляют федеральные, региональные и муниципальные органы власти.
Нужно кардинально менять как организацию межведомственного проектирования и создания государственных и муниципальных услуг, так и научную основу перевода услуг в электронный вид. А она должна обеспечивать автоматическое обновление в реальном времени системы предоставления государственных и муниципальных услуг, синхронизированное с обновлением законов и подзаконных актов, единой модели данных, которыми обмениваются ведомства, и нормативно-справочной информации, констатировал Владимир ДРОЖЖИНОВ.
Ряд организаций страны уже имеют существенные наработки в области создания единого межведомственного информационного (семантического) пространства, можно, в частности, упомянуть СПГУ — систему подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид, удовлетворяющую указанным выше требованиям, и систему формирования и сопровождения единого информационного (семантического) таможенного пространства Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Таким образом, для успешного перевода государственных услуг в электронный вид требуется целостная конструкция, в которой на базе бесшовной технологии будет организован связный процесс подготовки и оказания государственных услуг, а также выстроено единое информационное пространство на основе единой модели данных для всех уровней информационного взаимодействия, продолжил Владимир ДРОЖЖИНОВ.
Необходимые условия для решения проблем подготовки госуслуг – организация единого, комплексного подхода к процессу подготовки госуслуг, с учетом всех составных компонентов, на необходимом и достаточном уровне структуризации и формализации самой услуги; применение при подготовке услуг к переводу в электронный вид промышленных технологий с использованием языков программирования, которые подразумевают манипуляции с объектами моделей данных, автоматическую интерпретацию метаданных; обеспечение коллективной работы большого количества участников в рамках семантического, нормативно-правового и организационно-методического пространства для реализации полноценного взаимодействия, сказал в заключение Владимир ДРОЖЖИНОВ.
Модератор пресс-конференции – руководитель Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО», председатель президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ согласился с Владимиром ДРОЖЖИНОВЫМ, а также сделал вывод, что незаметно широкий круг направлений деятельности электронного правительства в последние годы стал всё чаще сводиться именно к вопросу получения гражданами государственных услуг в электронном виде. Собственно «информатизация», повышающая эффективность работы госорганов, как-то стала звучать реже, а «электронная демократия» и «открытые данные» выделились в самостоятельные электронные области.
Надо сказать, отметил ведущий пресс-конференции, что площадки «открытого правительства» еще представляют определенную загадку для граждан. Они, как отмечают эксперты, не имеют сегодня эффективных механизмов привлечения широкой общественности к обсуждению вопросов обеспечения открытости деятельности органов государственной власти.
Очевидно, что сегодня отсутствуют эффективные инструменты популяризации механизмов электронной демократии среди населения. А без массового информирования граждан о широких возможностях механизмов электронной демократии невозможно сформировать среду доверия к этим инновациям. Также при внедрении новых информационных продуктов для населения необходимо проводить комплексные исследования спроса на эти предложения.
Безусловно, нужно выстроить четкую государственную политику, направленную на привлечение граждан к активной жизни в информационном обществе. Общественность обеспокоена тем фактом, что еще не получил широкого распространения механизм обращений и запросов граждан и организаций в органы власти в электронном виде, отсутствуют процедуры, которые бы юридически гарантировали и практически обеспечивали полное равенство этих обращений и процедур перед их физическими аналогами. Сохраняется, а в отдельных случаях и растет цифровое неравенство между федеральным центром, субъектами РФ и муниципалитетами. Проникновение интернета протекает также неравномерно, качество доступа к информационным ресурсам в масштабах страны находится ещё на недостаточном уровне, сказал Александр АЙГИСТОВ.
Нашей стране необходимо разработать такую бизнес-модель, чтобы предпринимателям было выгодно заниматься подключением к интернету населенных пунктов в труднодоступных районах. Нужны новые условия для предпринимателей. Важно продумать новые механизмы преодоления цифрового неравенства, необходимо более интенсивно обеспечивать оптоволоконные подключения, развивать систему спутникового интернета, констатировал Александр АЙГИСТОВ.
Поднимая вопросы интернетизации страны, модератор передал слово президенту Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры сети Интернет Александру ПАНОВУ, который говорил не столько о нынешнем состоянии дел в отрасли информационных технологий, сколько о том, как сегодняшняя, по сути застойная ситуация повлияет на развитие информационного общества в будущем году.
Не ошибается тот, кто ничего не делает, а сделано в отрасли информационных технологий и интернет-отрасли за прошедший год очень много.
В 2013 году было принято так много законов в области регулирования отношений, возникающих в результате использования сети Интернет, это и так называемые «антипиратский закон», «закон о черных списках» и пр., а получилось, что в результате их принятия процент внутреннего валового продукт по нашей отрасли снизился приблизительно на четверть!
С одной стороны мы активно взаимодействуем с Минкомсвязью РФ, с Роскомнадзором, с другой – получается так: вы подумали, но я решил! А ведь мы не стоим по разные стороны баррикад, мы хотим одного и того же, но сегодняшнее регулирование сети Интернет катастрофически приводит к оттоку из отрасли денежных средств. Наши пользователи сегодня уже боятся размещать свои интернет-ресурсы на территории нашей страны, вот до чего дошло. Надеемся на здравомыслие и диалог на равных в 2014 году.
Неумелое регулирование Сети приводит к оттоку денежных средств из страны, это тяжелейшие последствия для российской экономики, уверен Александр ПАНОВ. Решение, как с этим справиться, у нас тоже существует. Повторяю, государство обязательно должно привлекать экспертные сообщества для решения этих проблем. Уверен, что информационное общество ждет рывок – в него начнут активно «входить» регионы. Это – по аналогии с той ситуацией, которую мы наблюдали с ростом проникновения Рунета, сейчас оно движется тоже за счет регионов!
Кроме того, отметил Александр ПАНОВ, нас ждет расширение доменного пространства как мирового в целом, так и российского в частности: появится более 500 новых доменов верхнего уровня. Это новая возможность самоидентификации в Сети – как личной, так и общественной, но так же это и приток денег в нашу отрасль. А там, где больше денег, там и «большой рывок»! Будем продолжать эту работу в 2014 году, сказал в заключение президент Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры сети Интернет.
Руководитель Экспертного центра электронного государства Павел ХИЛОВ рассказал о своей оценке сделанного в сфере электронного правительства в 2013 году.
В начале своего доклада выступающий обратил внимание на ситуацию, связанную с развитием сети многофункциональных центров (МФЦ). В 2013 году Минэкономразвития РФ учло мнения регионов в части Правил организации деятельности МФЦ, в 2014 году уже намечена компенсация расходов региональных бюджетов на оказание федеральных услуг, а также будет снижение госпошлины за оказание услуг в электронном виде. Было выделено 6 млрд. рублей для регионов на создание МФЦ, это не очень много, но тоже деньги! Произошло расширение перечня государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках основных «жизненных ситуаций».
Если говорить о деятельности Минкомсвязи РФ, то это был год «процессов», а не результатов, заявил Павел ХИЛОВ. Была у министерства активная борьба с ОАО «Ростелеком» как с единым исполнителем Госпрограммы «Информационное общество (2011-2020 годы)», хотя, в конце концов, его же и назначили по поручению Президента РФ. Было достаточно много информационных вбросов, которые отрицательно повлияли на утверждение региональных программ информационного общества, в том числе и информация о сокращении количества услуг, замене единственного исполнителя профильной госпрограммы и др.
Появился проект Концепции предоставления услуг в электронном виде, она не обсуждалась и никем пока не утверждена, это, увы, тоже процесс… Разработка подходов к оптимизации механизмов получения электронных услуг тоже в процессе. Велась активная работа по организации межведомственного электронного взаимодействия, но почему этим занимался сам министр? Это ведь всего лишь технический процесс, а министр должен определять госполитику.
Если говорить о решенном и достигнутом, а не о процессах, то, по-моему, и перечислить-то особенно нечего. Было выпущено постановление об упрощении регистрации на Портале госуслуг, это, конечно, позволит отчитаться большим количеством зарегистрированных пользователей, но реально транзакционных услуг для таких пользователей не будет, так как для них гражданину все-равно придется прийти и предъявить свой документ. Гражданин, зарегистрировавшийся через смс или по электронной почте, сможет получать только информационные услуги.
Печалит, что всего лишь один из 83 регионов – Новосибирская область, это было вчера, завершил тестирование региональных сведений для СМЭВ. А ведь это должно закончиться в этом году! Реализация госпрограммы «Информационное общество (2011-2020 годы)» в 2013 году признана Правительством РФ неэффективной. Никакого развития Портала госуслуг и СМЭВ в этом году не производилось.
Проект «Концепции развития механизмов предоставления услуг в электронном виде» разрабатывался весь 2013 год, ничего концептуального там нет, только совершенно очевидные вещи. Считаю, что время потрачено зря, заявил Павел ХИЛОВ.
Слушал презентацию министром Николаем НИКИФОРОВЫМ достижений России в Вашингтоне, он там сообщил, что в России все прекрасно: 20% населения используют электронные услуги, хотя на самом деле всего 4%, может побольше…
Субсидии регионам в 2013 году не выданы, а это 560 миллионов рублей, организации конкурса не было, он перенесен на следующий год. Раздают примерно по 50 миллионов рублей. А мы понимаем, как важно региону получить даже 5 миллионов рублей из Федерального бюджета, посетовал в заключение Павел ХИЛОВ.
О новой «Концепции Стратегии кибербезопасности РФ» рассказал участникам пресс-конференции секретарь Временной комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества, заместитель генерального директора Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО» Александр ШЕПИЛОВ.
2013 год ознаменовался разоблачением Эдварда СНОУДЕНА, который сделал признание о массовых похищениях персональных данных, в т.ч. и российских граждан, осуществляемых спецслужбами США и некоторых других стран. Это событие поставило целый ряд вопросов перед информационным обществом, ответы на которые не очевидны и требуют дискуссий, отметил Александр ШЕПИЛОВ.
Эксперт Совета Федерации ФС РФ заметил, что большая часть корневых серверов находится сейчас на территории США, а ICANN – организация, осуществляющая управление доменной политикой, является частной организацией, которая работает по договору с министерством торговли США, при этом любые попытки вытащить данные вопросы на площадку ООН, в рамках которой можно было бы это обсудить, не увенчались успехом.
Также Александр ШЕПИЛОВ сообщил, что большая часть интернет-трафика идёт из США. Если начать выставлять жёсткие требования к размещению серверов на территории России, то это значит – доставить неудобства как бизнесу, так и самим гражданам. Эксперт заметил, что надо искать умное сбалансированное решение, и подчеркнул, что необходимо создавать все необходимые условия для того, чтобы эти компании сами были заинтересованы в размещении сервера на территории нашей страны.
Александр ШЕПИЛОВ также проинформировал, что недавно в Совете Федерации ФС РФ состоялись парламентские слушания, посвященные «Концепции стратегии кибербезопасности РФ. Ее авторы призывают создать национальную систему защиты от кибератак, усилить ответственность за киберпреступления и создать преимущества для отечественных ИТ-компаний. В концепции перечислены угрозы киберпространству РФ: нанесение урона правам и интересам граждан, организаций, госорганов; проведение кибератак со стороны киберпреступников и кибертеррористов; использование кибероружия в рамках спецопераций и кибервойн.
России, отметил Александр ШЕПИЛОВ, необходимо устранить лакуны в правовом регулировании киберпространства. Концепция предусматривает разделение ответственности за защиту в этой сфере: государство должно заниматься правовым регулированием, а также координацией усилий участников процесса; бизнес – обеспечивать безопасность критической инфраструктуры, находящейся в частной собственности, внедрять и соблюдать стандарты; общество – повышать уровень цифровой грамотности и участвовать в оценке усилий государства и бизнеса.
Из конкретных мер концепцией предлагается создание системы противодействия компьютерным атакам на ресурсы РФ – как государственные, так и корпоративные. Необходимо ужесточить ответственность за киберпреступления и упростить взаимодействие российских правоохранителей с иностранными. Предусматривается разработка «антикризисного плана ответа на киберугрозы национального масштаба». Отечественным производителям ИТ-продуктов обещана господдержка с выходом на иностранные рынки и налоговыми льготами. По опыту автопрома предлагается также «открывать возможности для того, чтобы иностранные компании производили или собирали ИТ-продукты в РФ, частично локализовывали здесь производство аппаратного обеспечения, в перспективе – элементной базы».
Итоговую версию концепции передадут в Совет Безопасности РФ, который должен ее утвердить и запустить процедуру разработки самой стратегии, сообщил Александр ШЕПИЛОВ.
Дискуссию продолжил директор Центра технологий электронного правительства, заведующий кафедрой Управления государственными информационными системами НИУ ИТМО, генеральный директор ПРИОР Северо-Запад Андрей ЧУГУНОВ.
Центр технологий электронного правительства Национального исследовательского университета ИТМО в 2013 году выполнял заказы, которые предусматривали разработку проектов концептуальных документов и программ развития информационного общества и электронного правительства. В ходе этих работ мы обратили внимание на важную тенденцию, отметил Андрей ЧУГУНОВ. Она заключается в следующем: высшее руководство регионов при рассмотрении проектов региональных программ информатизации стали обращать внимание на экономический и институциональные эффекты от внедрения информационных систем. Это привело к тому, что в некоторых регионах в зону ответственности региональных информатизаторов стали включать те вопросы, которые ранее относились к компетенциям и ответственности департаментов экономики, например, развитие ИТ-сектора региона.
Эту тенденцию можно только поддержать, однако, если глубже вникнуть в вопрос, то сразу возникают проблемы. И из них главная – межведомственные барьеры и отсутствие у региональных информатизаторов возможности реально влиять на те показатели, которые связаны с развитием ИТ-отрасли, а если шире – экономическим развитием.
В этой связи, продолжил Андрей ЧУГУНОВ, возникает вопрос – каким образом можно решать эту проблему? В данном контексте представляется полезным применить концепцию, вернее управленческую практику, которая называется CIO (Chief Information Officer). Сама концепция взята из бизнеса.
Она подчеркивает, что внедрение информационных технологий и электронных систем только тогда будет реально влиять на снижение издержек и повышение эффективности деятельности подразделений организации, когда за эту работу отвечает не просто руководитель ИТ-департамента, а лицо, обладающее полномочиями заместителя руководителя (вице-президента компании, заместителя генерального директора и т.п.), кто может реально влиять на бизнес-процессы в соседних департаментах. В настоящее время предпринимаются усилия, чтобы концепция и методы управления, которые соответствуют идее CIO, постепенно пришли в государственное управление.
Следует сказать, что опыт сообщества ИТ-директоров в России и крупных городах постепенно начинает внедряться в государственном секторе, и уже на региональном уровне появляются государственные ИТ-директора (региональные информатизаторы со статусом вице-губернаторов), что приводит к явным эффектам, подытожил Андрей ЧУГУНОВ.
В заключение пресс-конференции известный российский эксперт в области развития информационного общества, президент Фонда «ФОСТАС» Евгений ЗИНДЕР по просьбе модератора Александра АЙГИСТОВА обобщил основные достижения и проблемы отрасли информационных технологий, которые повлекли за собой кардинальные изменения в развитии информационного общества за последний год.
Он выразил мнение, что основная часть обсуждавшихся сегодня вопросов была характерна для электронных правительств развитых стран по большей части до 2007 года. Другими словами, отметил эксперт, говоря о федеральном уровне, мы продолжаем буксовать в прошлых трактовках электронного правительства, тогда как в иных странах с тех пор сменилось целое поколение электронных правительств, а то и два.
Евгений ЗИНДЕР обратил внимание аудитории на то, что после первых полутора часов острых критических выступлений на сегодняшней конференции было несколько спокойных докладов, в которых рассматривались мероприятия регулярного плана и выражалась надежда на то, что в итоге, в 2014 году они могут дать начало более быстрому развитию электронного правительства. Однако, названные в предшествующих выступлениях цифры неоправданных затрат и качественные оценки неправильных действий не опровергались, методы управления развитием электронного правительства и проектирования государственных систем практически остались теми же самыми.
В связи с этим Евгений ЗИНДЕР предложил следующий риторический вопрос: надо ли быстрее и больше делать всё те же «неправильные вещи»?
Он обратил внимание на то, что перечень прозвучавших неоправданных проектов, неудачных систем, неадекватных наборов электронных государственных услуг и безрезультатно потраченных средств говорит об отсутствии профессионализма в развитии такой сложной автоматизированной системы, как электронное правительство.
Планирование, обоснование, проектирование и разработка выполнялись с игнорированием базовых требований и правил создания автоматизированных систем, причем как определенных в национальных стандартах более 20-ти лет назад, так и зафиксированных три – пять лет назад в новых стандартах ГОСТ Р, полученных переводом последних стандартов ИСО. Даже в рамках понимания 2007 года проектирование и реализация электронного правительства выполнялись непрофессионально, отметил эксперт. В частности, с игнорированием правил, требующих заранее и неформально определять системы целей и плановых значений показателей создания систем, прослеживать достижение целей и плановых значений показателей на каждом этапе проектирования систем, их реализации и эксплуатации. Т.е. цели, которые всё же ставились, постепенно искажались, сводились к примитиву «плана по валу» в создании услуг. Часть целей начала игнорироваться или выпала из поля общего внимания, например, повышение эффективности выполнения государственных функций.
Переходя к рекомендациям, Евгений ЗИНДЕР предложил обратить внимание на то, что конечные цели электронного правительства не могут заключаться в оказании услуг как таковых. Они состоят в повышении качества жизни граждан, поэтому главным и центральным делом должно быть понимание и планирование улучшения качества жизни.
Был приведен пример: вряд ли нужна самая совершенная электронная очередь в поликлинику, если в этой поликлинике люди не получают лечения. Поэтому в рамках формирования информационного общества требуется заново сформировать ясное понимание требуемого качества жизни, причем с учетом ограничений, диктуемых уровнем ВВП и другими реалиями жизни.
Безусловно, основной целью развития электронного правительства и информационного общества должно быть создание такой комплексной, материальной и информационной среды обитания человека, которая обеспечивала бы всё более высокий уровень качества жизни.
Евгений ЗИНДЕР обратил внимание на то, что много лет методисты и аналитические компании призывают в большей мере использовать багаж классического комплексного архитектурного подхода архитекторов-строителей, накопленный ими в успешных проектах городов и комплексов зданий. Именно в таких проектах во главу угла ставится не число объектов, а создание среды обитания людей с необходимыми качествами. В связи с этим эксперт вернул внимание присутствующих к проблемам с системой управления развитием электронного правительства.
Можно считать проверенным способ управления, опирающийся на архитектурный подход и профессиональные архитектурные методы формирования электронного правительства. При этом на самом верхнем уровне управления находится политическое управление, в рамках которого определяются основные цели электронного правительства. На следующем уровне – управление выполняется «главным архитектором» электронного правительства, как бы его должность ни называлась формально. Далее, на следующих уровнях к управлению подключаются архитекторы, специализирующиеся на разных областях электронного правительства, например, системный и технический архитекторы, а также руководители проектов, другие менеджеры, специалисты, независимые эксперты.
Опираясь на такой подход к управлению развитием электронного правительства можно вырваться из имеющейся пробуксовки и перейти к формированию и реализации по-настоящему нужной людям и перспективной архитектуры информационной и комплексной среды обитания граждан – как бытовой, так и рабочей. Однако при движении вперед нельзя оставлять у себя в тылу имеющиеся провалы. Их необходимо устранить, обеспечив высокопрофессиональное информационное основание, на котором как на платформе сможет базироваться обновлённое электронное правительство, чью концепцию необходимо осмыслять и разрабатывать заново.
Завершая, Евгений ЗИНДЕР констатировал, что разработанный, но недостаточно востребованный ранее багаж методик и моделей вполне может быть адаптирован к изменившимся обстоятельствам и использован в новой концепции и архитектуре электронного правительства.
По завершении всех выступлений спикеры ответили на многочисленные вопросы собравшихся журналистов.
Ведущий пресс-конференции, руководитель Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО» Александр АЙГИСТОВ поблагодарил всех присутствующих и приступил к церемонии награждения экспертов и представителей СМИ, связанной и итогами уходящего 2013 года.
Специальными дипломами «за вклад в развитие информационного общества в Российской Федерации» награждены выдающиеся российские ученые и эксперты, работающие в сфере информационных технологий: президент Фонда «ФОСТАС» Евгений ЗИНДЕР, директор Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО Андрей ЧУГУНОВ и руководитель Экспертного центра электронного государства Павел ХИЛОВ.
Также состоялось награждение представителей СМИ «за лучшее освещение тематики информационного общества в средствах массовой информации в 2013 году». Наград удостоены: Издание PC Week/RE, руководитель пресс-службы RU-CENTER Виктория БУНЧУК, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН, член редколлегии журнала «Информационные ресурсы России» Юрий ПОЛЯК, Газета «Народная инициатива».
«За организацию и проведение мероприятий в сфере развития информационного общества в 2013 году» был награждён исполнительный директор Финансового пресс-клуба России Юрий ВОРОНЕНКОВ.
Всем лауреатам также были вручены ценные подарки от Лаборатории Касперского и компании RU-CENTER.
В заключение церемонии награждения представители руководства компании Indigo Group совместно с компанией San Paolo Cafe вручили руководителю Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО» Александру АЙГИСТОВУ специальный подарок – универсальную промышленную кофемашину, которую удобно использовать при проведении мероприятий с большим числом участников. Инновационный автомат не только варит разнообразный кофе, но и готовит чай, соки, газированную воду и различные коктейли.
Поздравляя всех участников пресс-конференции с Новым 2014 годом и прощаясь с представителями СМИ и экспертами, руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ процитировал недавние слова Президента РФ Владимира ПУТИНА:
«Чувство ответственности за страну – это призыв к каждому из нас. Всё, что заявлено, должно исполняться без всяких оговорок, ссылок и ведомственных толкований. В этом главная, самая весомая задача власти. Если решение принято, оно должно быть реализовано. Считаю такой подход концентрированным выражением ответственности и предлагаю сделать его девизом наступающего года, девизом для всех: для власти, для общества, для граждан. …Опираясь на лучшие традиции нашего народа, используя самые современные идеи и эффективные способы развития, мы решим все стоящие перед нами задачи и обязательно добьёмся успеха».
По окончании пресс-конференции (мероприятие длилось три часа и собрало около 150 представителей СМИ, среди которых 6 телеканалов, а также большое количество экспертов) состоялся дружеский коктейль и неформальное общение.

Источник: http://www.rario.ru/


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи