Информационно-аналитические материалы о деятельности муниципального образования г. Томск в 2007 году и планах на 2008 год


1. Что наиболее значительное удалось сделать в области территориального общественного самоуправления в 2007 году?

2007 год для муниципального образования город Томск стал годом продолжения начатых в 2006 году преобразований в местном самоуправлении.

В течение 2007 года районные администрации наладили систему регистрации Уставов ТОС и выдачи свидетельств о регистрации. Комитет по местному самоуправление ведет единый реестр регистрации Уставов ТОС, осуществляет разработку методических материалов. Процессы преобразования в этой сфере, обусловленные новым законом об МСУ, усиливаются. Имеется положительная тенденция увеличения числа ТОСов на территории г. Томска. Если в 2006 г. было всего 869 ТОСов, то в 2007 г. их число увеличилось до 1042.  

Традиционно, районными администрациями г. Томска проводились конкурсы «Весенний марафон», «Лучший ТОС района», которые направлены на проведение благоустроительных, ремонтных работ и организацию субботников. Победители районных конкурсов выходили на общегородской конкурс для ТОСов «Томский дворик», который проводится с 1997 года.

В 2006 году рекордное количество участников вышло в финал, 200 объектов, более 5000 участников конкурса, награждено за участие в конкурсе 650 томичей. В 2007 году городская комиссия оценивала 239 объектов, количество участников увеличилось до 5 500, награждено за участие в конкурсе 700 человек.

В городе Томске несколько лет подряд реализуется муниципальная целевая программа "Развитие общественного самоуправления". В 2007 году целевая программа «Развитие общественного самоуправления в г. Томске» была реализована на сумму 7 454 000. рублей, а в 2006 году из бюджета города на данную целевую программу было выделено 4 894 000рублей. Этих средств недостаточно для реализации всех наиболее значимых мероприятий в области развития территориального общественного самоуправления и становления гражданского общества на территории г. Томска. В этой связи необходима финансовая поддержка из бюджетов других уровней бюджетной системы России.

Третий год подряд город принимает участие во всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России».


2. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы бы  особо отметили?

Благодаря постоянно действующим семинарам и конференциям АСДГ мы имеем возможность общаться со своими коллегами из других регионов, наличие раздела «Информационно-аналитические материалы» на сайте www.asdg.ru позволяет постоянно иметь под рукой аналитику по многим отраслям муниципальной деятельности.

Хотелось бы отметить, что муниципалитет Томска изучал практику оказания финансовой помощи общественному самоуправлению в Омске, Новосибирске, Красноярске. Необходимо отметить, что в этих городах территориальным общественным самоуправлениям и их руководителям оказывается финансовая помощь (в виде заработной платы, финансовая помощь по итогам конкурсов). Подобная поддержка территориальных общественных самоуправлений способствует их дальнейшему развитию.


3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошлом году?

Одной из главных проблем в области местного самоуправления является финансирование общественных и некоммерческих организаций. В связи с внесением поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации органы местного самоуправления не могут предоставлять субсидии и субвенции некоммерческим организациям. Внесение данных поправок не будет способствовать развитию гражданских инициатив.


4. Какие задачи стоят в 2008 г.

В г. Томске принята целевая программа «Развитие общественного самоуправления» на 2008 г. Основными задачами данной целевой программы являются:

  1. Формирование условий для развития форм и структур местного самоуправления (публичные слушания, собрания и конференции граждан и т.д.);
  2. Вовлечение жителей города в решение вопросов местного значения;
  3. Содействие становлению территориального общественного самоуправления и иных форм объединений граждан;
  4. Создание стимулов к совершенствованию деятельности некоммерческих организаций (НКО) по реализации стратегических направлений развития города;
  5. Информирование граждан о правах и обязанностях в сфере местного самоуправления;
  6. Выявление, подбор и подготовка инициаторов, организаторов общественных и местных инициатив, координация, обеспечение их деятельности;
  7. Содействие жителям города в деятельности по управлению жилищным фондом, повышение их заинтересованности в экономном расходовании ресурсов и бережном к ним отношении;
  8. Оптимизация расходов бюджета за счет привлечения некоммерческих организаций к решению социальных, экологических и иных проблем города.

Увеличена строка расходов на финансовую поддержку общественных объединений, включая муниципальные гранты, проведение семинаров и консультаций). Если в 2007 году на эти цели предусматривалось 4 125 000 рублей, то в 2008 году запланировано 4 977 200 рублей.

В 2008 году планируется разработать положение «О премировании руководителей территориальных общественных самоуправлений», которое будет направлено на поощрение руководителей ТОСов, достигших поставленных целей.

Проведя конкурс «Томский Дворик» в 2007 году, были сделаны выводы. В 2008 году необходимо организовать и провести его несколько иначе. Планируется пересмотреть Положение о конкурсе, провести рабочие совещания с различными подразделениями администрации (департаментом образования. здравоохранения, культуры и др.) для привлечения к конкурсу по благоустройству города большего количества участников. Совместно с Детско-юношеским парламентом мы планируем организовать конкурс школьных проектов по озеленению территорий школ, совместно с департаментом здравоохранения более осознанно подойти к подготовке и участию в конкурсе объектов их сферы, есть резерв и у ВУЗов нашего города, не принимали участие в конкурсе ТУСУР, СибГМУ.


5.6.7. Какую помощь и содействие, на Ваш  взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем? Считаете ли Вы целесообразным проведение конференций ( совещаний и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли? Если считаете проведение таких мероприятий полезными, то укажите наиболее важные и актуальные вопросы для обсуждения.

Деятельность АСДГ является нужной и полезной. Ассоциация может представлять интересы сибирских и дальневосточных городов на федеральном уровне, вносить в Государственную Думу Российской Федерации законопроекты, затрагивающие деятельность муниципалитетов.

Еще одним, безусловно, важным направлением деятельности АСДГ является консультирование по вопросам применения Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Считаем целесообразным проведение конференций (совещаний) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем общественного самоуправления. Было бы полезно изучить и обменяться опытом с Красноярском, в котором создано и работает муниципальное учреждение, узнать его функции и накопленный опыт. АСДГ может разработать проект положения о премировании (поощрении) руководителей территориальных общественных самоуправлений.

Одним из наиболее важных вопросов для проведения конференции является вопрос о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации. В ноябре 2007 г. в БК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми муниципальные образования лишены возможности предоставлять субсидии и субвенции некоммерческим организациям. Данные положения БК РФ не будут способствовать развитию и активности некоммерческих организация. Поэтому считаем необходимым выйти с законопроектом о внесении изменений в БК РФ, который позволит муниципалитетам оказывать финансовую поддержку некоммерческим организациям.